Когда в семью пришел необычный малыш.
Рождение ребенка в семье — большое счастье. Родители и близкие с большим нетерпением ждут появление на свет нового члена семьи. Они мечтают о том, что это будет спортсмен, отличник в школе, а может, он будет талантлив в искусстве…
Но, увы, к сожалению, все чаще и больше появляется детей с проблемами в развитии, которые не удается преодолеть с годами. Инвалидность — вот перспектива этих детей. Переживания родителей, связанные с рождением больного ребенка, являются очень серьезным испытанием для семьи.
Никогда ни одна семья не готова к тому, что их долгожданный малыш придет в этот мир с тяжелым нарушением здоровья, с инвалидностью. Появление малыша с патологией развития — трагедия для всей семьи. Пройдет немало времени, прежде чем близкие смогут по-настоящему справиться с этим. Идут родители по этому нелегкому пути, ища себе союзников, рука об руку со специалистами и единомышленниками.
Одна из таких специалистов — Пашина Оксана Викторовна. Она работает психологом в школе «Новый путь» и является большим другом и помощником общественной организации «Особенный ребенок». Оксана Викторовна консультирует родителей организации, ведет релакс-мастерскую для мам «Сердце матери», проводит занятия с детьми. Являясь многодетной мамой, Оксана Викторовна знает, как много сил и времени нужно посвящать детям и насколько бо`льших усилий требуют дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ).
Воспитание и развитие таких детей является серьезной педагогической и медицинской задачей. Чтобы успешно решать какую-либо жизненную проблему или трудную ситуацию, необходимо хорошо в ней разбираться. Поэтому родители должны знать определенные психологические рекомендации, что позволит им эффективно и стойко преодолевать жизненные трудности.
Имея немалый опыт психологического консультирования родителей детей с ОВЗ, Оксана Викторовна дает полезные рекомендаци.
Инвалидность ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Действительно, воспитание ребёнка с отклонениями в развитии изменяет, а нередко нарушает весь привычный ритм жизни семьи.
Инвалидность ребенка почти всегда вызывает у родителей тяжелое, стрессовое состояние, семья оказывается в психологически сложной ситуации. Родители впадают в отчаяние, кто-то плачет, кто-то несет боль в себе, кто-то становится агрессивным и озлобленным, родители такого ребенка могут полностью отдалиться от друзей, знакомых, часто и от родственников. Это время боли, которую необходимо пережить, время печали, которая должна быть излита. Только пережив горе, человек способен рассмотреть ситуацию спокойно, более конструктивно подойти к решению своей проблемы.
К сожалению, далеко не все мамы и папы проблемных детей приходят к правильному решению. Многие родители не могут самостоятельно приспосабливаться к социальным условиям жизни. На семью с ребенком-инвалидом накладываются медицинские, экономические и социально-психологические проблемы. Не выдержав навалившихся трудностей, семьи с детьми-инвалидами могут самоизолироваться, потерять смысл жизни. В этом случае особенно должна быть ощутима помощь со стороны родственников, друзей. Но когда родственники и знакомые узнают о патологии или серьезной болезни ребенка, они тоже испытывают стресс. Кто-то начинает избегать встреч, потому что боится как собственных чувств и эмоций, так и чувств родителей данного ребенка. Особенно тяжело бабушкам и дедушкам. Не зная, как помочь и боясь быть бестактными, родственники и знакомые порой предпочитают отмалчиваться, не замечать сложившуюся ситуацию, что еще больше затрудняет положение родителей ребенка.
В первую очередь это относится к глубоко умственно отсталым детям, которые привлекают к себе нездоровое любопытство и неизменные расспросы со стороны знакомых и незнакомых людей. Родителям трудно свыкнуться с мыслью, что именно твой ребенок «не такой, как все».
Страх за будущее своего ребенка, растерянность, незнание психологических особенностей воспитания, чувство стыда за то, что «родили неполноценного малыша», приводят к тому, что родители зачастую отгораживаются от близких, друзей и знакомых, предпочитая переносить свое горе в одиночку.
Жизнь с ребенком с ОВЗ всегда сложна, однако есть периоды, особенно трудные, кризисные.
Важно!
Наиболее трудные, в психологическом плане, моменты в жизни семей, имеющих детей-инвалидов:
1-й период — Выявление врачами факта нарушения развития ребёнка — когда родители узнают, что их ребёнок — инвалид. Это может произойти в первые часы или дни после рождения ребёнка (генетическое заболевание или врождённое качество), и тогда вместо радости родителей ожидает огромное горе от разом рухнувших надежд.
2-й период — Старший дошкольный возраст ребенка (5 — 7 лет). О том, что ребенок не такой, как все остальные дети, родители могут узнать в первые 3 года его жизни или на психологическом обследовании на медико-педагогической комиссии при поступлении в школу (в основном это касается отклонений в интеллектуальном плане). Это известие для родных и близких как «удар обухом». Родители не замечали явных отставаний в развитии ребенка, успокаивали себя тем, что все обойдется, «подрастет, поумнеет», и вот — приговор о том, что ребенок не сможет учиться в общеобразовательной школе.
3-й период — Подростковый возраст ребенка (13 — 15 лет).
Ребенок переживает психофизиологический и психосоциальный возрастной кризис. Он стремится к общению со сверстниками и самоутверждению. У него активно формируются самооценка и самосознание.
В этот сложный для него период ребенок постепенно осознает, что он — не такой, как все.
К семейному кризису, связанному с подростковым возрастом, добавляется и кризис «середины жизни» родителей, кризис сорокалетнего возраста супругов. По мнению детского психолога Е. Вроно, «кризис сорокалетия у взрослых людей протекает не менее остро и болезненно, чем подростковый кризис».
4-й период— Старший школьный возраст (15 — 17 лет) — это период юношества ребенка, когда остро встают вопросы формирования его дальнейшей жизни — получения профессии, трудоустройства, обзаведения семьей. Родители все чаще задумываются о том, что же будет с ребенком, когда их не станет.
Что же делать?
В кризисной обстановке человеку, нуждающемуся в помощи, необходимо уделять внимание. В этом случае помочь преодолеть сложный период родителям может психолог или те родители, у которых ребёнок с похожим отклонением и они успешно преодолели трудный период.
Родители должны понимать, что жизнь не останавливается с рождением ребёнка с ОВЗ, она продолжается, и надо жить дальше, воспитывать ребёнка, любить его таким, какой он есть, не проявляя излишнюю ненужную жалость.
Следует научиться воспринимать ребенка с ограниченными возможностями, как ребенка со скрытыми возможностями.
Необходимо дарить ребенку тепло, заботу и внимание, радоваться жизни и помогать другим мамам и папам с такими же проблемами обрести душевное равновесие.
Это необходимо знать
Американский психолог Ребекка Вулис, занимающаяся проблемами брака, семьи и детей, типичными реакциями на стресс считает отрицание, печаль, гнев.
Психологи выделяют четыре фазы психологического состояния в процессе становления их позиции к ребенку-инвалиду.
Первая фаза — «шок», характеризуется состоянием растерянности родителей, беспомощности, страха, возникновением чувства собственной неполноценности.
Вторая фаза — «неадекватное отношение к дефекту», характеризующаяся негативизмом и отрицанием поставленного диагноза, что является своеобразной защитной реакцией.
Третья фаза — «частичное осознание дефекта ребенка», сопровождаемое чувством «хронической печали». Это депрессивное состояние, являющееся «результатом постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка, следствием отсутствия у него положительных изменений».
Четвёртая фаза — начало социально-психологической адаптации всех членов семьи, вызванной принятием дефекта, установлением адекватных отношений со специалистами и достаточно разумным следованием их рекомендациям.
Рекомендации родителям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья:
1 Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.
2 Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
3 Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя жертвой, отказываясь от своей личной жизни.
4 Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.
5 Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений.
6 Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.
7 Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными.
8 Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.
9 Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.
10 Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.
11 Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.
12 Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.
13 Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.
14 Не изводите себя упрёками. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты!
15 Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите с ребенком о ней.
И всегда помните о том, что рано или поздно ваши усилия, стойкое терпение и непомерный труд в воспитании ребенка с ОВЗ будут обязательно вознаграждены!
Памятка
Важные советы родителям
Совет самый главный – хвалим на людях, ругаем наедине!
Тоже важно – ругаем не ребенка, а его поступки!
Не «нападаем» на ребенка всей семьей!
Не жалеем тут же, если отругал отец, держим нейтралитет… хотя бы некоторое время.
Советуйтесь с ребенком по вопросам, касающимся вашей семьи: что приготовить к обеду, как лучше провести выходные, какую мебель купить в дом и т.д.
Создайте в семье традицию успешных переговоров. Спросите своего ребенка, что он чувствует, когда участвует в принятии решения наравне со взрослыми.
Давайте будем говорить нашим детям о том, как мы их любим!
Разделите, для себя в первую очередь, отношение к своему ребенку и к его поступкам.
Поговорите с ним о его реальных достижениях и о чувствах, которые у него возникали во время процесса и при получении результата.
Чаще хвалите своего ребенка за каждую мелочь, поясняя, за что вы его хвалите. Давайте ему приятные определения, закрепляющие хорошее поведение: «старательный ученик», «творческий мальчик», «аккуратная девочка», «настойчивый человек» и т.д.
Если ваш ребенок на вас обиделся, попросите у него прощения и скажите о том, как сильно вы его любите. Родитель, способный извиниться перед ребенком, вызывает у него уважение, и отношения становятся более близкими и искренними.
Важно, чтобы ребенок умел деньги считать, тратить, экономить, получать удовольствие от покупок, относиться ответственно к семейным деньгам, уважать труд и тех, кто трудится. И тогда, когда он вырастет, он научится зарабатывать деньги и обеспечивать свою семью.
Редакция «Армавирский Собеседник»
фото: news-armavir.ru