Уникальная коллекция картин хранится в армавирской детской библиотеке имени З. Космодемьянской.
Высокое здание в центре города, напоминающее собой открытую книгу, не только излюбленное место для детей, но и для ценителей искусства. Изюминкой учреждения служит не только обширный библиотечный фонд, но и уникальная тематическая коллекция картин отечественных и зарубежных художников второй половины XX века, собранная известным советским писателем, нашим земляком Саввой Дангуловым. Сюда приходят не только местные жители в поисках культурного насыщения, но и туристы.
«АС» совместно с Центральной библиотечной системой города подготовил серию материалов о картинах, хранящихся в картинной галерее. Проводником в этом мире тонкого искусства для нас стала заведующая отделом искусств ЦДБ им. З. Космодемьянской Елизавета Корниенко.
Открытая книга
Центральная детская библиотека имени Зои Космодемьянской — одна из старейших библиотек Армавира. Идея строительства специализированного здания для детской библиотеки родилась у писателя-земляка Саввы Артемьевича Дангулова.
Он говорил: «Армавир — не только место моего рождения, но и страна моего детства, юности, город, где я сформировался как человек и будущий писатель. В дальнейшем я лишь старался приумножить то, что дал мне Армавир».
Городские органы власти при поддержке края приняли решение о строительстве такого здания детской библиотеки, которым мог бы гордиться весь город. Савва Артемьевич настойчиво добивался включения библиотеки в план строительства, следил за его ходом, просматривал проекты зданий для библиотек, и, наконец, его выбор остановился на проекте группы архитекторов Армавирской проектной мастерской на 100 тысяч томов. Проект привлек внимание необычностью архитектурного силуэта в форме раскрытой книги.
Савва Дангулов выразил желание построить детскую библиотеку на том месте, где стоял их родительский дом. Для внутреннего оформления библиотеки были приглашены дипломники Московского промышленно-художественного института им. Строганова. Дангулов хотел, чтобы Армавирская детская библиотека имела особенное отличие от других детских библиотек страны. По совету друзей-художников он начал собирать коллекцию картин на тему материнства для постоянной экспозиции, которая должна была разместиться в стенах детской библиотеки, в специальном для этого зале — картинной галерее.
4 января 1984 года ЦДБ им. З. Космодемьянской справила новоселье. В этом же году детской библиотеке была передана в дар Саввой Дангуловым через Всесоюзный фонд мира уникальная тематическая коллекция картин «С мыслью о матерях…». Писатель собрал для нее 148 работ известных отечественных и зарубежных мастеров живописи и графики 2-й половины XX века.
О том, какое большое эмоциональное впечатление производит на зрителей эта оригинальная и уникальная коллекция, можно судить по многочисленным отзывам, которыми посетители картинной галереи заполняют альбомы. « …Благодарим за бесценную возможность духовного очищения в нашей трудной жизни. Спасибо за встречу с прекрасным!», «Эта выставка так необходима для наших детей. Она воспитывает самые благородные чувства. Низкий поклон С. Дангулову, подарившему городу эту бесценную коллекцию картин».
География многих подобных восторженных отзывов очень обширна: Вильнюс и Ереван, Москва и Мурманск, Санкт-Петербург и Минск, Дагестан и Монголия, Белоруссия и Англия, Кампучия, Куба и Венгрия.
Сегодня вашему вниманию мы представляем три картины: «Мать», «И помнит мир спасенный» и «Продолжение».
Картина «Мать»
Данное полотно — работа рук выдающегося графика, иллюстратора, живописца и народного художника РСФСР Виталия Горяева. Он родился в Кургане, учился в Московском ВХУТЕИН и Московском полиграфическом институте (1929 — 1934 гг.) у Сергея Герасимова и Владимира Фаворского.
— Иллюстрации Горяева к произведениям Марка Твена, Джона Голсуорси, Николая Гоголя, Федора Достоевского, Юрия Олеши и Агнии Барто отличаются экспрессивностью, выразительностью, блестящим проникновением в психологическое состояние героя, а также гротескностью и необыкновенной энергией штриха, — отмечает Елизавета Корниенко.
В 1967 году Горяеву была присуждена Государственная премия СССР за иллюстрации к «Петербургским повестям» Николая Гоголя.
Художник не раз награждался золотыми медалями на международных выставках иллюстраторов книг.
Виталий Горяев был большим другом Саввы Артемьевича Дангулова, сотрудничал с ним в журнале «Иностранная литература» (в котором Дангулов 15 лет проработал заместителем главного редактора). Для коллекции Виталий Николаевич подарил Дангулову две работы: портрет дочери с ее сыном — «Мать и дитя» (Москва, 1980 г., бумага, уголь, 55 × 75) и проникновенный своей психологичностью живописный портрет мачехи художника, которая в далекие годы детства согрела шестилетнего осиротевшего мальчика искренней, огромной материнской любовью, поэтому именно этим родным словом Горяев назвал свою работу («Мать», Москва, 1968 г., холст, масло, 110 × 90).
— Эту картину Дангулов увидел на одной из персональных выставок художника и загорелся желанием получить ее для коллекции, на что автор согласился сразу без особых уговоров, — уточняет Елизавета.
«Что я вижу в этой горяевской работе, что мне симпатично в ней? — комментировал Дангулов. Портрет написан в истинно горяевской манере: более чем скупы краски, в высшей степени сдержана и нерасточительна линия. Да и поза женщины, как и ее лицо строги предельно. Все это так… А все-таки, как выразителен этот портрет, как много он говорит людям! Я наблюдал, как зрители на выставке надолго останавливались у портрета. О чем я говорю? Перед нами сам портрет доброты, как задумала ее природа, а следовательно, — портрет матери».
И помнит мир спасенный
Еще одной жемчужиной коллекции картинной галереи является произведение «И помнит мир спасенный». Центральной линией сюжета полотна являются мать и дитя.
— Эта картина — работа белорусского художника, живописца, педагога, народного художника Белоруссии, заслуженного деятеля искусств БССР и лауреата премии Ленинского комсомола БССР Мая Данцига, — сообщила Елизавета Корниенко.
Художник родился в Минске. Окончил Минское художественное училище, Московский государственный художественный институт им. Сурикова. С 1958 года Май Вольфович работал преподавателем Белорусской академии искусств. В 1980 году стал профессором, а с 2001 года возглавил кафедру живописи.
Как отметила Елизавета Корниенко, его произведениям присущи жизнеутверждающее восприятие действительности, публицистичность, живописное мастерство. Он работал в разных жанрах станковой живописи. Художник-философ, экспрессивный и эмоционально выразительный. Один из ведущих мастеров так называемого «сурового стиля».
Осенью 1984 года в Москве в Доме Дружбы народов состоялся показ коллекции картин «С мыслью о матерях…». Эмблемой экспозиции была выбрана работа Данцига Мая «И помнит мир спасенный» (Минск, 1978 г. Фрагмент картины, холст, масло, 150 × 91).
— У работы двойной смысл. Не только о спасенной картине (из знаменитой Дрезденской галереи) Рафаэля «Сикстинская Мадонна», но и о спасении русским солдатом женщины с ребенком, — поясняет Елизавета Корниенко. — Но картина воспринимается шире — великая гуманная миссия нашего солдата-освободителя, победившего фашизм и вернувшего миру счастливую жизнь и красоту (в том числе и сокровища, созданные человеческим гением).
Продолжение
В подмосковском Переделкино Савва Дангулов познакомился с супругами Ракша. Глава семьи — Юрий Михайлович — талантливейший художник-станковист и художник кино.
Свой творческий путь Юрий Ракша начал в 1963 году в качестве художника-постановщика на киностудии «Мосфильм». Он принимал участие в постановке 15 фильмов. Лучшие его работы: «Время, вперед!», «Восхождение», «Дерсу Узала». В 1977 году он был удостоен американской премии в области кино «Оскар» за фильм «Дерсу Узала».
В 1978 году Юрий Ракша ушел из кино и занялся станковой живописью. За всю свою жизнь, а прожил он 47 лет, художник создал более двухсот живописных полотен, множество графических работ, сотни эскизов к фильмам, проиллюстрировал около двадцати книг. Он также рисовал много портретов своих современников, в том числе и Саввы Дангулова.
— После знакомства с Саввой Артемьевичем Юрий Ракша сотрудничал с журналом «Советская литература на иностранных языках», главным редактором которого был в те времена Дангулов, — уточняет Елизавета Корниенко.
Картину «Продолжение» для армавирской коллекции передала жена художника, Ирина Ракша, после его безвременной кончины (умер от острой формы лейкоза).
«Картина написана до того, как семью потрясли трагические события, — комментировал Савва Дангулов в своих воспоминаниях. — Но Юра будто увидел жену и дочь в тот момент, когда его уже не будет. Назвав работу «Продолжение», он будто заявил живущим: его земная страда не прервалась, у него есть будущее!»
Редакция «Армавирский Собеседник»