Хрупкое искусство, родом из XX века

Хрупкое искусство, родом из XX века

Увлечения. Авторская кукла Елены Агарковой.

Создание кукол — интересный и увлекательный процесс. В зависимости от вида куклы он может различаться в сложности и длительности. Елена Агаркова, рукодельница, увлеченная созданием авторских кукол, рассказала «АС» о своем хобби. Девушка изготавливает работы, существующие только в одном экземпляре, каждая кукла — индивидуальна.

— Я начала активно увлекаться творчеством пару лет назад. Сначала занималась валянием. Однажды я пришла на выставку и увидела множество красивых свалянных цветов, шарфов, шалей. После этого купила шерсть и решила попробовать. Получилось: делала валяных кукол, игрушки. А потом я случайно увидела авторских кукол из полимерной глины. Меня очень впечатлили работы мастера Киры Кинаш. Я решила попробовать в этом направлении. Так началось мое увлечение. Основы я узнала на мастер-классе Киры Кинаш и на уроках из интернета. Самое первое: есть два вида глины — запекаемая и самозатвердевающая. Изначально у меня были куклы из запекаемой глины, затем перешла на вторую. Работать с запекаемой глиной сложно, нужно покупать специальную духовку для выпекания, потому что в бытовой печи это делать не рекомендуется. Поэтому я перешла на самозатвердевающую глину. Купила несколько инструментов, ткани. 

Пропорции, анатомия и материалы

— Сначала визуально, «на глаз», а затем, когда послушала мастер-класс, то поняла некоторые особенности. Например, что голова должна быть размером с куриное яйцо, туловище — с два, а ноги — с три. Я делаю не шарнирных кукол, но мои тоже подвижны: у них двигается голова, ручки, сгибаются коленки. У них мягкое тело из ткани, внутри железный каркас и резинки, ручки тоже мягкие. Обувь и одежду шью сама, стараюсь использовать все натуральное: кожу, ткани. В магазине их почти нет, иногда беру у знакомых или родственников, нахожу интересные ткани. Но я также  очень хочу попробовать свои силы в изготовлении шарнирных кукол, это очень кропотливый процесс. 

В единственном экземпляре

— Да, повторяющихся кукол не бывает, хотя встречаются знакомые образы. Например, с собой я принесла куклу-мальчика — Маленького Принца, персонажа из известной повести. Также я делала и его друга Лиса. Насчет повторов: я пробовала делать кукол по образцам именитых мастеров. Но у меня не получалось, это их работа, а не моя. Также я знаю, что некоторые рукодельники делают портретных кукол на заказ по образу реальных людей. Когда я начинаю лепить, то стиль и внешний вид работы получаются сами собой, а уже потом целенаправленно выбираю детали, допустим, цвет волос и обуви. Маленький Принц получился стандартным, каким его классически представляют, а вот куклы-девочки всегда выходят совершенно разные, индивидуальные. 

«История моды»

— На выставки сейчас ездить не получается: семья, дети, работа… Но я участвовала в конкурсе «История моды» в прошлом году. Это международный конкурс, на него присылают множество работ из разных стран. Процесс участия был примерно таков: отправляешь заявку на участие, высылаешь почтой свои работы, которые впоследствии попадают на выставку. Работы выставлялись в Минске. Мне дали грамоту за участие, призового места я не заняла. На выставке я видела невероятные, по-настоящему мастерские работы, которые захватывали дух. Мне казалось, что таких потрясающих кукол сделать невозможно. 

Цена искусства

— Существует понятие «авторская кукла» — это кукла, которая представляет собой индивидуальный образ, без упора на реализм. Детали этого образа будут различными — все зависит от мастера и его взглядов. Но есть очень реалистичные работы, которые изготавливаются при соблюдении всех норм анатомии и внешнего облика. 

Такие работы могут стоить 150 тысяч рублей и больше. Из таких авторов могу вспомнить невероятные работы Михаила Зайкова, мастера реалистичных шарнирных кукол. 

Время и возможности

— Лица раскрашиваю сама акриловыми красками. Не могу сказать точно, сколько времени у меня уходит на одну работу. Все зависит от количества свободного времени. Помню, когда я только начинала увлекаться этим делом, быстро бежала домой с работы, чтобы скорее заняться созданием куклы. Сейчас отношусь к этому спокойнее. Из-за быстрого и загруженного ритма жизни успеваю сделать немного, иногда беру перерыв. Но энтузиазм и любовь к творчеству не угасают.

Процесс работы

— Сначала  — покупка полимерной глины. А сам процесс изготовления начинается с лепки головы — делается заготовка из папье-маше. Пару дней она сохнет, потом облепливается глиной: формирую щеки, нос, подбородок, глаза. Потом лепится шея до плеч, голова подвижная — внутрь вставляется пружина. Леплю руки и ноги, сгибаю проволоку, формирую каркас отдельными частями, затем собираю его. 
Важный момент: после лепки обязательно это все нужно долго зашкуривать специальными шкурками. Это необходимо для придания изделию гладкости. После этого кукла расписывается, закрепляется и собирается. Я шью одежду, приклеиваю волосы. Если каждый день делать что-то понемногу, то на одну куклу уйдет месяц. Определенное время она сохнет, летом этот процесс идет быстрее, зимой гораздо медленнее. Кукла обязательно должна высохнуть, иначе она будет ломаться. 

Локоны

— Волосы я делаю из купленной натуральной шерсти, например, шерсти козочки. Можно использовать различные виды шкур. Чтобы придать волоскам ту или иную форму, можно поступать с ними, как с человеческими: красить, стричь, вытягивать утюжком, фиксировать лаком.

Количество работ

— Всего кукол я изготовила немного, штук десять. Я очень хочу работать больше и надеюсь, что на любимое увлечение будет свободное время в будущем.  Еще одной проблемой, связанной с созданием авторских кукол, можно считать финансовую сторону. Материалы выходят довольно дорогими. Себестоимость одной куклы приблизительно около 1500 рублей.

Украшение или игрушка?

— Эти куклы однозначно создаются для украшения интерьера, играть с ними не рекомендуется: они могут сломаться. Если кукла упадет с высоты, то легко может разбиться или сломаться. У меня был случай, связанный с транспортировкой. 
Даже при полной комплектации коробки кукла может повредиться при перевозке. Взрослые и дети могут рассматривать кукол, держать их в руках, но лучше не играть с ними, как с обычными. Изделие точно не перенесет частого и активного воздействия. 
Сломанную куклу можно восстановить, но сложность починки будет зависеть от вида глины. Куклу из самозатвердевающей чинить проще, а с запекаемой дела обстоят сложнее. Из первого вида можно слепить новый пальчик или аксессуар. Но если повреждено лицо куклы, тогда шансов на восстановление в любом случае мало. Или же это потребует колоссальных усилий и уйму времени. В таком случае проще сделать голову заново. 

Сложности: симметрия

— Самая большая трудность, которая у меня возникала, — это соблюдение симметрии лица. Когда лепишь и раскрашиваешь куклу, то кажется, что все в порядке, совершенно ровно. А когда начинаешь проверять свою работу и видишь результат, то можно и разочароваться. 

Есть специальная техника для проверки симметрии на зеркале. Нужно повернуть голову куклы и смотреть в зеркало. Вот тогда и становятся видны недочеты. Один глаз может быть больше, другой меньше. В таком случае я все стираю и рисую по-новому. Также пропорции лица можно четко разграничить, чтобы избежать возможных ошибок. Необходимо поделить голову напополам вдоль и поперек. И в верхней трети чертежа должны быть глаза, а нос чуть ниже. 

Кукольные наряды

— Костюмы я обычно придумываю сама. Еще обращаю внимание на моду прошлых лет, ее историю. Также знание о костюмах можно почерпнуть на выставках, вдохновляясь другими работами. Хочу отметить, что у всех людей разные вкусы, и стиль куклы одному человеку может понравиться, а другому нет. Это нормально. 

Планы

— В будущем хочу продолжать заниматься авторской куклой. Хочу попробовать изготавливать шарнирных. Но я понимаю, что если на нынешние работы у меня уходит много времени, то на более сложные уйдет в несколько раз больше.
 Шарнирные куклы — это кропотливая, ювелирная работа, где нужно учитывать все тонкости. 

Для лучшего познавания этого сложного дела можно покупать мастер-классы или ходить на бесплатные, если они проходят в городе. Литературу и уроки в интернете никто не отменял, они понятны и доступны. Каждому свое, мы все усваиваем знания разными способами. 

Я смотрела именно мастер-классы, потому что мне так легче воспринимать информацию и видеть процесс вживую. Думаю, шарнирные куклы — это следующий этап сложности моего творчества. 

Взгляд на критику

— Авторская кукла — это личное творение автора, его взгляд на то, какой кукла должна быть. Не стоит забывать, что у людей разные вкусы и изделие может им не понравиться. У меня бывали случаи, когда работы воспринимались негативно. Я считаю, что нужно прислушиваться к адекватной, аргументированной критике, а не к бестактности. Вежливость — это показатель культуры человека. 

А обоснованная критика даже полезна для мастера. Особенно она интересна, если исходит от другого мастера, который может указать на профессиональные недочеты и подсказать, как их исправить. Я понимаю, что мне предстоит еще многому учиться, и я готова совершенствоваться. Предела идеалу нет.

Совет

— Всем творцам посоветую мастерить как можно больше и чаще. Только работая, можно повышать свой навык создания чего-либо. Я по себе знаю: если после изготовления одной куклы долгое время ничего не делать,  то ощущение материалов становится другим, теряется мастерство. 

Причем неважно, опытный автор или только начинающий, держать себя в тонусе должен каждый. И если что-то не получается, ни в коем случае не бросайте свое дело, попытайтесь снова, и вы сможете довести работу до совершенства. 
 

Валерия КУДРИНА
Куклы Елены Агарковой в единственном экземпляре. Фото А. Ковязина.

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях