Желание учиться прививает семья

Желание учиться прививает семья

Каждый неравнодушный родитель желает вырастить своего ребенка достойным человеком. Но, к сожалению, избежать родительских ошибок на пути взросления малыша практически невозможно. Как воспитать в ребенке правильные качества? Как привить любовь к учебе и тягу к знаниям? Что такое осознанное воспитание?

Обо всем этом мы поговорили с преподавателем Армавирского государственного педагогического университета, многодетным отцом Николаем Крижановским.

Такие семьи, как у Николая Игоревича, принято называть образцовыми. Николай и его супруга, которая также работает педагогом, растят пятерых детей. Два старших сына Крижановских —   успешные студенты московских вузов. Младшие пока еще школьники, но уже впечатляют успехами в учебе и спорте.

— Николай, все ваши дети учатся на «отлично»?

— Мы с женой не гонимся за тем, чтобы они были отличниками, не ставим перед ними такой задачи. Главное, чтобы они учились и понимали то, чему их учат. Если будет «четверка», пусть будет «четверка». «Троек», конечно, не желательно. Поэтому, если они в чем-то отстают, мы, как родители, стараемся сами помогать. А если это необходимо, например, какие-то предметы трудно даются, находим репетитора.

Вот старший сын у нас закончил школу без медали. А второй с медалью. Но он сам этого захотел, сам к этому шел. И сейчас, будучи студентами, они оба продолжают так же ответственно учиться. Старший вот только в этом году, сдав первую сессию в магистратуре, впервые стал отличником.

— Как же воспитать эту осознанность и привить любовь к учебе?

— Я таких советов не могу давать, могу только поделиться опытом нашей семьи. Во-первых, это исключение телевизора и свободного доступа к компьютеру, интернету и смартфонам. У наших детей есть обычные телефоны, и этого хватает. Телевизора в нашем доме нет с 2000 года. У нас есть несколько компьютеров, но и они не в свободном доступе. Если детям что-то нужно, они спрашивают, потом могут и в интернет зайти и прочее. Но это не значит, что мы с женой запрещаем телевизор везде. Они могут пойти к бабушке, в гости, где спокойно его смотрят.

— То есть, по-вашему, телевизор — это то, что крадет свободное время?

— Телевизор – это то, что отвлекает, то, что навязывает ненужную информацию. Дестабилизирует обстановку в семье, в конце концов. И когда малыш часами смотрит на эти мелькания. И когда взрослые начинают разговоры по разным одиозным поводам, политическим, к примеру. Это то, что не нужно семье сегодня, в принципе. И современное общество, мне кажется, потихонечку от телевизора отказывается, и это очень хорошо.

— И тогда дети свое свободное время начинают заполнять учёбой?

— Источниками информации становятся книги, журналы. Дети начинают ходить в библиотеку, читать познавательную литературу, увлекаться чем-то. Конечно, они могут гулять, никто им этого не запрещает. Они общаются со сверстниками, ходят в спортивные секции, все это в порядке вещей. Но они также видят, что мы с женой много читаем и основную информацию берем из книг, постоянно работаем с ними. И дети тоже берут в руки книги. У нас большая библиотека детской художественной и познавательной литературы. Тем более, что я в вузе преподаю предмет «Детская литература» и немного разбираюсь в этом.

Недавно прививать младшим интерес к книге стали и старшие. Они знают, чем интересуются малыши и подбирают в Москве хорошие издания. Такие книги, даже толстые, проглатываются за считанные дни.

— Как правильно организовать рабочее пространство, чтобы ребенок учился максимально эффективно?

— Опять же делюсь опытом, а не советую. Как я уже сказал, нужно максимально оградить от гаджетов и всего прочего. Остальное уже зависит от самого ребенка и от его стремлений. Допустим, когда мой старший сын увлекся химией, он перед своим рабочим столом повесил таблицы Менделеева, растворимости кислот и еще чего-то, другие нужные ему наглядные пособия.

И если ребенок хочет в каком-то русле развиваться, ему нужно просто вовремя помочь, дать толчок. Если я понимаю в предмете, я могу подсказать. А если у меня нет таких знаний, то помогу найти толкового педагога. У старшего как раз был сильный учитель по химии, она повела его за собой. А мы, как родители, делали все, чтобы он мог реализовать себя в этой области. И он сдал экзамен по химии максимально хорошо – 95 баллов получил.

Не обязательно как-то специально организовывать ребенку ему пространство. Главное, чтобы у него была возможность спокойно делать уроки, когда ему это нужно. Я, например, когда рос, у нас с сестрой не было отдельного стола для занятий. Был какой-то угол, и мы там занимались.

— Имеет ли значение школа, в которую ходит ребенок? Когда ваши дети стали учениками, вы как-то выбирали школу или просто пошли в ближайшую?

— Наши пошли в школу, которая рядом с домом. От атмосферы школы многое зависит. Но все-таки, я считаю, желание учиться формирует не школа и не преподаватели, а семья. Если семья настраивает ребенка на то, что ему нужно образование, что он должен развиваться, то, естественно, он будет хотеть идти дальше. А если ребенок и его образование дома никого не интересуют, то и учеба у такого школьника будет на последнем месте.

Желание учиться прививает семья

Дети семьи Крижановских (фото из семейного архива)
— Николай, вы вообще строгий или мягкий родитель?

— Я не знаю (смеется). Я ж не вижу себя со стороны.

— Тогда переформулирую, как вы считаете, для ребенка полезней поощрение или более требовательное отношение?

— Не могу сказать. У нас обычная семья. И как в любой другой семье, мы и наказываем, когда они сильно шалят, и разговариваем, когда нужно. И балуем, вывозим куда-то отдыхать, гулять.

— Есть ли в вашем доме какая-то система поощрений? Если, к примеру, ребенок оканчивает хорошо четверть, что-то за это получает?

— Нет, такого нет. Мы можем по окончании четверти купить торт, отпраздновать все вместе, похвалить детей. Но каких-то специальных подарков за хорошую учебу или окончание учебного года у нас нет. И поощрений за «пятерки» тоже нет. Нам с женой хочется, чтобы дети поняли: они учатся для себя, строят свою судьбу, что они так приобретают навыки самостоятельного труда, которые им всегда пригодятся.

— Очень часто именно родители решают, в каком вузе или техникуме ребенку учиться. Вы как-то специально подталкиваете своих детей в нужном направлении?

— Мы стараемся увидеть, чем интересуется ребенок. Если старший заинтересовался химией, то мы, как я уже сказал, сделали все, чтобы он максимально развивался в этой области. Второй сын сам заинтересовался физикой в 9-м классе. И мы вскоре отдали его в наш Центр научно-технического творчества к замечательному педагогу Евгению Маленовичу Шишкину. И парень с удовольствием стал там заниматься, паять, а вскоре стал занимать призовые места на краевых, всероссийских и даже международных научно-технических конкурсах. Сейчас он на третьем курсе в московском вузе, осваивает радиоэлектронику.

— Насколько важно дополнительное образование: кружки, секции?

— Обязательны! Оба старших очень возмущались, когда их повели в музыкальную школу. Через три года они ее благополучно бросили. Но теперь никто из них не жалеет о том, что проучились. Второй сын сейчас очень хорошо играет на гитаре, хоть и учился по классу фортепиано. Он же, будучи в младшей школе, занимался танцами. Но когда сломал ногу, сказал: «Как хорошо, что можно больше не ходить на танцы!» Хотя потом они ему пригодились. Он был на губернаторском бале и ему легко было всему научиться. Дочка в прошлом году окончила музыкальную школу. Уже несколько лет занимается в художественной школе-студии. В художку ходили и старшие сыновья – Илья и Михаил. Все эти дополнительные занятия очень развивают и помогают в жизни.

И обязательно наши дети занимаются спортом. Старшие занимались боксом, выступали на краевых соревнованиях, у одного из них первый разряд. Трое школьников – Наташа, Игорь и Павел — сейчас занимаются шорт-треком. У нас в Армавире очень хорошая секция, кстати.

— А ведь это требует хорошей самоорганизации в первую очередь от самих родителей. Детей на секции нужно ведь постоянно возить.

— Здесь детям приходится отдавать больше своего времени. Мы их возим почти каждый день на секции. И стараемся делать так, чтобы они участвовали в соревнованиях, хотя это и требует денег.

— Откуда вообще столько сил взять на пятерых детей?

— Ну раз уж они есть, некуда деваться (смеется). С пятерыми, кстати, проще, чем с одним. Они тянут друг друга за собой. Дочка, например, постоянно звонит в Москву и со старшими братьями советуется. Они многому ее учат, подсказывают, что и как сделать.

— Двое ваших студентов учатся в Москве. Хотя логично было бы где-то рядом с отцом, в его вузе…

— Опять же исходили только из их интересов. Тех направлений, что они выбрали, тут просто нет. У старшего были очень хорошие баллы, его брали практически в любом вузе химического профиля. Он выбрал тот, который ему понравился, и сейчас не жалеет. Если бы сыновья захотели стать педагогами, я бы все сделал, чтобы они хорошо учились здесь.

— Какие еще качества стараетесь развивать в детях?

— Порядочность, ответственность и трудолюбие. Кстати, именно последнего очень не хватает многим современным детям. И нашим маленьким порой тоже, потому что это долго прививается. Вообще, научить ребенка работать усидчиво очень сложно. Стараемся своим примером показывать, как это делать. Что-то вместе с ними делаем.

Плюс мы в семье приучаем детей к церкви. Они ходят на воскресные службы, пусть не каждую неделю, но стараются там появляться. Для меня это очень важно. В свое время благодаря папе и маме я пришел в Православную церковь. И сейчас стараюсь, чтобы и дети понимали, в чем ценность веры в жизни.

— Как вы считаете, какие черты характера смогут помочь ребенку в будущей карьере?

— К сожалению, современное общество постепенно становится все более эгоистичным, и в нем все громче звучит требование воспитания человека, умеющего заработать как можно больше денег. Правильно ли это? Если заработок является единственной целью, то, на мой взгляд, это не верно. Есть очень модное сейчас слово «успешный». Мне кажется, воспитание «успешного» человека, «успешного» индивидуума — это неправильный подход.

Слышал, как дети уже класса с седьмого заявляют: я хочу работать в «Газпроме», или я хочу работать в «Сбербанке». Они уже знают успешную компанию и мечтают работать там. С одной стороны, за это осуждать нельзя, и это нормально, когда ребенок чего-то хочет. Но ведь в этом конкретном случае он просто хочет много денег. А потом это желание может обернуться неприятными вещами. К примеру, у него что-то не получится, но он будет все равно хотеть много денег. И пути могут быть любыми для достижения этих денег. Поэтому я считаю, что неправильно растить только «успешных» личностей. Все-таки мы должны помнить, что человек должен быть в первую очередь человеком, а не тем, кто ради успеха готов идти по головам.

— Вы с супругой — профессиональные педагоги, и, наверняка, используете свои знания в воспитании детей. А как другим встать на путь «осознанного родительства»?

— В малом – должно быть обоюдное желание родителей воспитать своего ребенка человеком, привить ему настоящие ценности: патриотизм, чувство ответственности, умение сострадать и любить. Если говорить глобально, то в обществе должен быть некий семьецентризм. То есть семья должна быть в центре всего, важнейшей ценностью.

— Ну, вроде как семейные ценности в нашем обществе всячески пропагандируются и поддерживаются…

— С одной стороны, вроде бы и да, но с другой — нет. То есть официально это, конечно, так. Я имею в виду поддержку со стороны государства. Мы, например, получили в свое время ссуду на строительство и смогли пристроить достаточно большую часть к нашему очень небольшому дому. Этому, кстати, способствовал и материнский капитал. Кроме того, из рук губернатора Вениамина Кондратьева в 2016 году мы с женой Натальей получили медаль «Родительская доблесть». Все это есть, я не отрицаю. Но семьецентризм должен идти в первую очередь через СМИ, формирующие информационную атмосферу общества.

К сожалению, современные СМИ: радио, телевидение, социальные сети далеки от семейных ценностей. Включите любую радиостанцию. Мы услышим песни, где до семьи далеко, мягко говоря. И дети это слушают. Посмотрите самые популярные паблики в любой соцсети. То же самое в телевизоре. Что такое программа «Давай поженимся», как не банальное сводничество? Или что такое «Поле чудес», как не эксплуатация желания заработать побольше денег на игре? К чему приучают людей эти и другие программы уже больше 20 лет? Все это мешает нормальной семье. Должна быть духовная преемственность, именно она является основой любой семьи, семья, в свою очередь, это основа жизни.

Редакция «Армавирский Собеседник»

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях