Почему художники и ремесленники любят бересту

Почему художники и ремесленники любят бересту

Армавирская художница Ольга Марахина активно занималась работой в театре, пишет картины, увлечена созданием пейзажей на бересте. Корреспондент «АС» поговорила с мастером о творческих приоритетах, новых увлечениях и о том, почему березу любят в народе.
 

— Я влюблена в живопись. Хотя получила профессию промышленного графика, диплом художника-оформителя, а работала художником-постановщиком, но именно живопись занимает особое место в моей жизни, — рассказала «АС» Ольга Марахина. — Кто такой художник? Художник — это на 10 процентов талант и на 90 процентов труд. Человек, который работает каждый день, не расслабляясь. Я каждый день беру мольберт, потому что если долго не работать, пальцы не будут так хорошо слушаться. Пишу всю жизнь. 

Каждая картина для художника — небольшое откровение. Если душа просит что-то написать, я пишу. Мои дети тоже выбрали творческий путь: сын — скульптор, одна дочь — живописец, вторая — график. 

Мне же ближе всего жанр пейзажа. Я пишу и натюрморты с портретами, но больше времени уделяю природе. В пейзаже есть душа. Например, напишешь картину со снегом — и он навсегда останется на ней, как и теплая весна — вечно цветет на холсте. 

— Пейзажи каких мест Вам ближе?

— Я всю жизнь прожила на Кубани и часто пишу природу нашего края. Но очень нравятся пейзажи средней полосы России: Псковской, Орловской, Брянской областей — часто бываю в тех местах. Они красивы тем, что в них остались старинные церкви и монастыри. 

Там больше истории, она древнее, чем на Юге. Можно сказать, что здесь есть дух старины. И несмотря на то, что эти места находятся севернее, у природы там яркая палитра.

В последние три года пишу пейзажи на бересте и мастерю из нее различные изделия. На таких картинах как раз большое количество природы средней полосы: церкви, храмы, мельницы, леса. 

Для меня эта техника еще в новинку, она довольно трудная в исполнении. Береста может заворачиваться, и часто приходится ее подклеивать, чтобы готовая картина не свернулась. Но это интересный материал не только для рисования. Много мастеров работают с берестой в других техниках: плетут посуду и украшения, шкатулки.

— Как начали работать с таким нестандартным материалом?

— Однажды сестра привезла большую коробку бересты, рассказала, насколько интересно с ней работать.  В этом году у меня в планах — три персональных выставки. Одна из них — выставка пейзажей и игрушек на бересте. Собираюсь провести там мастер-класс. Сама фактура этого материала подсказывает, какой пейзаж написать. 

Ведь что такое береста? Это внешняя сторона коры березы. На ней остаются наросты, шероховатости, полоски, бугорки. 

При создании картины они становятся ее частью: могут дополнить пейзаж, слиться с ним, придать ему фактуру. Мне очень нравится бархатистая поверхность березы, ее теплый цвет.

— Какими красками пишут на бересте?

— Я пишу маслом, гуашью, акварелью, рисую гелиевой ручкой. Выбор краски зависит от размера «полотна» — кусочка бересты. На какой-то фактуре удобно писать маслом, на какой-то — акварелью. Каждый раз получается что-то новое. Многие художники выжигают на бересте. Мне больше по душе писать красками.

— Какие особенности работы с берестой?

— У каждого художника свои секреты. У меня они довольно простые: подклеить в нужном месте, спрессовать, обрезать материал в лишних местах.

— Какого размера картины из бересты?

— На бересте получается писать относительно небольшие пейзажи. Средний размер картин — 20 на 30 сантиметров. Очень удобно работать на маленьких кусочках. Большие картины приходится составлять из отдельных кусочков, что довольно сложно. 

Краски на бересте сохнут столько же, сколько и картины, нарисованные на холсте, все зависит от количества краски и ее вида. 

Я бы назвала картины из бересты произведением декоративно-прикладного искусства.

— А где берете  бересту? 

— Обычно ее заготавливают весной на болотах. Найти материал можно в местах заготовок, где снимают кору с деревьев, готовят дрова и доски. 

Я никогда не снимаю кору с берез самостоятельно, беру только со срубленных деревьев. Еще с давних времен это был простой и доступный для народа материал. Береза — отличное дерево для работ ремесленников, оно довольно мягкое в обработке. Из нее делали украшения, туеса, посуду. Хлеб, который хранится в туесах из бересты, может не портиться до двух недель.

— Какой техникой хотели бы овладеть еще? 

— Если раньше я часто работала с традиционными материалами: уголь, карандаш, сепия, то сейчас интересно работать с относительно новыми необычными материалами, например, популярной акриловой краской. 

— Ваш любимый художник? 

— Любимый художник — Валентин Серов, человек, который всю жизнь работал масляными красками. Считаю шедевром его картину «Девочка с персиками». Мне удалось побывать на выставке картин Серова. 

Валерия КУДРИНА
Ольга Марахина каждый день проводит за мольбертом. Фото А. Ковязина

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях