В Армавире дети-инвалиды могут получить профессиональную подготовку в специализированных учебных заведениях

В Армавире дети-инвалиды могут получить профессиональную подготовку в специализированных учебных заведениях

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство обеспечивает инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования, среднего профессионального и высшего профессионального в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида [2.Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ].
Обучение может быть организовано по очной, заочной, вечерней и дистанционной формам. Для инвалидов учебные заведения практикуют различные формы организации процесса обучения: по индивидуальной форме, обучение на дому, индивидуальный график сдачи экзаменов, увеличение сроков обучения и т.д.

В Армавире существует сеть образовательных учреждений, которые обеспечивают детям-инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования

Есть специализированные школы, работают центры дистанционного обучения при школах и реализуется право ребенка на инклюзивное образование. Для детей с ограничениями по здоровью очень важно правильно выбрать профессию, которая бы помогла в самостоятельной жизни в дальнейшем.
Одной из специализированных школ Армавира является школа №?22. О том, как ведется профориентационная работа в школе, рассказывает заместитель директора по воспитательной работе Н.В. Лебединская.
В государственном казенном общеобразовательном учреждении Краснодарского края — специальной (коррекционной) школе № 22 г. Армавира получают основное общее образование по адаптированной программе дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья. Срок обучения в школе с 1 по 9-й классы. 
Выпускники школы имеют возможность получить профессиональное обучение на основе адаптированных образовательных программ в государственном казенном профессиональном образовательном учреждении КК «Армавирский индустриальный техникум для инвалидов» (ГКПОУ КК АИТИ) и в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении КК «Армавирский индустриально-строительный техникум» (ГБПОУ КК «АИСТ»). 
Профориентационная работа у нас в школе организована по направлениям, оказывающим эффективное влияние на становление личности ребенка с ментальными проблемами.
Профориентационная ­работа с самим ребёнком
Эта работа подразумевает следующие мероприятия:
— уроки профессионально-трудового обучения по профилям: швейное дело, столярное дело, декоративно-прикладное творчество и ремесло; 
— реализация программы «Модель выпускника», в рамках которой проводятся коррекционно-развивающие занятия по темам: «Особенности трудового коллектива», «Трудовое законодательство», «Предприятия, предоставляющие работу», «Ищу работу», «Устраиваюсь на работу», «Выбор профессии»;
— трудоустройство через МБУ «Комплексный центр социального обслуживания подростков и молодежи» обучающихся с 14 лет на время каникул в бригады по благоустройству города; 
— экскурсии с участием в мастер-классе по профессии в учреждения профессионального обучения «АИСТ» и «АИТИ»;
— взаимодействие со службой занятости г. Армавира: проф­ориентационные занятия, анкетирование, экскурсии. 
Профориентационная ­работа с семьёй
Система работы по привлечению родителей была определена тремя направлениями:
1. Информационное: знакомство родителей с предпрофильной подготовкой и профильным обучением в школе.
2. Психологическое: консультирование психолога, педагогов трудового обучения и специалистов, беседы, анкетирование.
3. Организационное: Цикл родительских собраний.
Участие в Дне открытых дверей городских профессиональных образовательных учреждений.
Встречи с представителями армавирского ЦтиЗ.
Организация взаимодействия внешних структур и школы в процессе ­трудовой интеграции ребёнка в общество
Школа работает в сотрудничестве с ГБПОУ КК «АИСТ», где наши выпускники обучаются по специальности штукатур, и с ГКПОУ КК АИТИ, где наши выпускники могут получить специальности: швея, портной, садовник, обувщик по ремонту обу­ви.

Жизнеустройство выпускников зависит от ряда факторов: индивидуального потенциала, поддержки семьи.

Часть выпускников находит себя в рабочих специальностях, некоторые выпускники не могут работать в связи с личностными особенностями. 
Школа делает все для того, чтобы помочь семьям с особыми детьми сделать правильный выбор в отношении профессионального будущего ребенка. 
Профессиональная ­подготовка
Профессиональные образовательные учреждения в нашем городе также представлены широко, имеют хорошую базу и дают прекрасные возможности для получения инвалидами профессиональной подготовки.
Специализированные образовательные учреждения имеют своей целью подготовку из числа инвалидов конкурентоспособных специалистов со средним профессиональным образованием и рабочих с начальным профессиональным образованием. Подготовка ведется по востребованным на рынке труда и рекомендованным для трудоустройства инвалидов профессиям.
Учебные заведения одновременно работают по 3 направлениям: профессиональная реабилитация, социальная реабилитация, медицинская поддержка, т.е. помимо специально оснащенных учебных кабинетов в таких образовательных учреждениях имеются кабинеты психологической диагностики и психологической разгрузки, библиотеки, спортивные и тренажерные залы, комнаты социально-бытовой адаптации, массажные кабинеты, медпункты с современным оборудованием.
Специализированным образовательным учреждением является одно из старейших учреждений профессиональной подготовки — ГКПОУ КК АИТИ.
О том, как техникум для инвалидов помогает своим выпускникам в вопросах трудоустройства, рассказала специалист техникума Е.И. Еременко:
«Армавирский индустриальный техникум для инвалидов» основан в 1927 году. За годы работы учреждение прошло сложный путь становления и реформирования. Сегодня АИТИ — это хорошо оснащенное учебное заведение.
В настоящее время техникум ведет образовательную деятельность по программам СПО (сроком обучения 2 года 10 месяцев): «Портной», «Делопроизводитель» и программам профессионального обучения (10 месяцев): «Швея», «Портной», «Обув­щик по ремонту обуви», «Садовник».
В учреждении осуществляется работа по трудоустройству выпускников, которая включает направления:
-анализ рынка труда и вакансий для выпускников и инвалидов в крае, 
-консультационную работу по вопросам трудового права, 
-самопрезентации выпускников,
-организацию мероприятий и встреч с работодателями,
-экскурсии на предприятия, участие в ярмарках вакансий, 
-организацию и прохождение практики.
На наших площадках проводятся конкурсы: Абилимпикс и Профмастерства, на которые приглашаются работодатели города Армавира в качестве главных экспертов.
Наше учреждение заключает договора с предприятиями и работодателями на прохождение производственной практики на их территории. На данный момент заключены договора о социальном партнерстве с 14 работодателями.
Наши студенты в период обу­чения ходят на экскурсии к работодателям, знакомятся с предприятиями. Интересуются требованиями, предъявляемыми работодателями на производстве, чтобы хорошо подготовиться к прохождению практики на данном предприятии. Так, в сентябре — октябре 2019 года наши студенты сходили на предприятия: ООО «Крафт», ООО «Камея», МП города Армавира «Озеленитель».
После экскурсий у студентов появляется желание старательнее обучаться. При прохождении практики проявить себя с лучшей стороны и получить в дальнейшем возможность трудоустройства на данное предприятие. 
Каждый выпускник планирует достижения поставленных целей в период обучения, а после окончания техникума предоставляет информацию о своем трудоустройстве или продолжении обучения. 
Все выпускники рассчитывают найти работу по профилю полученной профессии с высокой заработной платой.
Но сегодня свои профессиональные возможности по полученной профессии реализуют не все. Некоторые вынуждены выбирать работу, не связанную с полученной профессией, либо обращаются в центры занятости. Наше учреждение принимает участие в трудоустройстве, напрямую связываясь с работодателями города Армавира.
К сожалению, не всегда все получается. Очень обидно, когда лучшие студенты, имеющие проблемы со здоровьем, испытывают трудности в поиске работы по полученной профессии. Не каждый работодатель сможет по достоинству оценить старание, стремление, желание работать из-за трудностей общения с инвалидами. Бывают и такие случаи, что сами выпускники, поработав несколько месяцев, увольняются по состоянию здоровья, не могут справляться с определенными сложностями профессии.
Но, несмотря на все трудности, процент выпускников, нашедших работу по приобретенным профессиям, стабилен».
Для инвалидов, желающих трудиться, очень важна занятость. Инвалид, имеющий работу, перестает ощущать свою неполноценность, вызванную физическими и иными недостатками здоровья, чувствует себя полноправным членом общества. И государством проводится большая работа в этом направлении.

Справка
Профессиональная подготовка инвалидов осуществляется в соответствии с индивидуальной программой реабилитации в учебных заведениях общего и специального типа, а также непосредственно на предприятиях. При поступлении в средние специальные или высшие учебные заведения они пользуются определенными льготами — их зачисление производится независимо от плана приема. 

Наталья ИВАНОВА

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях