«В гостях у казачки Аксиньи» — интерактивная экскурсия в музее Армавира

«В гостях у казачки Аксиньи» — интерактивная экскурсия в музее Армавира

Армавирский краеведческий музей представляет для своих посетителей экскурсию, посвященную кубанскому быту, — «В гостях у казачки Аксиньи». На ней ребята могут познакомиться с предметами старины и почувствовать себя маленькими казачатами в гостях у радушной хозяйки. 
Экскурсию проводят заведующая научно-просветительским отделом Армавирского крае­ведческого музея М.А. Баздырева и научный сотрудник Г.А. Фоменко. 

Марина Александровна также является автором-разработчиком интерактивной экскурсии. Она рассказала «АС», как проходит знакомство детей с бытом казачки Аксиньи. 
— Музей, как научно-просветительское учреждение, всегда ищет новые формы работы со своими посетителями. Особенно с детьми, — рассказывает Марина Александровна.

В современном мире нужно говорить на понятном для детей языке, учитывать их возраст, психологические особенности. Ребенок воспринимает информацию на слух, как лекцию, беседу: с ним можно наладить хорошую обратную связь. 
Информация еще лучше запоминается, когда ребенок сам принимает активное участие в действии. По результатам исследований это дает хороший эффект. 

«В гостях у казачки Аксиньи» - интерактивная экскурсия в музее Армавира

«В гостях у казачки Аксиньи» - интерактивная экскурсия в музее Армавира

Создание экскурсии
— В 2012 году произошло стечение очень удачных обстоятельств. С одной стороны — интерес к казачьей культуре в нашем крае, поиск новых форм взаимодействия. Затем серьезная популяризация Дня кубанской семьи (отмечается  каждое третье воскресенье сентября). И так сложилось, что мы предложили для группы дошкольников из детского сада №43 провести для них занятие к Дню кубанской семьи. 
Мы хотели сделать это событие отличающимся от обычной экскурсии и пошли по пути интерактивности, создав соответствующую обстановку: экскурсовод облачилась в красивый костюм казачки. Она играла роль хозяюшки Аксиньи, экскурсия велась от первого лица. 
Аксинья приветствовала деток: «Здравствуйте, дорогие, много гостей — много новостей. Рада вас видеть!». И дети, находясь в музее, оказались в смоделированном мире, ощутив погружение в те далекие времена. После приветствия хозяйка рассказала историю своей семьи, что ее родня переехала на Кубань более 200 лет назад. Аксинья поведала ребятам о жалованной грамоте Екатерины, ведь именно после нее семья хозяйки оказалась на кубанской земле. Императрица велела донским казакам осваивать плодородные просторы и непременно их защищать.  

Дом Аксиньи 

 В казачьих семьях мужчины служили, а женщины хранили домашний очаг. И казачка Аксинья попросила детей помочь ей с домашними делами. 
В этот момент экскурсовод музея в интересной форме показывала ребятам макет печки и другие предметы казачьего быта. Она предлагала маленьким посетителям сходить за водой, где они знакомились с коромыслом. 
­— Для этого у нас специально есть маленькое коромысло, которое дети могут использовать, представ в облике кубанского жителя вековой давности, — отмечает Марина Александровна. — Мы объясняли им функцию коромысла — при его использовании не так тяжело нести воду и что казачка всегда проходила с ним по селу плавно и грациозно. 

Познавательный рассказ

Потом мы нашли интересный этнографический момент. Существовали куклы-помощники. И одна из таких любопытных помощниц — кукла-каша. Она шилась из обычной плотной ткани и наполнялась какой-либо крупой и создавалась по размеру чугунка. Девочка начинала готовить под руководством мамы. Приготовление пищи происходило в игровой форме. Девочка играла с куклой-помощницей и запоминала мамины слова: «по пояс крупички, по шейку водички, по головку вкусная каша». Так ребенок запоминал простой и полезный рецепт. 
Детям на экскурсии также очень понравилось ставить чугунок ухватом в печь. Ведь в современном мире печь воспринимается скорее как нечто сказочное, а не повседневное. 

Следующий интересный момент — как использовать рубель и валик. Аксинья рассказала детям о том, что их применяли для глажки белья. Ведь до сих пор в некоторых домах на чердаках сохранились эти предметы. При проведении экскурсии мы отталкивались от старинного выражения: «не мытьем, так катаньем». Первоначально оно значило, что если хозяйка простирнула белье и что-то не отстиралось, она могла удалить грязь катаньем с помощью рубеля. Натуральная льняная ткань при катании отбеливается. 
Мы также говорили с ребятами о ремеслах и народных костюмах. Они увидели еще один атрибут казачьего быта — утюг с углями. Дети брали его в руки, с интересом рассматривали. Большой плюс интерактивности в том, что она позволяет тщательнее изучить предмет, почувствовать его вес, фактуру. Ребята также знакомились с прядением и поняли, что это очень сложная и кропотливая работа, которая требовала мастерства и терпения. 
Была затронута тема игр, например, игры в бирюльки. Детям игра открылась с новой стороны — оказалось, что она достаточно сложная и увлекательная. 
Ребята знакомились и с другими предметами старины, слушая интересные истории Аксиньи, глубже узнавая историю родного края. Хочу отметить, что экскурсия всегда проходит позитивно. Дети были вовлечены в процесс изучения, им некогда было отвлекаться. Они ждали, «что же будет дальше». В итоге, после выполнения всех домашних обязанностей, хозяйка поблагодарила ребят за помощь и попрощалась с ними до новой встречи.
Самое главное в этом интерактиве то, что экскурсия «В гостях у казачки Аксиньи» складывается в полноценный и последовательный рассказ, в котором дети могут напрямую поучаствовать. 

«Музейный Олимп»

Экскурсия очень востребована — часто обращаются школы и детские сады,  ведут ребят к нам в гости. Чаще всего приходят ученики с 1-го по 5-й класс, но иногда бывают школьники постарше. 
В 2014 году мы участвовали в конкурсе «Музейный Олимп», представили наработки по данной выставке в номинации «Инновация в музее». И Армавирский краеведческий музей победил  — получил первое место за свою экскурсию. Мы смогли провести работу, которая понравилась жюри. 
Очень приятно, когда ты приносишь радость своим посетителям. А если это еще и профессиональное признание, то радуешься вдвойне.  
В сентябре к нам приходили учащиеся школы №18 на экскурсию в рамках урока кубановедения. После посещения музея они писали сочинения. И я считаю, что детям было намного проще и интереснее писать свои работы после музейной экскурсии. Ведь они смогли прикоснуться к казачьему быту своими руками. 

 

Интерактив сегодня

Экскурсия продолжает функционировать, учреждения могут заказать ее и привести ребят в музей. В теплое время года интерактив проходит на улице, а в холодное — в помещении. 
Работа в музее творческая, ведь для каждой аудитории рассказ будет немного другим, со своими тонкостями и особенностями. Сотрудники музея стремятся пополнять свой багаж знаний, чтобы донести до ребят что-то новое. 

Валерия КУДРИНА

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях