Образование. Советы родителям детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ребята с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) могут сдавать ЕГЭ наравне со всеми.
Выбрать такую форму государственной итоговой аттестации они имеют право в соответствии с Порядком проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования. О том, как сдают итоговую аттестацию дети с ограниченными возможностями здоровья, рассказали в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки.
Кто относится к выпускникам с ОВЗ?
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ) к данной категории относятся ученики с ограниченными возможностями здоровья, имеющие проблемы в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Таким образом, выпускнику, имеющему ограниченные возможности здоровья, для получения права выбора формы государственной итоговой аттестации (ЕГЭ или ГВЭ) необходимо обратиться в территориальную ПМПК.
После получения соответствующего заключения ребенок получает право выбора формы государственной итоговой аттестации и вместе с родителем выбирает, какие экзамены он будет сдавать и в каком формате (ЕГЭ или ГВЭ).
В Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки обращают внимание, что школа или ПМПК не имеют права определять форму государственной итоговой аттестации для ребенка без родителя или за него. Учебное заведение обязано принять заявление с перечнем предметов и выбранной формой сдачи. А ПМПК определяет наличие или отсутствие у школьника ограниченных возможностей здоровья.
Заявление в школу с перечнем экзаменов и формами их сдачи нужно сдать не позднее 1 февраля. Для того чтобы понять, есть ли у ребенка право выбора между ЕГЭ и ГВЭ и определиться с формой сдачи экзаменов, необходимо получить соответствующее заключение ПМПК.
Особенности проведения ЕГЭ для выпускников с ОВЗ
Материально-технические условия проведения экзамена обеспечивают возможность беспрепятственного доступа таких обучающихся, выпускников прошлых лет в аудитории, туалетные и иные помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже, наличие специальных кресел и других приспособлений).
При проведении экзамена присутствуют ассистенты, оказывающие указанным выпускникам техническую помощь с учетом их индивидуальных возможностей, помогающие им занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание.
Экзаменующиеся с учетом их индивидуальных возможностей пользуются в процессе сдачи экзамена необходимыми им техническими средствами.
ГВЭ по всем учебным предметам по их желанию проводится в устной форме.
Для слабослышащих обучающихся, выпускников прошлых лет аудитории для проведения экзамена оборудуются звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования.
Для глухих и слабослышащих при необходимости привлекается ассистент-сурдопереводчик.
Для слепых обучающихся, выпускников прошлых лет:
экзаменационные материалы оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера;
письменная экзаменационная работа выполняется рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере;
предусматривается достаточное количество специальных принадлежностей для оформления ответов рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер.
Для слабовидящих экзаменационные материалы копируются в увеличенном размере, в аудиториях для проведения экзаменов предусматривается наличие увеличительных устройств и индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс.
Для выпускников с нарушением опорно-двигательного аппарата письменная экзаменационная работа может выполняться на компьютере со специализированным программным обеспечением.
Во время проведения экзамена для указанных обучающихся организуются питание и перерывы для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий.
Для лиц, имеющих медицинские показания для обучения на дому и соответствующие рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии, экзамен организуется на дому.
Продолжительность экзамена для детей с ОВЗ увеличивается на 1,5 часа (за исключением ЕГЭ по иностранным языкам). Экзамен по иностранному языку в разделе «Говорение» увеличивается на 30 минут.
Поступление в вуз
При поступлении в высшие учебные заведения лица с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления предоставляют по своему усмотрению оригинал или ксерокопию документа, подтверждающего ограниченные возможности их здоровья.
Таким образом, заключение ПМПК необходимо будет представить в приемную комиссию вуза.
Выпускник с ОВЗ, имеющий результаты ЕГЭ, поступает на общих основаниях по конкурсу. То есть выпускные/вступительные экзаменационные испытания он проходит один раз и по результатам ЕГЭ поступает или не поступает в учебное заведение.
Если старшеклассник выбрал государственную (итоговую) аттестацию в форме государственного выпускного экзамена (не имеющий результатов ЕГЭ), то он сдает экзаменационные испытания дважды: в образовательной организации сдает ГВЭ, а в вузе проходит вступительные испытания, проводимые вузом самостоятельно.
В Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки обращают внимание на то, что заключение ПМПК не освобождает ребенка от государственной (итоговой) аттестации (ЕГЭ или ГВЭ) и не дает никаких льгот при поступлении в вуз!
Особенности рассмотрения апелляций участников ГИА с ОВЗ
Для рассмотрения апелляций участников ГИА с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов комиссия привлекает к своей работе тифлопереводчиков (для рассмотрения апелляций слепых участников ГИА), сурдопереводчиков (для рассмотрения апелляций глухих участников ГИА).
Вместе с участником ГИА с ОВЗ, ребенком-инвалидом, инвалидом на рассмотрении его апелляции помимо родителей (законных представителей) может присутствовать ассистент.
В случае обнаружения КК ошибки в переносе ответов слепых или слабовидящих участников ГИА на бланки ГИА конфликтная комиссия учитывает данные ошибки как технический брак. Экзаменационные работы таких участников ГИА проходят повторную обработку (включая перенос на бланки ГИА стандартного размера) и при необходимости повторную проверку экспертами.
В этом году в России государственную итоговую аттестацию после 11-го класса проходили 6742 участника с ограниченными возможностями здоровья. Около трех четвертей из них сдавали экзамены в форме ЕГЭ. Более 16 пунктов проведения экзаменов были организованы в медицинских учреждениях. В Армавире в этом году один ребенок по состоянию здоровья сдавал ЕГЭ на дому.
КСТАТИ
Нормативные правовые документы, регламентирующие порядок проведения ГИА для лиц с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 190/1512 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 10.12.2018, регистрационный № 52952).
3. Методические рекомендации по организации и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в форме основного государственного экзамена и единого государственного экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов.
Виктория АЛЕКСАНДРОВА
Источник фото: http://admsurgut.ru