Новости Армавира
75.03
88.96
Погода в Армавире:
облачно +24
вечер +27
ночь +19
19 : 35
18 сентября, 2020

Григорий Карапетян: «У нас одна нация — армавирец»

Анна ОМЕЛЬЧЕНКО

Армавир — уникальный город, который даже сами местные жители называют армянским. Впрочем об этом говорит и его название. Но почти два столетия в нем живут люди разных национальностей, вероисповеданий, культур. О том, как разным народам сосуществовать во взаимопонимании, при этом сохраняя свою национальную идентичность, корреспондент «АС» поговорила с председателем армавирского отделения Союза армян России Григорием Карапетяном.

Григорий Карапетян: «У нас одна нация — армавирец»
Григорий Карапетян считает, что Интернет нужно использовать для изучения родного языка. Фото из архива Григория Карапетяна.
  • Гордимся Армавиром

    — Группа исследователей из Армении, занимающаяся изучением армянских диаспор по всему миру, отметила, что армяне, проживающие в России, разо­бщены в смысле общинной жизни и самосохранения. При этом в Краснодарском крае армянская община имеет наиболее высокий уровень самобытности среди армянских общин России. Как думае­те, почему?

    — Краснодарский край — регион, где живет много армян. Так сложилось исторически, после событий начала XX века в Турции. Здесь давно выработаны устои армянской диаспоры, правила ее существования, она интегрирована во все сферы экономической, политической и культурной жизни края.

    — В городе проживает большая армянская диаспора. Как вы считаете, она достаточно сплоченная?

    — В каждом объединении, даже семье, есть разногласия, которые дают нам основания в споре искать истину. Это помогает развивать диаспору. Разногласия, в основном бытового характера, мы разрешаем мирно. Слава Богу, глобальных проблем, которые могли бы расколоть нашу общину, нет. Но несмотря на разные мнения членов диаспоры, для всех нас Армавир — частичка души нашего народа. Мы гордимся этим городом. 

    Красноречивый язык

    — Армяне живут по всему миру, при этом сохраняют национальную идентичность. Что для них является объединяющим центром национальной идентичности?

    — Язык, культура, вера, семейные ценности — это основа сохранения самобытности армян, живущих по всему миру. Представителям нашего народа важно сохранить традиционные устои семьи, где есть любовь к детям, почитание родителей, уважение старших. Сохранить нацио­нальную идентичность вдали от исторической родины помогает богатая многовековая культура. Во всех армянских общинах, диаспорах обязательно созданы танцевальные, вокальные, инструментальные коллективы, в которых молодому поколению передают основы национального искусства. Я часто думаю о том, как наш народ мог выжить после геноцида? И пришел к мысли, что именно христианская вера и национальная культура помогли ему сохранить свою идентичность. Как-то известный российский художник-сценограф Борис Краснов, слушая музыку дудука, сказал: «Армяне и скорбь приватизировали».

    — Что в национальном характере армян позволяет интегрироваться и развиваться в любой среде?

    — Ответственность и созидание. Эти два качества позволяют нам найти себя в любой среде. Вступая в должность председателя армавирской организации Союза армян России в 2013 году, в обращении к членам организации я сказал: «Народ мой армянский, за мудрость твою вековую — я преклоняюсь, за умение твое возрождаться — я преклоняюсь, за то, что в каждой стране ты сын достойный — я преклоняюсь».

    — Армавир — город многонациональный, где переплелись разные национальные культуры. Это обогащает культуру каждого проживающего здесь народа или, наоборот, размывает их идентичность?

    — Безусловно, обогащает. Когда разные культуры переплетаются, то у каждого народа есть возможность перенять друг у друга полезное и ценное. На самом деле между разными народами много общего. Вы замечали, что основные ритуалы, сопровождающие на протяжении жизни человека, у большинства национальностей одинаковы? Свадьбы, крестины, похороны проводят у каждого народа, только по-разному.

    — Большинство армян, живущих в Армавире, родились и выросли в России. Возможно ли сохранить национальный язык в другой языковой среде? 

    — Главное подспорье в сохранении родного языка — школа, где его преподают, и общение. Поэтому всегда рекомендую, чтобы в нашем культурном центре, между собой, в семьях разговаривали на армянском языке. Родной язык нельзя забывать. Без усилий диаспоры сохранить его не получится. А армянский — язык красноречивый!

    — Армавирское подразделение Союза армян России оказывает финансовую поддержку членам диаспоры? 

    — Финансовую поддержку оказываем не только членам диаспоры, но и просто жителям города, обращающимся за помощью. Если понимаем, что человек действительно нуждается, то помогаем, например, лекарство приобрести, отремонтировать крышу пожилому одинокому человеку. Этой работой должны заниматься специализированные благотворительные фонды, но понимаем, если люди пришли, возможно, им больше негде получить помощь.

    — В чем Вы видите задачу САР на территории Армавира?

    — В городе проживают не только коренные армяне. Армавир притягивает армян из других регионов и стран ближнего зарубежья. Каждый новый человек имеет свои возможности, потенциал. И мы стараемся помочь приезжим интегрироваться в городскую среду, чтобы они понимали: мы не проводим различий между другими жителями города, уважаем всех, живем единой многонациональной семьей. Как говорят в нашей общине, у нас одна нация — армавирец.

    — Что больше всего объединяет народы: культура или экономика?

    — Однозначно культура. Народы начинают общаться и дружить, когда приобщаются к культурному наследию друг друга. Приглашая на свадьбы, крестины, концерты, люди других нацио­нальностей привносили в эти действия свои обычаи, традиции. Не зря в нашем городе организовали фестиваль «Многонациональный Армавир». Молодежь, которая из-за развития Интернета постепенно отстраняется от общественной культурной жизни, теперь имеет возможность увидеть танцы, песни разных народов, проживающих в городе. Но культурные связи необходимо укреплять экономическими.
    Умение договариваться

    — Как в современном мире с наличием Интернета привить детям любовь к родному языку, культуре?

    — Из-за пандемии коронавируса мы увидели, как наша жизнь стремительно переходит в Интернет. Все нематериальные ценности постепенно перейдут в электронный формат. Хорошо это или плохо? Посмотрим. Но это реальность. Но возможности сети надо использовать для изу­чения родного языка, истории, культуры. Сегодня язык можно преподавать по Интернету.

    — А нужно ли сохранять традиции народа в многонацио­нальной среде, когда в мире идет процесс глобализации?

    — Каждый народ уникален и прекрасен своими обычаями и традициями. А их обмен способствует не только толерантности, но и развитию, обогащению других народов. Традиции нужны, чтобы люди понимали, в каких рамках нужно жить, чтобы не разрушали окружающий их мир. Те, кто сохраняют традиции, мешают архитекторам глобализации реализовать заветную мечту — создать один вид человека, когда  все одинаковы. А народам надо сохранить традиции и культуру.

  • Репетиция вокального ансамбля «Комитас», хормейстер Аревик Маргарян. Фото Александра Ковязина.
  • — Как именно культурный центр армян Армавира помогает сохранять национальную идентичность народа? 

    — Последние 7-8 лет наша диаспора проводит большую культурную работу. В репертуаре вокально-танцевального коллектива нашего центра — около 60 песен и 60 танцев. В год мы организуем несколько больших концертов в ГДК и под открытым небом, что позволяет охватить большое количество жителей Армавира. Это и есть инструменты, позволяющие сохранять культуру. Каждый год мы отправляем молодых людей в Армению, чтобы они увидели библейский Арарат, поставили свечку в Святом Эчмиадзине, полюбовались на природную красоту озера Севан. Они возвращаются духовно просветленными.

    — Вы можете назвать себя интернационалистом? 

    — Пожалуй, да. Считаю, что никакой разницы между представителями народов, проживающих в Армавире, имеющих разное вероисповедание, нет. Все мы люди, а человек — это единственное разумное существо на земле, которому дан язык. И с помощью языка, культуры мы должны находить взаимопонимание и жить в мире.

    — В советское время дружбу народов крепили идеологией интернационализма. В 90-е годы шел обратный процесс, когда приоритетом стала национальная самобытность. Есть ли золотая середина в решении национального вопроса, позволяющая разным народам жить на одной территории в мире и согласии?

    — Сегодня многие негативно вспоминают Советский Союз. Но при многих его недостатках государство смогло консолидировать народы. Они действительно жили одной большой семьей. Но после развала Союза начался обратный процесс. Помните пресловутую фразу «Лицо кавказской национальности»? Хорошо, что во власти нашлись мудрые люди, отказавшиеся от подобных формулировок.

  • — Какие книги армянских и русских писателей наиболее сильно повлияли на Вас?

    — Люблю читать книги по истории армян и Армении, где идет анализ исторических и общественно значимых событий. Это увлекает. Моя настольная книга — «Больные договоры», описывающая жизнь армянского народа и становление его государственности от Брестско-литовского договора до Лозаннского мирного договора. Сильное впечатление оказала книга Сурена Айвазяна «Судьба армянская», где он описывает жизнь и деятельность армянского военно-политического деятеля, который понимал, что другом армянского народа может быть только русский народ, и делал все, чтобы Россия протянула руку помощи армянам. Там есть фраза, которую запомнил еще будучи подростком: «Не всегда надо руководствоваться принципами, быть принципиальными во всем, хотя принципы тоже исходят от мудрости». Люблю «Как закалялась сталь» Николая Островского. Эта книга о том, что жизнь прожить надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы. В своей жизни руководствуюсь именно этим принципом. 

    — Что для Вас значит Армения?

    — Я родился в Армении, в городе Спитак. Но благодарен судьбе, что Армавир стал моим родным домом. Армения же — это история нашего народа. Это то, что дает возможность каждому армянину почувствовать, что за спиной есть страна, у которой сложная история, трудная жизнь, но это родина. Ее многострадальный, но живучий народ смотрит вперед и продолжает созидать. Я не зря уже говорил, что наш народ — достойный сын в каждой стране. И в XXI веке он живет свободно.

  • Фото Александра Ковязина.
Поделиться в социальных сетях:
×

Напишите нам

Вы также можете предложить новость в WhatsApp: