Каждое утро армавирцы, живущие в районе Свято-Троицкого храма, слышат разливающийся по округе колокольный звон. Это значит, что подходит время утренней службы. Заслышав перезвон, некоторые прохожие останавливаются и начинают креститься. Это хорошо видно с колокольни, говорит звонарь Анатолий Карпов.
Настроить кампаны
— Многие воспринимают звон, как украшение службы, но это не всегда так, — говорит Анатолий Васильевич. — Звоны бывают разные: собирают людей в храм, обозначают важный момент или подчеркивают какое-то действие. Например, по субботам звучит поминальный звон. Звук раздается от больших колоколов, до маленьких. Вначале идут одинарные удары через интервал, звук удлиненный. Особенно хорошо звонить на Пасху или Рождество, — говорит звонарь Свято-Троицкого храма, — тогда душа поет. А когда нужно звонить каждый день, случается, и тяжело приходится. Выходных у звонаря не бывает.
На звоннице Свято-Троицкого собора находится девять разных по величине колоколов. Выбирал эти колокола около 30 лет назад бывший настоятель храма отец Сергий. В начале 1990-х звонницу решили поднять выше, и в 1995 году колокола установили на новой колокольне. С тех пор Свято-Троицкий храм стал именоваться собором. Более полувека храм был единственным местом молитвы для православных Армавира. Позже в городе появились еще два храма.
— Свое звучание колокола приобретают на стадии изготовления и при установке, — поясняет звонарь. — Их настраивает специальный мастер. Звук зависит от подвеса колоколов. Колокола нельзя жестко крепить, иначе они могут развалить колокольню: при ударах идет вибрация, расшатывается балка крепления, и колокол может просто сорваться.
Кстати, колокола называют кампанами. Слово это пришло к нам из Европы. Историки утверждают, что христианские колокола-кампаны впервые появились в Италии. На Руси колокола стали использовать с принятием христианской веры.
Послушание
Подниматься на колокольню Свято-Троицкого храма тяжело: ее высота — более 15 метров, лестница крутая, ступеньки узкие. Но путь этот 72-летний звонарь Анатолий Карпов проделывает каждое утро. Он спешит, чтобы созывать на утреннюю службу горожан.
Когда-то Анатолий Васильевич был слесарем на масложиркомбинате, мастером в СМУ, прокладывал магистральные газопроводы и нефтепроводы больших диаметров. В храм попадал, только возвращаясь из длительных командировок.
А около 15 лет назад, уже выйдя на пенсию, начал постигать азы звонарного мастерства.
— Звонить в колокола — это не работа, за которую платят, а послушание, — говорит он. — Нередко, чтобы помогать своему храму, звонарями становятся прихожане.
Анатолий Васильевич не учился в специальной школе звонарей в Москве или Сергеевом Посаде. Колокольный звон осваивал в родном храме, который посещал много лет.
— Звонарному делу меня научил Николай Кустов. В то время он был при храме чтецом, звонарем, а еще уставщиком, — вспоминает Карпов. — Он показал мне все тонкости ремесла. Сейчас служит в Новгородской области. Много лет, как принял монашеский постриг и стал иеромонахом Александром.
Торжество духа
Ежедневно со звонницы Свято-Троицкого храма за 10 минут до каждой службы раздается колокольный звон, созывающий прихожан на литургию.
— Для этого нужен благовестник — самый большой колокол, который задает тон, — делится секретами Анатолий Карпов. — Вес его достигает 300 килограммов. А вот средний колокол в три раза меньше — около 100 килограммов. Вес малых колоколов — по 25-30 килограммов. Чтобы они красиво звучали, обычно в сплаве используют бронзу, медь и разные добавки.
Звонарь — полноценный участник Богослужения, несмотря на то, что находится далеко от алтаря. Когда Анатолий Васильевич звонит, то читает Иисусову молитву.
— Созывая на литургию, испытываю радость, — делится звонарь. — Иногда идешь на службу, а настроение пасмурное. Поднялся на колокольню, зазвонил и вдруг почувствовал торжество духа. Думаешь, вот людей созвал к Господу да службу немного украсил.
С колокольни, говорит Анатолий Васильевич, хорошо видно людей, которые все время куда-то спешат. Однако с первым ударом колокола они останавливаются, прислушиваются и обязательно крестятся.
— Верю, что наш звон помог переступить порог храма и стать ближе к Богу не одному человеку, — надеется звонарь армавирского собора.
Embedded video for Как прокладчик газопроводов стал звонарем Свято-Троицкого храма > Параграфы
Анна ОМЕЛЬЧЕНКО
Каждое утро 72-летний Анатолий Карпов колокольным звоном созывает на службу прихожан Свято-Троицкого храма. Фото Александра Ковязина.