Допобразование. В ДДЮТ проводят занятия по развитию сенсорной моторики.
В Армавирском Дворце детского и юношеского творчества действуют программы социально-педагогической направленности.
В системе дополнительного образования они ориентированы на изучение психологических особенностей личности, познание мотивов своего поведения, изучение методик самоконтроля, формирование личности как члена коллектива, изучение межличностных взаимоотношений и адаптацию в коллективе.
Социальное самоопределение детей и развитие их социальной инициативы является одной из главных задач социально-педагогического направления, которое актуальна, прежде всего, потому, что сегодня на передний план выходит проблема воспитания личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения. А для этого важно сформировать опыт проживания в социальной системе, очертить профессиональные перспективы. Образовательные программы данной направленности охватывают широкий возрастной диапазон и многофункциональны по своему назначению. Социально-педагогическая направленность включает следующие группы программ: развитие дошкольников (социализация и общение, интеллектуальное развитие, логопедия, художественно-эстетическое и творческое развитие, подготовка к школе, социокультурная адаптация детей и др.), игротехники и игровое конструирование, профориентация и предпрофессиональная подготовка.
Новое объединение
Во Дворце детского и юношеского творчества для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) под руководством педагога-психолога Татьяны Науменко проводятся занятия по сенсомоторной гимнастике. Ребята занимаются в группах по 5—6 человек дважды в неделю. Объединение «Развитие сенсомоторики для детей с ОВЗ» начало свою работу в сентябре этого года.
Особенности методики
Что же такое сенсомоторная гимнастика? Это гимнастика мозга или физкультура, направленная на восстановление центральной нервной системы. Она тренирует внимание, двигательную, слуховую и зрительную память, активацию и торможение ребенка. В гимнастике постоянно задействуются органы чувств, отвечающие за вестибулярный аппарат, координацию движений, баланс, быстроту реакции, ощущение своего тела в пространстве и звеньев тела по отношению друг к другу.
Благодаря этому у ребят развивается мелкая и крупная моторика, умение владеть телом, ликвидируется сенсорный дисбаланс. Дети раскрепощаются, перестают быть неуклюжими, зажатыми, приобретают уверенность в себе. Кроме того, многообразие гимнастических упражнений стимулирует развитие логики, мышления.
Программа
Занятие в учреждении дополнительного образования проходит в несколько этапов. В начале урока проводятся упражнения, связанные с дыханием, своего рода подготовка к основным упражнениям. Правильное дыхание оптимизирует кровообращение, вентиляцию всех участков легких, осуществляет массаж органов брюшной полости и способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, концентрации внимания и снижению напряжения.
Далее подопечные Татьяны Науменко вместе с ней делают самомассаж. Он способствует улучшению кровообращения, снижает раздражительность. Кроме того, повышает сопротивляемость организма в период осенне-зимних простудных заболеваний. Особое внимание уделяется массажу ушных раковин, так как на ушах находится множество акупунктурных точек, энергетически связанных с внутренними органами, слухом, зрением, нервной, гормональной, эндокринной и другими системами организма.
Затем дети приступают к специальным упражнениям на растягивание, основанным на естественном движении. Выполнение растяжек способствует преодолению у детей разного рода мышечных дистоний и оптимизации мышечного тонуса, повышению уровня психической активности.
Особое внимание уделяется развитию мелкой моторики. Комплекс упражнений для рук развивает межполушарное взаимодействие, подготавливает почву для формирования речи. Каждое упражнение дается в базовом варианте и по мере усвоения их детьми усложняется в несколько этапов.
Глазодвигательные упражнения — важный компонент всех видов познавательной деятельности. Слежение глазами идет за предметом, расположенным на расстоянии вытянутой руки. При выполнении упражнений голова у ребенка всегда фиксирована. Для привлечения внимания детей используются яркие предметы.
И, наконец, релаксация, или полное расслабление. Она сопровождается ароматерапией и видеорядом спокойного моря. Сочетание музыки, цвета и запаха дает успокаивающий, расслабляющий и восстанавливающий эффект.
— Такие занятия показаны в первую очередь детям с задержкой речевого развития, с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, аутизмом, ДЦП и другими заболеваниями и нарушениями. Так же будут полезны для детей, у которых проявляются сложности в освоении некоторых двигательных навыков или нарушений поведения: повышенная возбудимость, тревожность, агрессивность, невнимательность, рассеянность и т. д., — рассказывает педагог-психолог Татьяна Науменко.
Важной особенностью занятий является тесное сотрудничество психолога с родителями: постоянное консультирование с подробным объяснением целей и задач занятий, обсуждение успехов ребенка или моментов, когда он не справляется с заданием. Каждый родитель знает основные упражнения, выполняемые ребенком? для совместного повторения их дома. Это является важной составляющей повторения и закрепления упражнений, а также взаимодействия ребенка и родителя.
— И пусть прошло совсем немного времени, но наши воспитанники уже радуют нас своими достижениями. Родители с удовольствием отмечают, что их дети научились правильно дышать, выполнять пальчиковую гимнастику, расслабляться, что усвоенные на занятиях навыки помогают им в освоении школьной программы, лучше ориентироваться в быту, увереннее чувствовать себя в социуме. Мы очень надеемся, что занятия помогут нашим особенным детям познавать и покорять этот большой, яркий, непредсказуемый и прекрасный мир, в котором мы с вами живем. Давайте пожелаем им успехов! — подытожила Татьяна Науменко.
Редакция «Армавирский Собеседник»
В сентябре в ДДЮТ начало свою работу объединение «Развитие сенсомоторики для детей с ОВЗ». Фото предоставлены пресс-службой ДДЮТ.