Николай Зайцев: «Отечественная селекция бережно относится к природе»

Николай Зайцев: «Отечественная селекция бережно относится к природе»

Зависимость российского сельского хозяйства от импортных семян можно назвать проблемой XXI века. И если за последние 10 лет с зерновыми культурами ситуация изменилась, то семенной материал подсолнечника многие аграрии предпочитают импортный. 
При этом российские земледельцы выращивают и собирают богатый урожай масличных культур. Согласно данным министерства сельского хозяйства РФ, в прошлом году доля семян отечественной селекции подсолнечника составила всего 26,5 % от общей площади посева. Среди них сорта и гибриды, выведенные на Армавирской опытной станции — филиале Всероссийского научно-исследовательского института масличных культур имени В. Пустовойта.  Директор филиала ВНИИМКа, доктор сельскохозяйственных наук Николай Зайцев считает, что отечественная селекция имеет ряд преимуществ перед иностранной. Главные — лучшая адаптация сортов и гибридов к местным условиям, отсутствие генных модификаций и привлекательная для аграриев стоимость. 

— Почему Россия по многим сельскохозяйственным культурам, в том числе и подсолнечнику, зависит от мировой селекции? 
— В Советском Союзе до 1990-х годов выводились сорта-популяции подсолнечника. Для плановой экономики, где селекция финансировалась государством, это был оптимальный вариант. Оригинатор сорта — юридическое лицо, которое вывело или выявило сорт растения — продавал семена высших репродукций семеноводческим хозяйствам. Те выращивали элиту и продавали ее хозяйствам, которые из нее производили репродукционные семена. Имея хорошего агронома-семеновода, хозяйство могло три-четыре года не покупать элиту. 
В случае с гибридами за семенами первого поколения необходимо всякий раз обращаться к оригинатору. В условиях рыночной экономики это выгодно семеноводам, вкладывающим в селекционные программы свои средства. Импортные гибриды подсолнечника, активно появившиеся в начале 1990-х годов, привлекали аграриев одинаковой высотой растений, быстрыми сроками созревания, высокой автофертильностью, то есть меньшей зависимостью от пчел и других насекомых-опылителей. Хотя по урожайности, масличности и сбору масла с гектара сорта они не всегда уступают отечественным гибридам.
Тогда, в начале 1990-х годов, российский рынок был уже распахнут для иностранных гибридов, а мы только начали активные исследования по гетерозисной селекции. К тому же иностранные производители использовали маркетинговые ходы: их семена были откалиброваны, обработаны химикатами и красиво упакованы. У нас же не было современной калибровочной и протравочной техники, качественных красителей, упаковки.
Сильный штат маркетологов, который занимается продвижением продукции ученых с учетом всех тонкостей конкуренции, — большое преимущество иностранных компаний, занимающихся селекцией и семеноводством. До сих пор в России таких профессиональных служб либо нет, либо они недостаточно квалифицированны. Хотя нередко импортные гибриды слабее наших, но у людей прочно засело в головах, что за границей лучше.
 Николай Зайцев: «Отечественная селекция бережно относится к природе»
— Армавирская опытная станция — филиал Всероссийского научно-исследовательского института масличных культур имени Василия Пустовойта (ВНИИМК) — сразу с момента создания стала заниматься селекцией подсолнечника?
— Станция была создана в 1928 году. Первые серьезные селекционные исследования масличных культур начались после того, как подсолнечник, который в то время уже возделывали в Армавире, поразило растение-паразит заразиха. Выведением нового сорта масличной культуры, устойчивого к ней, занимался Василий Щербина. Итогом его работы стали 14 сортов подсолнечника, самым выдающимся из которых был сорт Армавирский 3497, занимавший в стране 1 миллион 163 тысяч гектаров пашни. В память о селекционере с мировым именем на здании нашего филиала ВНИИМКа висит мемориальная табличка. 
Когда началась селекция подсолнечника, его масличность составляла всего 18-20 процентов, сегодня содержание масла в семенах подсолнечника — 50 процентов. В мировой селекции больше нет примеров, когда за короткий для науки промежуток времени признак сорта удвоили. Это серьезный успех ВНИИМКа. 
 
ВСТАВКА
Родиной дикого подсолнечника считается Америка, а культурного — СССР. Промышленный процесс производства подсолнечного масла был создан еще в 1828 году крепостным крестьянином Бокаревым, который решил применить технологию производства льняного и конопляного масла. В 1833 году был построен первый завод по производству подсолнечного масла. Затем советские селекционеры вывели 20 сортов подсолнечника, отличающихся высокой урожайностью и масличностью. Сегодня производство подсолнечника и масла из него распространено по всему миру. 
 
— Какие селекционные работы ведутся в армавирском филиале ВНИИМКа сегодня? 
— У нас две программы: по селекции сои и подсолнечника. ВНИИМК создает гибриды и сохраняет селекцию сортов-популяции. Селекция подсолнечника ведется на высокую урожайность, скороспелость, высокое содержание масла в семечке, устойчивость к болезням, вредителям. Есть направления гербицидоустойчивой селекции, крупноплодности. Сорта сои — на высокую урожайность, высокое содержание белка и масла, высокое прикрепление нижнего боба, устойчивость к вредителям и болезням.
Также ведем первичное семеноводство подсолнечника, сои и репродукционное семеноводство подсолнечника, сои и рапса. Занимаемся исследованиями по технологии возделывания трех культур.
Исследования ведут в фитокомплексе, на полях, есть у нас ПЦР-лаборатория.
 
— Все ли ваши сорта и гибриды доходят до полей? 
— Да, потому что это наш источник существования. Хотя мы и бюджетное учреждение, но зарабатываем сами. Средства федерального бюджета составляют лишь 15% от затрат филиала института. В год продаем 500 тонн семян, но это немного. В основном работаем с соседними республиками, а также Оренбургской, Воронежской, Волгоградской областями. Кубанские поля, к сожалению, на две трети засеяны иностранными гибридами. 
Как только селекционер получает сорт или гибрид, превосходящий по какому-либо признаку уже имеющиеся (неважно импортные это или отечественные сорта и гибриды), то передает свои семена в государственную комиссию по сортоиспытанию. Уже на этой стадии предусмотрена защита авторских прав. И в случае успеха мы обязаны не менее двух процентов прибыли отдать авторам научной разработки. 
Комиссия рассылает семена по сортоучасткам, которые есть в каждом регионе страны. Наши ближайшие сортоучастки, где растения испытывают два года, находятся в Кавказском районе Краснодарского края и Новоалександровском районе Ставропольского края. В итоге комиссия может рекомендовать наш сорт или гибрид для посева в определенном районе России или отклонить. Этот рекомендательный список обязателен для аграриев. Семена не из этого списка сеять запрещено.
Николай Зайцев: «Отечественная селекция бережно относится к природе»
ЦИФРЫ 
По данным министерства сельского хозяйства РФ, валовой сбор подсолнечника в мире в 2020-2021 годах ожидается на рекордном уровне в 55,8 млн т (+1,4%, или 0,8 млн т). Большая часть прироста урожая придется на Украину — +1 млн т (до 17,5 млн т) и Аргентину — +0,7 млн т (до 4,0 млн т). Из-за неблагоприятных погодных условий и уменьшения посевной площади в России ожидается снижение урожая подсолнечника до 14 млн т (-1,3 млн т). Также прогнозируют снижение урожая подсолнечника до 1,68 млн т (-0,07 млн т) в Турции.
 
— Сколько гектаров пашни аграрии страны засеивают сортами и гибридами армавирской станции?
— Подсолнечником, с учетом прямых продаж семян и лицензионных селекций, — около 50 тысяч гектаров по России. 
В 1973-1975 годах третья часть всех полей подсолнечника в Советском Союзе, а это составляло 4 млн 630 тыс. га пашни, была засеяна сортами армавирской селекции. ВНИИМК лидировал в своей отрасли.
 
— Сколько времени уходит на создание одного сорта-популяции или гибрида с новой генетикой?
— До восьми лет. Селекция подсолнечника и сои в филиале ВНИИМКа ведется по полной схеме, то есть у нас есть весь коллекционный материал сорта-популяции  или гибрида, начиная с диких растений. Это позволяет отбирать источники нужных свойств (качеств) и насыщать ими перспективный материал.
 
— У кубанских аграриев какие сорта или гибриды пользуются спросом? 
— Земледельцы предпочитают брать скороспелые подсолнечники, с высокой урожайностью, устойчивостью к вредителям, болезням, высоким содержанием масла. Это основные параметры. Некоторых интересуют высота растения, размер его корзинки и так далее.
 
— Если аграрии начнут покупать отечественные семена, это удешевит себестоимость их продукции? 
— Значительно. Мы все делаем, чтобы наши семена были выгоднее, чем импортные, которые дороже отечественных. Например, ВНИИМК рапс продает по 80 рублей за 1 кг. На гектар выходит 400 рублей, а цена иностранных семян на гектар — до четырех тысяч рублей. Разница в урожайности в пользу иностранцев может быть, а может и не быть. Наши клиенты — это в основном фермеры, те, кто живет на свои деньги.

— Одной из форм продвижения селекционного товара на рынке являются демонстрационные площадки. Армавирский филиал ВНИИМКа представлен на них?
— Мы участвуем на федеральных, краевых площадках, площадках Ассоциаций. Ближайшая демонстрационная площадка рядом с ВНИИМКом вдоль федеральной трассы. Здесь высеяны самые лучшие сорта и гибриды всего федерального научного центра ВНИИМК. Есть площадки в селе Маламино Успенского района, где рядом растет иностранный подсолнечник. Это делаем специально, чтобы наглядно показать кубанским аграриям: наши гибриды ничем не уступают зарубежным. 
 
— Спрошу вас как селекционера: генно-модифицированные продукты безопасны или это мина замедленного действия? 
— Нашим селекционерам запрещено заниматься генной модификацией, в то время как у иностранцев — обширные химические и ГМО-программы. Традиция бережно относиться к природе заложена еще советскими селекционерами, которые работали по принципу «минимум вреда природе — минимум вреда человеку». Но противоречивость ситуации в том, что выводить генно-модифицированные сорта и гибриды в нашей стране нельзя, а завозить и перерабатывать генно-модифицированную, например, сою, можно.
Дать обстоятельный анализ ГМО не могу, но я — за технологии, которые максимально приближены к природе. 
 
— Испытывает ли филиал ВНИИМКа кадровый голод?  
— В начале 2000-х годов были проблемы. Тогда мы стали воспитывать своих специалистов: привлекали перспективных ребят, помогали им с обучением в аграрных образовательных учреждениях. Это значительно омолодило коллектив. Сейчас средний возраст научного сотрудника — 45 лет. Заместителю директора по научной работе, заведующему лабораторией селекции и семеноводства подсолнечника, кандидату сельскохозяйственных наук Сергею Фролову, у которого 30 авторских свидетельств на селекционные достижения, меньше 40 лет. Молодой специалист — заведующая лабораторией селекции и семеноводства сои, кандидат сельскохозяйственных наук Эльмира Устарханова имеет патент на изобретение способа возделывания озимого рапса и пять патентов на новые сорта и гибриды масличных культур. 
 
КСТАТИ 
Как сообщает Министерство сельского хозяйства РФ, лидером по относительному приросту накопленного c начала сезона экспорта остаются семена подсолнечника: их поставки за рубеж составили более 1,23 млн т, что в 3,5 раза больше, чем годом ранее. Объем экспорта соевых бобов превысил 1,17 млн т (+51,3%).
 
Екатерина РЕШЕТНИКОВА
Фото Александра КОВЯЗИНА

Екатерина РЕШЕТНИКОВА
Фото Александра КОВЯЗИНА

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях