Макар, который до Июнь-Корани ходил

Макар, который до Июнь-Корани ходил

Как прапрапрадед корреспондента «АС» основал село на Дальнем Востоке.

Как и в большинстве армавирских семей, в моей хранят семейные реликвии. Есть среди них фотографии прапрапрадеда Макара Волочаева, который по столыпинской реформе поехал с Кубани осваивать Дальний Восток. Этим снимкам исполнилось 120 лет, и они — история нашей семьи и страны.

Церковный староста

Точное место рождения и биографические сведения до 1905 года о Макаре Семеновиче Волочаеве его потомки не знают. После 1905 года он с семьей из 12 человек проживал в казачьей станице Ивановка Екатеринодарского уезда. Так как семья была иногородней, то подвергалась притеснению со стороны коренного казачества, например, приезжим выделяли худшие наделы земли.

Однако Макар Семенович пользовался в станице большим уважением. Был церковным старостой, которому доверялось церковное казачество, умел читать и расписываться. В станице к нему обращались для решения конфликтов и споров.

В семье Волочаева было 10 детей: пять сыновей и пять дочерей. Подросшие сыновья батрачили. Старший Юфим работал в Екатеринодаре на фабрике Гладкова.

Большое переселение

В 1907 году было объявлено о переселении на Амур. Ходоком в те края на сельском сходе выбрали Макара Волочаева. В тот же год он приехал в Хабаровск, обследовал территорию, предлагаемую для заселения. Выбрал место для будущего села у подножия сопки Июнь-Корань (по-тунгусски Белая гора).  Сейчас это территория Еврейской автономной области.

В начале февраля 1908 года 36 семей из числа иногородних из Ивановки выехали на Амур. До Хабаровска они добрались к середине апреля. Оттуда держали путь на Покровку, где остановились на два дня, затем — в Дежневку и далее — до Июнь-Корани. Лето кубанским казакам пришлось прожить в шалашах.

Волочаевка

На сходе 10 июня 1908 года чиновники предлагали назвать новую деревню в честь генерал-губернатора, но жители дали имя Волочаева, имевшего большой авторитет у крестьян. А сам Макар Семенович был избран старостой.

Начали строительство домов. Первое время голодали — за продуктами приходилось ездить в Хабаровск. Через два года почти все семьи имели отдельные дома и на­дворные постройки. В деревне было три ружья, одно из которых находилось в распоряжении Макара Волочаева.

В 1911 году в поселке имелось 32 двора. Население занималось земледелием, выращивало картофель и овощи, охотилось и ловило рыбу. Жили бедно, некоторые жители уходили на заработки в город.

В 1911 году в поселковой школе обучалось 25 детей. Младшие дети Волочаева — Павел, Евдокия и Ольга ходили в Волочаевке в первый и вторые классы. На следующий год в селе началось строительство железной дороги, благодаря чему у людей появились постоянные заработки.

В это же время хабаровскими купцами у волочаевцев был куплен «общественный приговор» на право открытия увеселительных заведений. Для городских купцов в деревне построили несколько кабаков и ресторан с бильярдом. За это волочаевцы получали по 1200 рублей в год общественных денег. Постепенно жители села перестали заниматься земледелием.

К 1914 году в Волочаевке проживал 351 человек, из них 139 мужчин, 122 женщины и 90 детей, была церковь и одноклассная школа.

Макар, который до Июнь-Корани ходил

Монумент в Волочаевке.

Красные и белые

В годы Первой мировой вой­ны у Макара Волочаева погибли два сына. В  Гражданскую войну сыновья Яков и Павел помогали партизанам. Павел участвовал в штурме Волочаевских укреплений, был командиром взвода.

После окончания Гражданской войны в Волочаевке открыли избу-читальню и культ­кружок, клуб, училище, при котором  организовали Красный уголок имени Ленина.
В селении возродили земледелие, стали развивать садоводство и пчеловодство. Большая часть местных жителей работала на железной дороге.

Макар Волочаев умер в 1926 году, похоронен у подножия Волочаевской сопки (бывшая Июнь-Корань).

В годы Гражданской войны территория Еврейской автономной области была ареной многих ожесточенных сражений с белогвардейцами. Решающую роль в окончательном разгроме интервентов и частей Белой Гвардии на Дальнем Востоке сыграл легендарный Волочаевский бой. Он состоялся в феврале 1922 года в районе поселка на сопке Июнь-Корань. Погибших в сражении воинов похоронили в братской могиле.

Через год после взятия Волочаевки на сопке установили временный памятник — деревянный обелиск, окрашенный масляной краской с жестяной звездой наверху и мемориальной доской: «Здесь покоятся 118 бойцов, которые боролись за победу Советов на Дальнем Востоке, павшие смертью храбрых в борьбе с интервентами при штурме Волочаевских укреплений 12 февраля 1922 года». В 1928 году в честь павших героев надмогильное сооружение на братской могиле переустановили.

Инициатором создания памятника стал австрийский военнопленный Бодоньи, который, оставшись в России, участвовал в штурме Волочаевки. Когда война закончилась, Бодоньи остался жить в Хабаровске, работал преподавателем труда в педагогическом техникуме. Однажды он принес в мастерскую вылепленную из глины миниатюрную фигурку красногвардейца с винтовкой в руках. «Будем ее увеличивать в несколько сот раз, — сказал он ученикам. — Будем строить памятник».

Макар, который до Июнь-Корани ходил

Могила Макара Волочаева является объектом культурного наследия регионального значения Еврейской автономной области. Она расположена в роще на восточной окраине села у подножия Волочаевской сопки, в 200 метрах от кладбища.

Городские и краевые органы власти утвердили проект памятника Бадоньи, Архарова и Неймана. Под руководством наставников ученики лепили огромную фигуру красноармейца, а когда она была готова, стали изготавливать форму из гипса. Когда бетонные детали скульптуры отлили, ребята сами носили по крутому склону сопки Июнь-Корань части будущего памятника.

К сентябрю 1927 года Памятник-музей, созданный на народные средства, был готов. Начали формировать коллекцию экспонатов.

С августа по октябрь 1938 года провели капитальный ремонт здания, переоборудовали помещения. В дни празднования XI годовщины Октябрьской революции Памятник-музей был открыт. Сейчас он не функционирует,  экспонаты переданы в Хабаровский краевой музей. Мемориал включен в список «7 чудес Еврейской автономной области».
К 90-й годовщине этих событий в 2012 году на сопке построили часовню «Умягчения злых сердец».

Возвращение на Кубань 

После Гражданской войны в Волочаевке начался голод. Сын Макара Семеновича, мой прапрадед Илья, решил по приглашению родственников жены из Капланово Новокубанского района вернуться на Кубань. В поезде из Хабаровска супруги заболели дифтерией. Прапрабабушка умерла в поезде, а прапрадед — уже в Капланово. 

Их младшего сына Александра представители власти поселка направили в детский дом. А старшего — пятнадцатилетнего Виктора, моего прадеда, —  определили работать в местный колхоз. Днем он трудился в поле, спал в конюшне. Младшего брата он смог забрать к себе только после того, как женился на раскулаченной казачке Нине Шапрановой. 

На полях сражений Великой Отечественной прадед Виктор Волочаев проявил отвагу. Он был командиром отделения тяги 168 Гвардейского легкого артиллерийского Краснознаменного полка. Чтобы взять у него интервью из Москвы специально на передовую выезжал корреспондент газеты «Красная Звезда». Прадед награжден медалями «За оборону Сталинграда», «За отвагу» и орденом Красной Звезды. 

Редакция «Армавирский Собеседник»
Макар Волочаев вместе с супругой и сыном Ильей, его женой и внуком Виктором. Фото из архива семьи Волочаевых.

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях