Наверное, не найдется в Армавире человека, который не знал бы Умида Губаева — участника Парада Победы 24 июня 1945 года. Военный дирижер, полковник в отставке, он один из самых активных членов Армавирского городского Совета ветеранов. Его справедливо называют примером для подражания. И сегодня, в период карантина, когда людей почтенного возраста просят оставаться дома, Умид Садыкович подает достойный пример.
Принимаемые в России меры по борьбе с инфекцией он не считает чересчур строгими. Его родственники, живущие в Ташкенте, рассказывают, что у них все намного строже, чем в России.
Президент попросил
Уже две недели Умид Садыкович из-за угрозы пандемии коронавируса находится на самоизоляции.
— Президент попросил — я выполнил, — говорит ветеран.
Сначала, когда об эпидемии в китайской Ухани только заговорили, он недооценил размах эпидемии. Тогда казалось, что мир напрасно поддался панике, и ситуация быстро нормализуется. Но когда к гражданам России обратился президент Владимир Путин, стало ясно, что ситуация действительно серьезная, и вирус угрожает прежде всего немолодым людям. Тогда вместе с дочерью Элеонорой армавирский ветеран ушел в режим самоизоляции.
До введения карантина 92-летний Умид Губаев вел активный образ жизни: танцевал в творческом ансамбле «Сударушка», принимал участие в работе городского Совета ветеранов. И вот пришлось вынужденно уединиться. Правда, перед введением карантина семья Губаева расширилась — в его доме появился котенок Кузя, которого подарила внучка. Теперь маленький пушистый комочек диктует свои правила в доме Умида Садыковича и по расписанию требует прогулки во дворе и общения.
— Он заставляет меня выходить на свежий воздух. Пока не добьется желаемого, бродит за мной по дому и жалобно мяукает. Еще бы! На улице такая хорошая погода, — делится своими заботами ветеран.
По километру
Несмотря на почтенные годы, утро Умид Садыкович начинает с двадцатиминутной зарядки. Обычные взмахи руками и ногами, но заряда энергии хватает на весь день. Затем он включает шагомер на часах и следит за тем, чтобы за день обязательно пройти как минимум один-два километра.
Ветеран вместе с дочерью живет в частном доме, и начало апреля для них — горячая пора. Нужно привести в порядок клумбы, подбелить деревья, что-то пересадить…
— Благодаря самоизоляции я теперь могу переделать все дела, которые откладывал в долгий ящик. Вот недавно окончил ремонт тропинки в саду, виноград подрезал, — сообщил о своих достижениях Умид Садыкович.
Справившись в саду, он обязательно совершает небольшой променад на кардиотренажере. Старается на нем в день пройти не меньше одного километра.
— Халтурить себе не разрешаю, ведь движение — это жизнь, — говорит пенсионер.
Записки из чемодана
В самоизоляции Умид Садыкович начал писать книгу. Он уже много лет является уверенным пользователем компьютера, так что тексты набирает сам.
— Давно откладывал в долгий ящик работу над книгой. То Совету ветеранов помочь нужно, то репетиции в «Сударушке»… А теперь появилось время покопаться в уголках своей памяти и оставить воспоминания на бумаге, — рассказывает Губаев. — Вот, к примеру, до вашего звонка я читал в интернете статью о любимой певице — казахской оперной диве Куляш Байсеитовой. Обязательно расскажу в книге о ней и композиторе Евгении Брусиловском. Они были очень популярны во времена моей молодости. Хочу, чтобы осталась память о них.
В свои девяносто с хвостиком Умид Садыкович практикуется в немецком языке. Чтобы не забыть его, одновременно читает на немецком книгу «Семь крестов» и «Записки из чемодана» Ивана Серова, которые ему прислали из Москвы.
На самоизоляции
За продуктами в магазин ходит дочь Элеонора. Причем женщина совершает целый ритуал: надевает защитную маску и перчатки. В продуктовый отправляется в восемь утра — в это время мало покупателей. Вернувшись домой, она обязательно обрабатывает руки антисептиком и протирает покупки.
— Признаюсь, один раз, когда еще не объявили карантин, но дочь запретила выходить из дома, нарушил самоизоляцию. Пошел оплатить коммуналку на почту. Там все серьезно было — работники требовали, чтобы клиенты соблюдали обязательную социальную дистанцию, сами сидели в масках и перчатках. Но я решил, что больше, пока не искоренят коронавирус, не стану посещать многолюдные места, — говорит Губаев.
На связи в WhatsApp
По словам Умида Садыковича, он скучает по живому общению с коллегами из городского Совета ветеранов и знакомыми, но не поддается унынию.
— Я умею пользоваться мессенджером WhatsApp, социальными сетями. Постоянно переписываюсь и общаюсь со своими друзьями и знакомыми. Но это все равно не заменяет живого общения, — признается ветеран. — Но ничего, скоро мы победим коронавирус, и жизнь вернется в прежнее русло.
Губаев считает, вместо того, чтобы впадать в панику, лучше заняться делами, которые давно откладывали в долгий ящик.
— Для кого-то это будет генеральная уборка дома, для кого-то — написание книги или поддержание физической формы, — рекомендует ветеран. — Главное — двигайтесь и делайте то, что вам интересно.
Редакция «Армавирский Собеседник»
Полковник в отставке Умид Губаев (в центре) — участвовалл в Параде Победы 24 мая 1945 года. Фото Александра Ковязина.