Армавир готовится встретить чемпионат «Абилимпикс» — 2019. Общение с людьми с особенностями психического развития.

Армавир готовится встретить чемпионат «Абилимпикс» — 2019. Общение с людьми с особенностями психического развития.

Что нужно знать о взаимодействии и общении с людьми с особенностями психического развития в виде умственной отсталости?

Уже в следующем месяце гостеприимный Армавир встретит участников третьего регионального чемпионата профессионального мастерства среди лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс».

Уважаемые жители Армавира! Давайте сделаем так, чтобы наш город был в числе тех, где людей принимают такими, какие они есть, где не делят людей на «инвалидов» и «неинвалидов». Давайте вместе создадим в городе атмосферу добра и взаимопонимания.

По статистическим данным, в России насчитывается около 15 млн инвалидов, что составляет 10% от общей численности населения, в городе Армавире 18000 инвалидов. В это сложно поверить, так как в общественных местах встретить инвалида можно нечасто.

Зачастую люди теряются и не знают, как правильно вести себя с инвалидами, как сделать так, чтобы поведение окружающих было этичным и необидным для инвалидов. В рамках подготовки к чемпионату «Абилимпикс» — 2019 мы продолжаем серию публикаций, которые призваны помочь правильно общаться с инвалидами, не нарушая этических норм.

Что нужно знать о взаимодействии и общении с людьми с особенностями психического развития в виде умственной отсталости?

Умственная отсталость — не болезнь, которую можно вылечить. Это нечто, присущее человеку, сродни чертам личности. Хотя врачи и психологи описывают различные типичные особенности людей с умственной отсталостью, каждый из них неповторим и уникален, обладает своим темпераментом, свойствами характера, склонностями, привязанностями. Как и любой из нас.

Люди с легкой степенью умственной отсталости могут практически ничем не выделяться среди окружающих. Они могут учиться, работать, создавать семьи, растить детей (возможно, с помощью и поддержкой), несут уголовную ответственность, т.е. юридически отвечают за свои действия. Они могут испытывать трудности с абстрактным мышлением, вообще с отвлеченной информацией, нередко — с ориентацией во времени, с оперированием причинно-следственными связями.

Иначе обстоит дело с людьми с тяжелой и глубокой формами умственной отсталости, с очень серьезными нарушениями речи, внимания, мышления. Зачастую их место проживания — специальные учреждения. В этих условиях важно помнить, что жизнь в учреждениях сильно влияет на человека, на его развитие, способности. Такое явление называют вторичной умственной отсталостью (когда к действию органических нарушений головного мозга добавляются факторы среды, бедной новыми впечатлениями, вниманием, теплом, любовью).

Также на ситуацию влияет то, что у большинства подопечных — множественные нарушения, и в раннем детстве ограничения в движении, например, существенно повлияло на развитие человека в целом. Поэтому бывает сложно понять, каковы изначальные нарушения, что к ним добавил жизненный опыт.

Мы стараемся соответствовать стандартам. Надо ли говорить, что в социуме, ориентированном на достижения, люди с умственной отсталостью оказываются чрезвычайно уязвимыми? По сути, они просто не вписываются в него. Мы не знаем, сколько должно пройти времени, чтобы они стали принятыми, чтобы изменились сами ценности общества — от ценностей достижений (ты ценен согласно тому, что ты можешь) до ценностей существования (ты ценен, потому что ты есть).

Правила общения с людьми с ­особенностями психического развития

  1. Используйте доступный язык, выражайтесь точно и по делу.
  2. Избегайте словесных штампов и образных выражений, если только вы не уверены в том, что ваш собеседник с ними знаком.
  3. Не говорите «свысока». Не думайте, что вас не поймут.
  4. Говоря о задачах или проекте, рассказывайте все «по шагам». Дайте возможность вашему собеседнику обыграть каждый шаг после того, как вы объяснили ему.
  5. Исходите из того, что взрослый человек с задержкой в развитии имеет такой же опыт, как и любой другой взрослый человек.
  6. Если необходимо, используйте иллюстрации или фотографии. Будьте готовы повторить несколько раз. Не сдавайтесь, если вас с первого раза не поняли.
  7. Обращайтесь с человеком с проблемами развития точно так же, как вы бы обращались с любым другим. В беседе обсуждайте те же темы, какие вы обсуждаете с другими людьми, например, планы на выходные, отпуск, погода, последние события.
  8. При общении обращайтесь непосредственно к человеку.
  9. Если это необходимо, можете записать свое сообщение или предложение на бумаге, предложите вашему собеседнику обсудить его с другом или семьей. В записке укажите свой номер телефона, предложите обсудить это при следующей встрече.

Правила общения с людьми, испытывающими затруднения в речи

  1. Не игнорируйте людей, которым трудно говорить.
  2. Не перебивайте и не поправляйте человека, который испытывает трудности в речи. Начинайте говорить только тогда, когда убедитесь, что он уже закончил свою мысль.
  3. Смотрите в лицо собеседнику, поддерживайте визуальный контакт. Отдайте этой беседе все ваше внимание.
  4. Не думайте, что затруднения в речи — показатель низкого уровня интеллекта человека.
  5. Если человека с затрудненной речью сопровождает другой человек, не адресуйте ваши вопросы, комментарии или просьбы сопровождающему.
  6. Старайтесь задавать вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка.
  7. Не притворяйтесь, если вы не поняли, что вам сказали. Повторите то, как вы поняли, и реакция собеседника вам поможет. Не стесняйтесь переспросить то, что вы не поняли. Если вам снова не удалось понять, попросите произнести слово в более медленном темпе, возможно, по буквам.
  8. Не забывайте, что человеку с нарушенной речью тоже нужно высказаться. Не перебивайте его и не подавляйте.
  9. Не думайте, что человек, испытывающий затруднения в речи, не может понять вас.
  10. Не играйте с чужими голосовыми приспособлениями, поскольку они — личная принадлежность человека.

Главное — будьте терпеливы, разговаривая с человеком с проблемами речи. Не игнорируйте его. Не пытайтесь ускорить беседу. Не нужно торопить и заставлять нервничать человека, это может только усугубить его трудности в произношении. Будьте готовы к тому, что разговор займет больше времени, чем вы рассчитывали. Не перебивайте и не поправляйте собеседника.

Если вы спешите, лучше, извинившись, договоритесь пообщаться в другой раз, когда вы будете располагать временем. При общении с человеком, чья речь не до конца понятна, ориентируйтесь на цель общения. Добивайтесь того, чтобы вы могли понять высказанную мысль. Можно еще раз повторить то, что вы поняли, и задать уточняющие вопросы. Смотрите в лицо собеседнику, поддерживайте визуальный контакт.

Если у вас возникают проблемы в разговоре, спросите, не хочет ли ваш собеседник прибегнуть к другому способу общения: можно использовать записки, компьютер, «голосовую машину». При всех ситуациях главное — понимать жизнь и потребности этих людей.

Мы друг друга поймем

Принципы общения с людьми, испытывающими затруднения в речи.

Лица с тяжелыми нарушениями речи характеризуются множественными нарушениями различных функций.

Нарушения речи многообразны, они проявляются в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.

Речь занимает важное место в повседневной жизни. Мы разговариваем с другими людьми, читаем книги, работаем и учимся. Мы также используем речь, чтобы формулировать мысли и строить планы на будущее. Для нас это норма, обыденная жизнь. Для людей же, испытывающих затруднения в речи, все перечисленное может стать настоящей проблемой. Можно ли поговорить с неговорящим человеком? Можно. Если в общении с ним использовать невербальную коммуникацию. Такие средства невербального общения, как мимика, жесты, поза, интонация и др., выполняют функции дополнения и замещения речи, передают эмоциональные состояния партнеров по общению. Невербальная коммуникация — это общение, в котором используются предметы, картинки, символы, фотографии, жесты. Но не только! Еще можно разговаривать глазами. И с помощью прикосновений. Смеяться вместе. И вместе разглядывать что-то интересное. Все это — коммуникация. Разговор. Обмен чем-то очень личным и важным. То, что связывает человека с человеком.

Редакция «Армавирский Собеседник»
фото: moymotor.ru

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях