Родительская школа

Родительская школа

На базе Армавирского реабилитационного Центра для детей и подростков работает школа психологической поддержки для семей с детьми-инвалидами.

Семья как ближайшее окружение ребенка-инвалида — основное звено в системе его воспитания и обучения, социализации, удовлетворения потребностей, профориентации.
В жизни детей-инвалидов и в их семьях возникает очень много трудностей и проблем. Это социально-педагогические проблемы, психологические, экономические, медицинские, коммуникативные, трудности с обучением. Со многими из них семья не может справиться самостоятельно и поэтому нуждается в социальной поддержке. Особую значимость приобретает проблема социальной адаптации не только ребенка, страдающего той или иной тяжелой патологией, но и семьи, в которой он воспитывается.
Семья с ребёнком-инвалидом — это семья с особым статусом. Ее особенности и проблемы определяются в большей степени решением проблем ребенка, закрытостью семьи для внешнего мира, дефицитом общения, но главное — специфическим положением в семье ребёнка-инвалида, обусловленным его недостатками в физическом и (или) психологическом развитии.
Можно выделить несколько позиций поведения родителей, когда в семье рождается ребенок-инвалид:
1 Принятие ребенка и его недостатков в физическом и (или) психологическом развитии: родители принимают недостатки, адекватно оценивают их и проявляют по отношению к своему ребенку настоящую преданность. У родителей не проявляются видимые чувства вины или неприязни к ребенку. В большинстве случаев вера в собственные силы и способности ребенка придают таким родителям душевную силу и поддержку.
2 Реакция отрицания: отрицается, что у ребенка имеется недостаток в физическом и (или) психологическом развитии, что ребенок — инвалид. Планы относительно образования и профессии ребенка свидетельствуют о том, что родители не принимают и не признают для своего ребенка никаких ограничений. Ребенка воспитывают в духе чрезвычайного честолюбия, настаивают на высокой успешности его деятельности.
3 Реакция чрезмерной защиты, опеки, протекции, охраны: родители наполнены чувством жалости и сочувствия, что проявляется в чрезмерной заботливости, защищающей ребенка от всех опасностей. Ребенок-инвалид является предметом чрезмерной любви матери, родители стараются все сделать за него, в результате чего он может долго, а иногда всю жизнь находиться на инфантильном уровне.
4 Скрытое отречение, отвержение ребенка: отрицательное отношение по отношению к ребенку скрывается за чрезмерно заботливым, предупредительным воспитанием. Родители «перегибают палку» в выполнении своих обязанностей, педантично стараются быть хорошими.
5 Открытое отречение, отвержение ребенка: ребенок принимается с отвращением, и родители полностью осознают свои враждебные чувства. Однако для обоснования этих чувств и преодоления чувства вины родители обращаются к определенной форме защиты. Они обвиняют общество, учителей, врачей в неадекватном отношении к ребенку-инвалиду.
В любом из этих случаев семья, воспитывающая ребенка-инвалида, становится особенной, испытывает трудности, к которым нередко добавляется еще и отрицательное отношение со стороны окружающих, особенно соседей, которых раздражают некомфортные условия существования рядом (нарушение спокойствия, тишины, особенно если ребенок-инвалид с интеллектуальными нарушениями или его поведение негативно влияет на здоровье детского окружения). Окружающие часто уклоняются от общения с детьми-инвалидами, и те практически не имеют возможности полноценных социальных контактов, достаточного круга общения, особенно со здоровыми сверстниками. Имеющаяся социальная депривация может привести к личностным расстройствам (например, эмоционально-волевой сферы и т.д.), к задержке интеллекта, особенно если ребенок слабо адаптирован к жизненным трудностям, социальной дезадаптации, еще большей изоляции, недостаткам развития, в том числе нарушениям коммуникационных возможностей, что формирует не­адекватное представление об окружающем мире. В результате у детей формируются пониженный фон настроения, пониженная самооценка, неуверенность в себе, пассивность. В такой ситуации ребенок и семья, в которой он воспитывается, нуждаются в помощи специалиста, который смог бы активно войти в конкретную жизненную ситуацию семьи, смягчить воздействие стресса, помочь мобилизовать имеющиеся внутренние и внешние ресурсы всех членов семьи. Кто же может стать таким специалистом, помочь семье, воспитывающей ребенка-инвалида?
В 2009 году на базе Армавирского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями была создана родительская школа «Особый ребенок». Перед специалистами стояла задача: помочь родителям детей с синдромом Дауна. Решение объ­единить именно таких родителей возникло не случайно. Синдром Дауна — самая распространённая в мире генетическая аномалия. По статистике один ребенок из 700 новорожденных появляется на свет с синдромом Дауна. Такая частота случаев характерна для любого уголка планеты, в том числе и для Армавира, и не зависит от образа жизни родителей, их здоровья, возраста, вредных привычек, питания, достатка, образования, цвета кожи или национальности. В России ежегодно рождается около 2 тысяч детей с синдромом Дауна. Бывают случаи, когда родители отказываются от таких «особенных» детей. 
В феврале 1999 года семья М. вошла в число тех, кто не отказался от своего ребенка с синдромом Дауна. Следующие 10 лет жизни Валеры М. его родители собирали информацию о синдроме, старательно выполняли рекомендации специалистов, как развивать и воспитывать своего ребенка. И мечтали о создании организации, которая объединила бы семьи с «особенными» детьми и помогала бы решать их насущные вопросы.
11 февраля 2009 года Валере исполнилось 10 лет. Этот день рождения был необычным, потому что мальчика поздравляли не только родители и родственники. В гости пришли «особенные» дети, родившиеся с синдромом Дауна. Этот день рождения стал днем создания новой общественной организации «Особенные дети». За поддержкой и помощью родители обратились в Армавирский реабилитационный центр, хорошо им знакомый, так как их дети проходили там ежегодную реабилитацию. В ответ на просьбу возникла родительская школа «Особый ребенок», которая работает на протяжении 10 лет, объединяя родителей «солнечных» де­тей, дает им возможность общаться, получать консультации психолога, учиться принимать и общаться со своими «особыми» детьми, строить взаимоотношения в семье.
Таким образом, объединив желания и усилия, родители и специалисты создали особую форму психологической поддержки родителей детей с ограниченными возможностями — родительскую школу. Родители нашли тех самых специалистов, которые активно вошли в конкретную жизненную ситуацию семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна.
Я, как педагог-психолог учреждения, стала ведущим родительской школы «Особый ребенок». Опыт общения с родителями позволил отметить некоторые особенности семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, что помогло обеспечить индивидуальный подход при реализации программ их социального сопровождения. 
Перед семьей стоит целый ряд проблем: постоянные поиски виноватого, тяжесть, недоговоренность и невозможность «выговорить» свои чувства, что может привести семью к разводу. Если реакция горя, печали, депрессии не осознается родителями, не проговаривается ими между собой или с другими людьми, то она становится тормозом в процессе принятия состояния своего ребенка. Следовательно, первоочередное направление психологической помощи — оптимизация психологического состояния родителей «солнечных» детей. Лишь по достижении адекватного психологического состояния родителей детей с нарушениями здоровья можно предпринимать остальные меры психологической помощи.
Следующее направление: ликвидация ведущей причины неконструктивного родительского отношения к «особенным» детям, действующей на сознательном уровне — устранение психолого-педагогической безграмотности родителей.
И, наконец, непосредственно оптимизация детско-родительских отношений, гармонизация психологического климата в семье.
Задачами работы родительской школы «Особый ребенок» являются: 
—  коррекция внутреннего психологического состояния матери;
—  коррекция взаимоотношений между матерью и ее ребенком;
—  формирование позитивной установки в сознании родителей;
—  снижение эмоционального напряжения и снятие тревожности у родителей «солнечных» детей;
—  обучение специальным коррекционным и методическим приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком с синдромом Дауна в домашних условиях.
Возможность получить поддержку группы укрепляет доверие к миру. 
Одна из задач специалиста, который ведет эту группу, — создать условия для большей свободы и защищенности переживающих родителей.
Родители имеют возможность обсудить, что для них означает такой диагноз у ребенка, и сравнить свои представления с тем, что думают об этом другие. Обмен опытом того, как каждая семья справляется с возникшей проблемой, позволяет существенно расширить свои возможности пережить случившееся, адаптироваться в новой ситуации.
Участие в групповом обсуждении своих собственных проблем помогает родителям восстановить свои идентичность и самооценку. Возможности групповой поддержки укрепляют доверие к миру, который, казалось бы, разрушен.
Из нашей практики стало ясно, насколько важно семье не оказаться в изоляции, один на один со своими проблемами, и как устранить эту изоляцию посредством участия семей в родительских школах.

Редакция «Армавирский Собеседник»
Фото предоставлено Армавирским реабилитационным центром для детей и подростков.

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях