Что нужно знать о взаимодействии и общении с людьми с особенностями психического развития в виде умственной отсталости?
Уже в следующем месяце гостеприимный Армавир встретит участников третьего регионального чемпионата профессионального мастерства среди лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс».
Уважаемые жители Армавира! Давайте сделаем так, чтобы наш город был в числе тех, где людей принимают такими, какие они есть, где не делят людей на «инвалидов» и «неинвалидов». Давайте вместе создадим в городе атмосферу добра и взаимопонимания.
По статистическим данным, в России насчитывается около 15 млн инвалидов, что составляет 10% от общей численности населения, в городе Армавире 18000 инвалидов. В это сложно поверить, так как в общественных местах встретить инвалида можно нечасто.
Зачастую люди теряются и не знают, как правильно вести себя с инвалидами, как сделать так, чтобы поведение окружающих было этичным и необидным для инвалидов. В рамках подготовки к чемпионату «Абилимпикс» — 2019 мы продолжаем серию публикаций, которые призваны помочь правильно общаться с инвалидами, не нарушая этических норм.
Что нужно знать о взаимодействии и общении с людьми с особенностями психического развития в виде умственной отсталости?
Умственная отсталость — не болезнь, которую можно вылечить. Это нечто, присущее человеку, сродни чертам личности. Хотя врачи и психологи описывают различные типичные особенности людей с умственной отсталостью, каждый из них неповторим и уникален, обладает своим темпераментом, свойствами характера, склонностями, привязанностями. Как и любой из нас.
Люди с легкой степенью умственной отсталости могут практически ничем не выделяться среди окружающих. Они могут учиться, работать, создавать семьи, растить детей (возможно, с помощью и поддержкой), несут уголовную ответственность, т.е. юридически отвечают за свои действия. Они могут испытывать трудности с абстрактным мышлением, вообще с отвлеченной информацией, нередко — с ориентацией во времени, с оперированием причинно-следственными связями.
Иначе обстоит дело с людьми с тяжелой и глубокой формами умственной отсталости, с очень серьезными нарушениями речи, внимания, мышления. Зачастую их место проживания — специальные учреждения. В этих условиях важно помнить, что жизнь в учреждениях сильно влияет на человека, на его развитие, способности. Такое явление называют вторичной умственной отсталостью (когда к действию органических нарушений головного мозга добавляются факторы среды, бедной новыми впечатлениями, вниманием, теплом, любовью).
Также на ситуацию влияет то, что у большинства подопечных — множественные нарушения, и в раннем детстве ограничения в движении, например, существенно повлияло на развитие человека в целом. Поэтому бывает сложно понять, каковы изначальные нарушения, что к ним добавил жизненный опыт.
Мы стараемся соответствовать стандартам. Надо ли говорить, что в социуме, ориентированном на достижения, люди с умственной отсталостью оказываются чрезвычайно уязвимыми? По сути, они просто не вписываются в него. Мы не знаем, сколько должно пройти времени, чтобы они стали принятыми, чтобы изменились сами ценности общества — от ценностей достижений (ты ценен согласно тому, что ты можешь) до ценностей существования (ты ценен, потому что ты есть).
Правила общения с людьми с особенностями психического развития
- Используйте доступный язык, выражайтесь точно и по делу.
- Избегайте словесных штампов и образных выражений, если только вы не уверены в том, что ваш собеседник с ними знаком.
- Не говорите «свысока». Не думайте, что вас не поймут.
- Говоря о задачах или проекте, рассказывайте все «по шагам». Дайте возможность вашему собеседнику обыграть каждый шаг после того, как вы объяснили ему.
- Исходите из того, что взрослый человек с задержкой в развитии имеет такой же опыт, как и любой другой взрослый человек.
- Если необходимо, используйте иллюстрации или фотографии. Будьте готовы повторить несколько раз. Не сдавайтесь, если вас с первого раза не поняли.
- Обращайтесь с человеком с проблемами развития точно так же, как вы бы обращались с любым другим. В беседе обсуждайте те же темы, какие вы обсуждаете с другими людьми, например, планы на выходные, отпуск, погода, последние события.
- При общении обращайтесь непосредственно к человеку.
- Если это необходимо, можете записать свое сообщение или предложение на бумаге, предложите вашему собеседнику обсудить его с другом или семьей. В записке укажите свой номер телефона, предложите обсудить это при следующей встрече.
Правила общения с людьми, испытывающими затруднения в речи
- Не игнорируйте людей, которым трудно говорить.
- Не перебивайте и не поправляйте человека, который испытывает трудности в речи. Начинайте говорить только тогда, когда убедитесь, что он уже закончил свою мысль.
- Смотрите в лицо собеседнику, поддерживайте визуальный контакт. Отдайте этой беседе все ваше внимание.
- Не думайте, что затруднения в речи — показатель низкого уровня интеллекта человека.
- Если человека с затрудненной речью сопровождает другой человек, не адресуйте ваши вопросы, комментарии или просьбы сопровождающему.
- Старайтесь задавать вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка.
- Не притворяйтесь, если вы не поняли, что вам сказали. Повторите то, как вы поняли, и реакция собеседника вам поможет. Не стесняйтесь переспросить то, что вы не поняли. Если вам снова не удалось понять, попросите произнести слово в более медленном темпе, возможно, по буквам.
- Не забывайте, что человеку с нарушенной речью тоже нужно высказаться. Не перебивайте его и не подавляйте.
- Не думайте, что человек, испытывающий затруднения в речи, не может понять вас.
- Не играйте с чужими голосовыми приспособлениями, поскольку они — личная принадлежность человека.
Главное — будьте терпеливы, разговаривая с человеком с проблемами речи. Не игнорируйте его. Не пытайтесь ускорить беседу. Не нужно торопить и заставлять нервничать человека, это может только усугубить его трудности в произношении. Будьте готовы к тому, что разговор займет больше времени, чем вы рассчитывали. Не перебивайте и не поправляйте собеседника.
Если вы спешите, лучше, извинившись, договоритесь пообщаться в другой раз, когда вы будете располагать временем. При общении с человеком, чья речь не до конца понятна, ориентируйтесь на цель общения. Добивайтесь того, чтобы вы могли понять высказанную мысль. Можно еще раз повторить то, что вы поняли, и задать уточняющие вопросы. Смотрите в лицо собеседнику, поддерживайте визуальный контакт.
Если у вас возникают проблемы в разговоре, спросите, не хочет ли ваш собеседник прибегнуть к другому способу общения: можно использовать записки, компьютер, «голосовую машину». При всех ситуациях главное — понимать жизнь и потребности этих людей.
Мы друг друга поймем
Принципы общения с людьми, испытывающими затруднения в речи.
Лица с тяжелыми нарушениями речи характеризуются множественными нарушениями различных функций.
Нарушения речи многообразны, они проявляются в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.
Речь занимает важное место в повседневной жизни. Мы разговариваем с другими людьми, читаем книги, работаем и учимся. Мы также используем речь, чтобы формулировать мысли и строить планы на будущее. Для нас это норма, обыденная жизнь. Для людей же, испытывающих затруднения в речи, все перечисленное может стать настоящей проблемой. Можно ли поговорить с неговорящим человеком? Можно. Если в общении с ним использовать невербальную коммуникацию. Такие средства невербального общения, как мимика, жесты, поза, интонация и др., выполняют функции дополнения и замещения речи, передают эмоциональные состояния партнеров по общению. Невербальная коммуникация — это общение, в котором используются предметы, картинки, символы, фотографии, жесты. Но не только! Еще можно разговаривать глазами. И с помощью прикосновений. Смеяться вместе. И вместе разглядывать что-то интересное. Все это — коммуникация. Разговор. Обмен чем-то очень личным и важным. То, что связывает человека с человеком.
Редакция «Армавирский Собеседник»
фото: moymotor.ru