Шкатулки армавирской мастерицы хранятся не только в разных регионах России, но в за границей

Шкатулки армавирской мастерицы хранятся не только в разных регионах России, но в за границей

Что такое декупаж? Это техника декорирования различных предметов, основанная на присоединении рисунка, картины или орнамента — обычно вырезанного — к предмету. После чего композицию покрывают  лаком для долговечности и особенного визуального эффекта.

Порой смотришь на такую шкатулку и не понимаешь,  рисунок это или декупаж — так красиво и аккуратно выглядит. Людмила Мацегорова из Армавира сложной техникой рукоделия увлеклась уже на пенсии. Но сейчас ее работы хранятся даже в Италии. 
 Что такое декупаж? Это техника декорирования различных предметов

Творческие гены
Людмила — талантливая швея. Многие молодые люди к окончанию школы не могут определиться с выбором профессии. А вот Людмила Мацегорова мечтала стать швеей с детства. 
Обращаться с иголкой научилась еще маленькой. Она шила своим куклам платья принцесс. Тяга к прекрасному нередко оборачивалась для нее конфликтами с родителями: во времена ее детства отрезы ткани стоили дорого, и их с трудом удавалось достать. Ткани для шитья, которые выдавала мама, не вдохновляли девочку на творчество, поэтому она украдкой отрезала материал, который мама покупала себе на платья, за что ей  доставалась. 

поддерживали творческие начинания дочери. И уже в старших классах она остановилась на специальности технолога швейного производства. Но в основном родители поддерживали творческие начинания дочери. И уже в старших классах она остановилась на специальности технолога швейного производства. 
— Любовь к творчеству, особенно к шитью, у меня в крови, — говорит Людмила. — В нашем роду и по женской, и по мужской линии были талантливые модисты, даже знаменитые. 
Двоюродная бабушка армавирки была модисткой в Харькове, а ее муж — летчиком первой гражданской авиации. Это давала семье возможность вращаться в высших слоях общества. 
Вместе с мужем Надежда-Анастасия много летала, часто бывала в Москве— Баба Настя не любила свое имя — в те годы Анастасия звучало по-деревенски, поэтому родственники и знакомые называли ее Надеждой, — вспоминает Людмила. — Она со всеми разговаривала на «вы», даже с мужем и внучатыми племянниками. Это была удивительная женщина. Она никогда  не хвасталась, а  еду готовила только раз в неделю, в остальные дни с друзьями ходили друг к другу в гости. 
Вместе с мужем Надежда-Анастасия много летала, часто бывала в Москве. В одном из столичных салонов они познакомились с Сергеем Есениным. Поэту понравилось пальто мужа Надежды — Николая Николаевича. На расспросы, где тот купил такую вещь, мужчина похвастался, что сшила жена. «У вас Надюша еще и шьет?!» — удивился Есенин. Поэту удалось уговорить Надежду сшить для него пальто. На примерку певец русской природы приезжал в Харьков, а готовое изделие ему привез Николай Николаевич. Поэт остался доволен обновой и много позировал в ней. 
Еще одна родственница из  Кабардино-Балкарии тоже была модисткой. Только в отличие от остальных членов семьи специально швейному мастерству не училась, освоив его азы самостоятельно. Сотрудники администрации Нальчика специально приезжали к ней, чтобы она сняла мерки и пошила наряд. 
Мама Людмилы тоже была рукодельницей: шила, вязала, вышивала. Отец делал мебель. Поэтому тяга к творчеству и рукоделию передалась ей, что называется, генетически. 
Когда работала на швейной фабрике, то вместе с коллегами увлеклась макраме. В обеденные перерывы они закрывались в рабочем кабинете и плели. На вопрос «Не уставала ли от рукоделия?» Людмила ответила, что не привыкла сидеть сложа руки. 
— У каждого человека должна быть отдушина. Это большое счастье, когда ты работаешь по призванию и имеешь увлекательное хобби, — говорит женщина. 
Шкатулки с поталью Шкатулки с поталью 
С декупажем Людмила познакомилась пять лет назад. Ей понравились работы мастериц, работающих в этой технике, и она захотела делать такие же. К тому же после смерти мужа искала занятие, которое отвлекло бы от проблем и дало чувство удовлетворения. 
Учить технологию армавирка начала по журналу «Делаем сами». Интернета тогда у нее не было, единственным источником знаний оказался журнал. 
— Первое время пыталась клеить салфетки на различные предметы. Тогда казалось, что это здорово. За пять лет  сделала большой шаг вперед в освоении техники декупажа — работы стали красивее и интереснее, — говорит Людмила. 
Глядя на шкатулки, купюрницы, сделанные мастерицей, оформленные ею часы, вазы, солонки, понимаешь, что это искусство. Людмила постоянно экспериментирует, пробует новые, более сложные техники декупажа. 
— Когда только увлеклась декупажем, то не думала, что буду использовать золотую поталь. А теперь освоила эту технику, — призналась Людмила. —  Позолоченные изделия выглядят эффектно и богато. Но такое удовольствие дорогое, поскольку настоящая позолота делается из сусального золота. Поэтому для ее имитации выбрала бюджетный материал — поталь, очень тонкую золотую фольгу. 
Оказывается наряду с золотой поталью существует серебряная, медная и бронзовая. На листах могут быть нанесены рисунки: имитация окисления с разводами, пятнами или геометрические фигуры.
 
Дорогое удовольствие 
Людмила «заразила» декупажем подругу. Поскольку увлечение для пенсионерок стоит дорого, единомышленницы часто складываются, чтобы купить молды — формы для получения фигуры или рисунка. Инструменты напоминают песочные формочки, которыми дети лепят куличики, только меньшего размера и из другого материала. 
С помощью молдов отливают фигуры из жидкого материала и выдавливают узор или предмет из субстанции, напоминающей полимерную глину, мастику или пластилин. Без молдов практически невозможно добиться реалистичности изделия. Именно с помощью этих форм подруги делают объемные элементы, которыми оформляют свои шкатулки, вазы и другие изделия. 
Для творчества мастерице нужны заготовки из дерева, фанеры, МДФ. К ним Людмила приклеивает объемные элементы, которые красит и золотит поталью. Обычно материалы и формы женщина заказывает интернет-магазинах, потому что в городе не все можно купить, да и дешевле выходит. 
Магазин посуды для Людмилы тоже служит источников вдохновения. Стоит ей увидеть стакан той или иной формы, солонку или вазу, как включается воображение. 
Рукодельница признается, чтобы купить краски, лаки, она нередко экономит на еде.
— Сейчас я работаю над шкатулкой для женских мелочей. Она достаточно большая. На ней изображу  главный армянский храм Эчмиадзин. Особый акцент хочу сделать на чистом небе. Получить идеальный цвет путем смешивания двух красок не удалось, поэтому я в магазине выбрала нужный оттенок, отдав за 50 мл краски 400 рублей. Для пенсионера сумма не маленькая, — говорит женщина. — Но это того стоит. До творчества — я сумасшедший человек. 
Самое сложное для рукодельницы — покраска. И дело не в технике исполнения, а в подборе цветов и педантизме, когда хочется, чтобы все было идеально. 

6
Тихое счастье
Два года назад в журнале «Делаем сами» был опубликован мастер-класс от Людмилы Мацегоровой. Сейчас ее работы есть в итальянской Тоскане, Череповце, Красноярске, Братске, Анапе, Гулькевичах. 
Любимая работа — шкатулка «Хозяйка медной горы». Это первый серьезный проект рукодельницы. Изделие выполнено «под малахит» и украшено настоящими камнями: малахитом, ониксом и другими. Именно эта шкатулка отправилась в солнечную Италию. 
Работы Людмилы есть у директора МФЦ Альбины Гатиевой и местного блогера Анастасии Матевецкой. 
Однако дома у Людмилы шкатулок не найдешь. Знакомые  часто просят ее подарить понравившееся изделие. Много лет она мечтала оформить часы для гостиной. Замысел вынашивала несколько лет. Но когда часы были готовы, в гости зашла знакомая, которой они очень понравились. И мастерица их подарила. 
— Приятельница недавно сделала ремонт, вот и решила ее поздравить таким образом, — объясняет женщина. 
Для самой же Людмилы большим подарком стало поступление в университет внучки.
— Разве для счастья много нужно? Лишь бы дети были здоровы и внуки счастливы, — говорит рукодельница.  

Виктория АЛЕКСАНДРОВА

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях