Новости Армавира
63.71
70.52
Погода в Армавире:
ясно -2
утро 0
день +2
02 : 52
23 ноября, 2019

Учитель — Ученик XXI века: как стать для современного опытного поколения школьников примером

Сейчас период глобальных изменений во всех сферах нашей жизни. И образование — не исключение, оно адаптируется под новые условия.

Учитель — Ученик XXI века: как стать для современного опытного поколения школьников примером
фото: aif.ru
  • О том, какова современная диада «Учитель — Ученик 21 века», рассказывает ректор ЧОУ дополнительного профессионального образования «Ассамблея», преподаватель иностранных языков и переводчик (английский, итальянский и греческий языки), член Государственной Экзаменационной комиссии Кубанского государственного университета М.К. Абелян.

    — Марина Карапетовна, опишите ситуацию в образовании изнутри, какой она видится вам?

    — Я вижу картину более или менее целостной, так как у меня есть опыт преподавания в государственной и частной школах, а также в высших учебных заведениях нашего города.

    ...Дело в том, что современный человек является в некотором смысле «промежуточным» видом — мы УЖЕ НЕ представители материалистического поколения наших родителей, но ЕЩЁ НЕ ощущаем себя и человеком будущего.

    Мы находимся ровно посередине между твердым миром материи, в котором преобладали физические тела: здание школы, доска, классы, парты, книги и тетради, и более тонким, виртуальным миром, с виртуальным классом, виртуальной доской и «бесконтактным» процессом обучения. Действительно, эти изменения, начавшиеся с момента создания Интернета, продолжают происходить и поныне, набирая все большую скорость. Естественно, что подобный прорыв изменил и/или трансформировал отношения в паре Учитель — Ученик.

    — Как вам кажется, существенным образом что поменялось?

    — Есть картина итальянского живописца 14-го века Лауренция де Волтолина, на которой изображен пожилой учитель, маэстро, за кафедрой, и молодые люди, которые с благоговением внимают его речам.

    И мне кажется, такова была ситуация вплоть до моего детства: мое поколение все еще смотрело на учителей завороженными глазами, все хотели посидеть хоть ненадолго поближе с учителем, на первой парте. В современном мире учитель не является более вещателем информации — эту прерогативу успешно перенял Интернет, сейчас одним нажатием клавиши ученик получает доступ к бесконечному кладезю знаний всех времен. И конкурировать в этой области с искусственным интеллектом не представляется рациональным.

    Меняется функция учителя — он вынужден становиться менеджером, координатором или сопровождающим ученика в учебном процессе.

    По сути, происходит некая инволюция, обратное развитие, мы возвращаемся к тому, с чего начинали в древности. Ведь слово «педагог» как нельзя полно обозначает нашу основную роль сейчас — сопровождать ребенка.

    И если бы роль учителя сводилась только к организации процесса, наверное, все были бы довольны и счастливы.

    Однако мы в недавней неформальной беседе с коллегами, школьными учителями, шутки ради посчитали, сколько функций возложено на современного учителя не в теории, а на практике — получилось около 20 полноценных профессий! Учитель вынужден быть менеджером, делопроизводителем, бухгалтером, воспитателем, советником, наставником, аниматором, актером, режиссером и даже инспектором и т.д. Логично, что остается все меньше времени на передачу знаний как таковую.

    С другой стороны, ученик, согласно стандартам ФГОС, должен становиться «более активным участником процесса», ставить цели, достигать их, находить самостоятельно информацию и обрабатывать ее. Но воспитание в большинстве семей нашей страны еще не предполагает такого ребенка.

    Мы по старинке воспитываем ребенка подчиняющегося, послушного, пресекаем любые бунтарства, то есть лидерские качества. Удобно и безопасно, чтобы ребенок слушался и подчинялся дома, так было всегда, и мы так привыкли. В школе с него требуют активности — с одной стороны, а с другой — тоже подавляются какие-то его лидерские качества, «обуздывается» личность. Тут-то и возникает конфликт.

    В таком случае я бы привела, снова в качестве развлечения (но мы же с вами понимаем, что в каждой шутке только доля шутки, остальное все правда), аллегорию: современный учитель — это жонглёр, пытающийся развлечь избалованную (искушённую) публику, современный ученик — творческое начало в клетке.

    — Что именно вы имеете в виду под «избалованной публикой», и почему творчество в заточении?

    — Современный ребенок имеет насыщенный жизненный опыт. Он мог уже видеть мир с другой стороны, путешествовать, посещать какие-то естественно-научные музеи в Европе, поэтому уроки истории с сухим изложением фактов могут уже казаться менее интересными, не вызывать бурной эмоциональной отдачи.

    Он может уже общаться с иностранцами, так как виртуозно играет в видеоигры и смотрит любимые youtube каналы на английском, поэтому уроки иностранного могут вызвать скуку и снова не дать тех эмоциональных ощущений, которые он уже испытал или к которым стремится.

    Поэтому мотивировать такого ученика нелегко, от учителя требуется постоянное развитие, надо все время познавать новое и быть в курсе происходящих событий в пределах интересов своих учеников.

    Почему творческое начало «в клетке»? Я свое основное образование получила в КубГУ, а дополнительное образование — за границей. Училась в Греции и Италии (офлайн) и США (Аризонский государственный университет, онлайн). Там домашние задания направлены на развитие творчества.

    Что-то сочинять, придумывать, фантазировать, мечтать. И тогда получается органическое усвоение всех полученных знаний, потому что дается свобода в их воплощении в жизнь. Тогда и получается созидать, создавать новое, расширять горизонты. Иностранцы хорошие психологи, они умеют хвалить и мотивировать, и это мы можем у них перенять, обучиться.

    В нашей ситуации задания ПРАКТИЧЕСКИ все лимитированы конкретным образцом, которому следует подражать, а если и есть творческие проекты, то в начальной школе они чаще всего выполняются всей семьей, с наименьшим участием самого ученика, а в старших классах в связи с отсутствием времени на создание собственного проекта некоторые ребята могут прибегнуть к незаменимому помощнику (Интернет) и добыть презентацию более легким путем.

    — Как, по вашему, можно описанные в образовательных документах цели воплотить в жизнь?

    — Первое, создать площадку для развития учителей, где они смогут получить полные практические знания в разных сферах: личностный рост, глубинно-ориентированная психология, развитие мозга и творческих способностей. Тогда мы станем интересными личностями для современного, более сложного и одаренного поколения с огромным количеством потенциальных возможностей.

    Как вы думаете, сколько учитель должен вкладывать в развитие мотивации ученика (духовная составляющая) и сколько на использование средств для достижения цели (материальная составляющая)? Какое процентное соотношение предложили бы вы?

    По мнению Ноама Хомского, американского лингвиста, публициста, философа и теоретика, это 99 % мотивации и 1 % средства и методы достижения образовательных целей.

    Подумать только?! А как может замотивировать учитель? Известно, что у детей хорошо развит подражательный рисунок поведения, то есть они великолепно копируют наше поведение и без слов, это врожденное качество.

    То есть мотивировать учитель может не извне, путем дополнительных средств и ресурсов, а своим примером. Второе, дифференцировать весь учебный процесс согласно типам личности учеников, дифференцировать задания для учеников в зависимости от их врожденных психических качеств восприятия и обработки информации.

    Если учитель имеет глубинные познания в психологии, как вы думаете, будет ли он волноваться и терять самообладание, когда медленный ученик, но совершенно гениальный и талантливый человек, может быть даже будущий ученый, будет использовать время на ответ чуть дольше, чем остальные, более быстрые ребята? Я уверена, что ответ здесь совершенно очевиден.

    — Как найти подход к ученику?

    — Только через любовь и безусловное принятие. Парадокс заключается в том, что, когда вы обращаете свое внимание на бунтаря и принимаете его, ему нет необходимости бунтовать. А любим мы других людей, чужих детей, только через себя, любим в них ту часть себя, которую вложили в них, и любим настолько, насколько вложились.

    А в современном обществе наблюдается какая-то беда с эмпатией, мы постепенно каменеем, становимся более деревянными и черствыми, потому что не удается делиться любовью и добром с другим.

    Человек все чаще вынужден защищаться, а там включается древний рептильный мозг, направленный на выживание: или бей, или беги.

    — Если современному ребенку не нужна от учителей и воспитателей информация, или нужна не в той мере, как раньше, так как они ее могут добыть уже сами. То, что им нужно?

    — Ответ прост: любовь и принятие. Знаете, есть такой термин «эмоциональная депривация» — недостаточность, скудность или отсутствие эмоциональной (энергетической) связи с людьми.

    Когда грудные дети в детдомах и приютах Америки умирали, не дожив до двух лет, несмотря на то, что они содержались в относительно хороших условиях, в тепле и с питанием, поступило предложение от психотерапевтов каждый раз во время кормления брать детей на руки и гладить их, давая им ощущение защищенности и безопасности, иллюзии того, что их любят и принимают. Эксперимент удался — дети стали выживать.

    Современному ребенку, по моему мнению, от нас, родителей, воспитателей и учителей, нужны любовь и принятие. Можем ли мы в настоящих условиях обеспечить их этим? Похоже, что сегодня день риторических вопросов, не так ли?

    Тема образования, взаимоотношений в диаде «Учитель — Ученик» и в триаде «Учитель — Ученик — Родитель» на самом деле обширна и требует еще рассмотрения с разных сторон и под разным углом.

    Хочется пожелать, чтобы тонко чувствующее молодое поколение детей стало для нас, учителей и родителей, вдохновением, и чтобы они, в свою очередь, увидели в нас опытных наставников, пусть и не всегда знающих всё и правильно поступающих, но мудрых достаточно, чтобы хотелось нам подражать и следовать.

    Бесплатные услуги:

    1 тестирование с целью выявления объективных знаний по английскому языку (проводится в форме устного собеседования и выполнения небольшого задания), по времени занимает примерно 15 мин.;

    2 один раз в две недели — родительский час, куда можно прийти, задать вопросы, найти ответы и поддержку, по времени занимает 40 — 60 мин.

    НАШ АДРЕС:

    ЧОУ дополнительного профессионального образования «Ассамблея»:

    ул. Софьи Перовской, 28. Тел. 8-918-130-01-30.

Поделиться в социальных сетях:
×

Напишите нам

Вы также можете предложить новость в WhatsApp: