Каменные изваяния далекого прошлого.
Недавно была найдена ранее украденная половецкая «баба», также известная как «горькобалковская находка» 2008 года.
Эта новость всколыхнула археологическое общество и армавирцев. «АС» решил более подробно узнать о каменных изваяниях и их истории.
Разобраться в этой сложной теме нам помог Александр Лопатин — заведующий отделом археологии, палеонтологии и природы МБУК «Армавирский краеведческий музей». Он стал первым, кто обнаружил «бабу».
История изваяний, коллекция музея
Армавирская коллекция состоит из 11 мужских и 8 женских изваяний (и один обломок). Особенность нашей коллекции в том, что в ней стеловидных изваяний больше женских, чем мужских.
— Кроме половецких изваяний у нас есть три скифских, одно антропоморфное эпохи бронзы и несколько стел («стела» — вертикальный камень или вертикально поставленная плита, часто украшенная резьбой или надписями).
Стеловидные фигуры характеризуются отсутствием пластических воспроизведений рук и ног.
В степях выделяется редкий тип стеловидных фигур, когда сосуд на фигуре изображен в положенном по канону месте — под выступающим животом.
Также в коллекции музея имеется памятник киммерийской культуры — «оленный камень». У нас в Армавире достойная коллекция монументального древнего искусства, одна из крупнейших в России.
Чаще всего это случайные находки.
— Вспоминается случай, когда моя супруга, Татьяна Евгеньевна, шла по станице Прочноокопской и увидела на скамейке двух бабушек.
Скамейка состояла из двух камней, дощечки и почему-то очень ее заинтересовала. Она попросила разрешения осмотреть скамейку. Когда Татьяна Евгеньевна перевернула камень, оказалось, что это средняя часть половецкого изваяния, — рассказывает Александр Петрович.
— Была и другая ситуация, когда нам позвонили из Бесскорбной и сказали: у нас здесь артефакт. Как оказалось, это было древнее антропоморфное изваяние, на котором не выделено лицо или какие-то части тела. Ничего невозможно было рассмотреть, кроме головы и прямоугольного туловища. Но, тем не менее, это тоже изваяние. Оно было обнаружено в чистом поле, далеко от рек и холмов. Я считаю, что оно принадлежит к 3-2 тысячелетию до нашей эры. Данное изваяние старше скифских «баб» нашего музея примерно на 1500 лет.
Скифские изваяния
— У нас есть еще два скифских изваяния. В краеведческом музее они находятся давно, с 50-х годов. Одну из «баб» совершенно случайно обнаружили просто лежащей возле ступенек частного дома. Размером она была с современного человека. Хозяин не знал, что это такое и в итоге позволил нам ее забрать.
Чаще всего исторические находки обнаруживают при вспашке земли. Люди то и дело находят их в полях или открытых местностях. И это можно объяснить. Наибольшим «гонениям» каменные статуи подверглись в период перехода к исламу. Запрещенные изображения человека уничтожались или частично обезличивались. Теперь мы часто находим древние изваяния сверженными, со счесанными лицами: их снимали и закапывали. К сожалению, на изваяниях остаются шрамы от плуга. Иногда они не очень заметны, но порой плугом случайно можно отбить часть артефакта. Но поделать с этим ничего нельзя.
От вспашки земли курган становится все меньше и меньше, поверхность выравнивается. В итоге плугом изваяние цепляют и выворачивают его наверх. Сейчас подобные случаи происходят реже, но если случаются, то нашедший такую древнюю статую обращается к нам.
Святилища
— Большей частью скифы жили оседло, но военными походами проходили через наши земли, устанавливая места поклонения своим предкам. У них были святилища — места поклонения духам предков. Древние люди делали святилища так: насыпали курган или использовали естественное возвышение, по центру устанавливали изваяние. Но так как большинство изваяний были повержены, обнаружить целые святилища нам удается очень редко. В основном мы исследуем их по частям. Конечно же, с каждым годом мы все глубже изучаем это явление. Думаю, что в дальнейшем мы исследуем святилища более подробно.
Чаще всего «баба» натуральных размеров, в рост человека. Но помимо них есть домовые и очажные «божки». Их мы находим реже, особенно их мало у нас в степи. Лет десять назад был найден такой божок. Он был найден очень интересно… Фермер пас коров, одна из которых заупрямилась. Он решил припугнуть ее и замахнулся камнем. Эту глыбу он не глядя выхватил из земли, а когда повернул голову, то увидел перед собой камень с устрашающим лицом. Для него это было очень пугающе.
Я связываю божка с аланским поселением, поскольку за Урупом, в хуторе Украинском, находится именно аланское городище. Голова божка размером с кулак мужчины, причем она выполнена из камня, и гримаса получилась страшная. Жуткие глаза, явно для того, чтобы отпугивать злых духов. Плотно сжатые губы, символизирующие, возможно, то, что он никому ничего не расскажет. Раздутые ноздри, огромные уши… Божку можно пожаловаться, умилостивить благовониями.
Когда я искал аналог этой находки, то нашел ближайший в Англии, его раскопали лет пять назад. Разница с нашим божком лишь в том, что наш совершенно лысый, а английский с прической. Больше аналогов мы не нашли. Но поскольку аланское городище датируется 7-10 веком нашей эры, а английский божок датируют 1-2 веком, то получается неувязка с датами. Возможно, мы изменим «древность» нашего божка на более далекие времена. Осталось еще много загадок.
— Свойственны ли более глобальные постройки половцам и скифам?
— Мы не увязываем «баба» с дольменами. Все-таки дольмены — это эпоха ранней и средней бронзы. А вот то, что Европа была связана между собой — это однозначно. И даже Азия. Они все были связаны Великим шелковым путем. Эта связь всегда была. Дольменная культура распространена от Англии до Северного Кавказа. По этому пути мы как раз можем увязать происхождение божков. Еще один аналог, хоть и сомнительный, есть в Южном Китае.
Районы скопления святилищ
— У нас на средней Кубани самое большое скопление — это в первую очередь районы Камышевахи и Горькой Балки, там много половецких изваяний. Чуть меньше приходится на долю Прочноокопской станицы. 1-2 изваяния были найдены в Бесскорбной. В общем, большинство было найдено в Новокубанском районе. Также скопление есть в Павловском районе, где собрано 12 изваяний.
В армавирском краеведческом музее представлена одна из крупнейших в России коллекция монументального древнего искусства.
Термин «баба» правильно произносится с ударением на последний слог. Он обозначает «дедушка, предок».
Главным собирателем первых половецких изваяний по Краснодарскому краю стал Евгений Дмитриевич Фелицын, чьим именем сейчас назван Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник.
Как отличить обычный камень от артефакта
В первую очередь следует обратить внимание на первое впечатление — вызывает ли камень хоть какой-то интерес? Приковывает ли внимание какая-нибудь деталь? Если на нем видны какие-то черты лица или явно прочитывается туловище, то стоит более внимательно отнестись к находке. Ведь чем внимательнее люди относятся к таким вещам, тем богаче становится состав музея и культурное наследие.
Валерия КУДРИНА