В Армавире работает школа для родителей детей-инвалидов

В Армавире работает школа для родителей детей-инвалидов

Специалисты известного в родительских кругах центра «Доверие» продолжают поддерживать семьи с детьми-инвалидами. В первую очередь здесь помогают найти «внутренний баланс».

Официальное название этого чудо-учреждения — ГКУ СО КК «Армавирский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями». Основное направление работы: оказание квалифицированной социально-медико-психолого-педа­гогической помощи детям с ограниченными возможностями, детям-инвалидам, а также семьям, в которых они воспитываются, направленной на максимальную и своевременную их социальную реабилитацию и адаптацию. Это официальная информация с сайта учреждения. А если говорить доступным языком, это реабилитационный центр для детей с проблемами со здоровьем. Мамы ребят с ОВЗ его называют «Доверие».
«Доверие» — название, говорящее само за себя. Доверие — именно это чувство испытывают родители, приводя своего ребенка в это учреждение и вручая его опытному персоналу. Но помощь в этом учреждении получают не только дети, такая возможность предоставляется и родителям.
 

Родительская школа
Десять лет назад, в 2009 году, на базе Армавирского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями была создана родительская школа «Особый ребенок». Ведущим специалистом данной школы стала педагог-психолог Екатерина Валерьевна Кочеткова. Ее главная задача — оказать родителям детей-инвалидов, психологическую помощь, поддержку. Специалист может с помощью специальных занятий и методик разгрузить родителей психологически, снизить уровень стресса, помочь лучше увидеть и понять своих детей, принять их «особость» и научиться с этим жить.
Вот что говорит сама Екатерина Валерьевна о своей работе:
— Семья, как ближайшее окружение ребенка-инвалида, — главное звено в системе его воспитания и обучения, социализации, удовлетворения потребностей, профориентации. В жизни детей с проблемами в развитии и в их семьях возникает очень много трудностей. Это социально-педагогические проблемы, психологические, экономические, медицинские, коммуникативные, трудности с обучением. Со многими проблемами ребенок и семья не могут справиться самостоятельно и поэтому нуждаются в помощи. Особую значимость приобретает проблема социальной адаптации не только ребенка, но и семьи, в которой он воспитывается.
Семья с ребенком-инвалидом — это семья с особым статусом. Особенности и проблемы такой семьи определяются в большей степени решением проблем ребенка, «закрытостью» семьи для внешнего мира, дефицитом общения (всех членов семьи). Зачастую к внутрисемейным сложностям добавляется еще и отрицательное отношение к инвалидности со стороны окружающих…
В таком непростом положении и семья, и ребенок нуждаются в помощи специалиста, который смог бы активно войти в конкретную жизненную ситуацию, смягчить воздействие стресса, помочь мобилизовать имеющиеся внутренние и внешние ресурсы всех членов семьи.
 

Особенные семьи
— Мой опыт общения с родителями позволил отметить некоторые особенности семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, и создать определенный стиль занятий для них, — рассказывает психолог «Доверия». — Семья находится в круге нерешенных проблем — постоянные «поиски виноватого», душевная тяжесть, психологическая угнетенность, зачастую сложно складываются супружеские отношения, появляется недосказанность, недоговоренность каких-то проблем, переживаний. Нередко это приводит к распаду семьи.
Вина — то чувство, с которым сталкивается любой родитель, когда с его ребенком что-то случается. Если состояние горя, вины, печали, а зачастую и депрессии не осознается родителями, не проговаривается с близкими людьми, то это становится тормозом в процессе принятия состояния своего ребенка. Запрет на переживание определенных чувств не решает проблемы. Эмоциональное напряжение, не имеющее выхода, рано или поздно дает о себе знать. В таком случае его действие может стать сокрушительным. Следовательно, первоочередное направление психологической помощи — оптимизация психологического состояния родителей детей-инвалидов.
 

Принять и полюбить
Родительская школа «Особый ребенок» ставит перед собой ряд задач:
-обучение родителей специальным коррекционным и методическим приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком-инвалидом в домашних условиях;
-развитие умения самоанализа и преодоление психологических барьеров между родителями и детьми;
-коррекция внутреннего психологического состояния родителей;
-коррекция взаимоотношений между матерью и ее ребенком;
-формирование позитивной установки в сознании родителей;
-снижение эмоционального напряжения и снятие тревожности у родителей.

— За долгое время работы родительской школы «Особый ребенок», — говорит Екатерина Валерьевна, — я обратила внимание, что для многих родителей бывает важно увидеться с теми, кто оказался в подобной ситуации. На наших групповых тренингах у родителей появляется понимание естественности своих переживаний и проявления своих чувств. Одна из моих задач как специалиста — помочь принять жизненную ситуацию, создать условия для большей свободы и защищенности переживающих родителей.
 

Мы не одни
Участие в групповых обсуждениях собственных проблем, возможность делиться опытом, дружеская поддержка — все это помогает родителям восстановить свой внутренний баланс и самооценку, дает возможность почувствовать дружескую поддержку и участие. Вот что говорят сами участники занятий.

Наталья Михайловна Андрусова, бабушка Артема:
«Я стала посещать занятия в школе не так давно. Так сложилась жизнь, что я воспитываю своего внука Артема. Ноша нелегкая, опыта у меня нет, а посещая занятия, я поняла, что я не одна, мы — команда, жить с таким осознанием легче, интереснее. Екатерина Валерьевна предлагает нам много интересного на занятиях, общение проходит на позитивной волне. Я многому научилась у наших мамочек».
Инесса Егоян, мама Илоны:
«Мне занятия с психологом помогли увидеть своего ребенка и всю свою семью с лучшей стороны. Беседы, доброжелательная обстановка уже с первых занятий помогли раскрыть душу, я увидела, что моя история и ситуация не единственные, что многие мамы прошли через такие же трудности и нашли в себе силы, а это значит, что и у меня все будет хорошо. Я стала более спокойна и рассудительна».
Татьяна Кострыкина:
«Я на занятии у Екатерины Валерьевны сегодня впервые — ежедневные хлопоты, воспитание детей, работа… Все как-то не могла выбраться. Очень полезное мероприятие, доброжелательная обстановка, приятное общение с другими мамами. Постараюсь выкраивать время и не пропускать занятия».

Сделать мир лучше
Возможности групповой поддержки укрепляют доверие к миру, который, казалось бы, разрушен. Из практики родительской школы становится ясно, насколько важно семье не оказаться в изоляции, один на один со своими проблемами и как важно вовремя устранить эту блокаду.
Как призналась Екатерина Валерьевна, лично ей занятия с «особенными семьями» дают очень многое, и в первую очередь — огромный опыт, и не только профессиональный, но и духовный и общечеловеческий. Если внимательно приглядеться к матерям, воспитывающим «особенных» детей в семье, то увидим, что все эти женщины, независимо от их образовательного уровня, социального статуса и материального положения, наделены высокой духовной культурой
Прежде всего у них развито чувство ответственности за своих детей, а значит, и за все человечество. Они не способны на предательство, под какой бы личиной оно ни скрывалось. Их жизнь — ежедневное, ежеминутное самопожертвование, часто без надежды быть услышанными или понятыми. Эти женщины — носительницы тех общечеловеческих ценностей, которые в определенной степени нами утрачены, о которых мы редко вспоминаем, — уверен специалист Армавирского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями.

Наталья ИВАНОВА

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях