Армавирская учительница открыла секрет успешной подготовки к ЕГЭ

Армавирская учительница открыла секрет успешной подготовки к ЕГЭ

На все сто: терпение и труд на ЕГЭ не подведут.

В этом году 11 армавирских выпускников набрали 100 баллов по ЕГЭ (в прошлом году — восемь человек), причем одна выпускница Арина Сотникова набрала максимальное количество баллов сразу по двум предметам — русскому языку и литературе.

Светлана Александровна Ас­тан­­кова — учитель русского языка и литературы гимназии № 1. Ее педагогический стаж более 20 лет. Она окончила Армавирский педагогический университет. Еще будучи студенткой проходила учебную практику в гимназии № 1 и поняла, что педагог — это ее призвание. После получения диплома, она сразу же устроилась на работу в гимназию. В прошлом году она отпустила в вольное плавание очередной класс, среди учеников которого двухсотбалльница Арина Сотникова и стобалльница Юля Загороднюк.

«АС» решили встретиться со Светланой Александровной, чтобы узнать легко ли вырастить стобалльника.

— В этом году на едином государственном экзамене две ваши ученицы набрали максимальное количество баллов — Юлия Заворотнюк по русскому языку, а Арина Сотникова стала двухсотбалльницей. Хочется поздравить вас и спросить — ожидали ли вы такого результата?

— Спасибо большое! Наверное всегда, когда вкладываешь в своих выпускников душу, ждешь успеха.

В Арине и Юле я была уверена на все сто процентов, что они сдадут ЕГЭ на «отлично». Обе собирались поступать в престижные вузы нашей страны, усердно трудились и не пасовали перед трудностями. В целом все мои ученики, — а среди них были отличавшиеся на протяжении всего учебного года, показали высокие результаты на ЕГЭ по русскому языку.

— И все-таки, в чем секрет вашего успеха?

— Это, прежде всего, их успех. А секрет, если такой есть, заключается в постоянной работе на протяжении всей учебы — ребята выкладываются, стараются выполнять все те требования, которые предъявляю. А я довольно требовательный человек…

— Безусловно, все зависит от самих школьников, но ведь за каждым великим человеком стоит его учитель. Какой способ общения с детьми предпочитаете вы?

— Как я уже сказала, я требовательный человек. Но вместе с тем, поддерживаю дружественные отношения с детьми. Просто я не позволяю им расслабиться. И не зря. Свой выпускной класс могу с уверенностью назвать «звездным» — ребята показали шесть стобалльных результатов по разным предметам. Так что мой класс — моя гордость. Абсолютно все поступили в те вузы, в которых планировали учиться. Четверо поступили в столичные вузы: Арина Сотникова в МГУ, Юлия Заворотнюк в Московский юридический университет, другие ребята — в медицинский университет им. Пирогова и университет им. Н.Э. Баумана.

Также выпускники поступили в престижные вузы Санкт-Петербурга, Казани, Краснодара, Ростова-на-Дону, Пятигорска, Саранска. Одна из моих выпускниц поступила в АГПУ.

— Основываясь на вашем опыте, скажите, пожалуйста, каким должен быть идеальный ученик?

— Он должен быть разносторонним, внимательным, добросовестным, отзывчивым, целеустремленным, настойчивым и, конечно же, способным слышать учителя.

Школьники помимо учебы должны уметь находить время для занятий творчеством, волонтерства, участия в каких-нибудь творческих мероприятиях. Кто не ошибается, тот ничего не делает. Поэтому дети обязательно должны пробовать себя во всем, только так можно найти свою дорогу и призвание. Считаю, что любой человек с активной жизненной позицией, любящий свое дело, всегда будет успешен.

— А у вас были идеальные ученики?

— Конечно! Взять к примеру моих выпускников. Все разные, все интересные. Они уникальные! Знаете, в прошлом году они помимо подготовки к ЕГЭ успевали еще принимать активное участие в жизни гимназии и города. И теперь, я уверена, о школьных годах у них остались только самые теплые воспоминания.

— Вернемся к теме ЕГЭ. Скажите, как вы относитесь к системе этого экзамена?

— ЕГЭ уже проверено временем. Конечно, это непростое испытание в жизни ребенка, психологически ему очень сложно. Но нет ничего невозможного. В какой-то степени ЕГЭ — это трамплин для детей, помогающий поступить в престижные вузы страны. Если ребенок добросовестно учился все 11 лет, прекрасно знает, чего хочет и его поддерживают родители с учителями — он справится. Также и ребята в классе должны помогать друг другу, делиться своими переживаниями и подбадривать. У нас в гимназии выпускников поддерживают все — директор, педагоги и даже «родные» стены.

— Скажите, вы педагог с 21-летним стажем, до появления ЕГЭ в именитые вузы страны абитуриенты поступали также часто?

— Нет, тогда была совсем другая жизнь. Во-первых, сегодня ЕГЭ дает возможность подать заявление сразу в пять вузов. Во-вторых, теперь все зависит от результата экзамена. Однако, хочется отметить такой момент, как материальная возможность родителей. Ведь помимо знаний, ребенку в другом городе надо на что-то жить: оплачивать жилье, проезд в общественном транспорте, покупать еду и одежду.

— Многие скептики считают, что подготовка к ЕГЭ — это «натаскивание» ребенка на тестирование. Как вы считаете, достаточно понять принцип теста или же важны глубокие знания по предмету?

— Скажу точно «натаскать» на тестирование невозможно без фундаментального базового образования. Самое главное, чтобы ребенок был грамотным, разносторонне развит, умеющим правильно мыслить и выражать свою точку зрения. Невозможно написать сочинение по русскому языку не разбираясь в истории, обществознании, литературе.

Все дисциплины взаимосвязаны. По сути, ЕГЭ — это общий уровень образованности. Если ребенок по всем предметам успевает, то и результаты у него будут соответствующие. Нельзя сидеть и решать тесты по русскому и сдать экзамен на 100 баллов. В гимназии не натаскивают, а учат, как всегда учили.

— А что сложнее всего дается школьникам в экзамене по русскому языку?

— Тяжелее всего выпускникам уложиться на экзамене в отведенное время. Как всем известно, финальная часть ЕГЭ по русскому — это сочинение-рассуждение. Оно требует глубокого анализа. Темы в нем поднимаются достаточно серьезные, они затрагивают вопросы нравственно-этической стороны жизни, философские проблемы, историю.

Чтобы справиться с сочинением детям необходимо как можно больше читать, причем не только художественную литературу, но и современную публицистику, газеты, исторические труды.

— А что можете сказать про ЕГЭ по литературе? Сложно ли его сдавать? Ваш совет будущим выпускникам.

— На мой взгляд Единый государственный экзамен по литературе самый сложный. Обычно его выбирают 2—4 ребенка в классе, мотивированные на получение филологического образования.

Литературу советую выбирать только в том случае, если ребенок влюблен в предмет, для него чтение — это самое большое увлечение в жизни. Ведь надо знать не только содержание произведения, но и уметь анализировать текст. Кроме того, очень сложно анализировать поэзию, это достаточно субъективно. Также обращаю внимание на то, что 100 баллов по литературе бывает крайне редко. Например, среди моих учеников набрать наивысшее количество баллов смогли только Арина Сотникова и выпускница 2012 года. И как показатель — обе девушки поступили в МГУ.

— А вы сами нервничаете в день сдачи ЕГЭ?

— Я очень переживаю за них, провожаю их на экзамен и жду. Волнуюсь и когда они возвращаются, рассказывают, как все прошло, делятся впечатлениями о том, что они испытывали во время экзамена. А потом — несколько недель ожидания… Но я все-таки всегда верю в то, что они обязательно справятся!

— А что вы можете сказать про «подводные» камни на экзамене? Что именно в этом году вызвало сложности у выпускников?

— Да, конечно, дети часто сталкиваются с ними. Например, в этом году достаточно сложные темы сочинений по литературе. Литература XX века сама по себе очень сложная, в особенности Михаил Булгаков.

— Светлана Александровна, как вы считаете готовиться к ЕГЭ следует с какого класса?

— Все 11 лет в школе — это время подготовки к экзамену. Нельзя подготовиться к ЕГЭ всего за один год. Поэтому советую родителям и детям серьезно настраиваться на учебу с первого класса.

Редакция «Армавирский Собеседник»
фото: moika78.ru

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях