В начале XX века Армавир часто посещали известные политики, военные, музыканты, артисты, писатели. Гостил в городе и известный русский писатель, переводчик, автор «Гранатового браслета», «Поединка», «Ямы» Александр Куприн. Ему поездка в южный город, состоявшаяся в сентябре-октябре 1916 года, запомнилась надолго.
Бадриджан армавирский
Косвенное упоминание Армавира есть в самой скандальной повести Куприна «Яма», где он описывает эпизоды повседневной жизни низкоразрядного «двухрублевого» заведения в Ямской слободе (Яме) маленького городка. В произведении есть строки: «…Лихотин протянул руку князю Нижерадзе, произнес торжественно:
– Обещаю тебе, что через полгода ты возьмешь свои слова обратно и в знак извинения, чурчхела эриванская, бадриджан армавирский, поставишь мне дюжину кахетинского…»
Если по поводу «эриванской чурчхелы» более-менее понятно, то что касается «армавирского бадриджана», у неосведомленного читателя возникает вопрос: «А что это такое?» Оказывается, что бадриджан, то есть баклажан, назван писателем именно армавирским не случайно.
У Куприна были давние связи с Армавиром. В городе жил его близкий друг, редактор газеты «Отклики Кавказа» Михаил Федорович Доронович, у которого Александр Иванович гостил во время своих поездок на Минеральные Воды и Закавказье. Поэтому вполне возможно, что выражение «чурчхела эриванская, бадриджан армавирский» писатель услыхал именно в Армавире. Первыми жителями Армавира были армяне-черкесогаи, поэтому армянский этнический элемент на территории города всегда играл значительную роль.
В фондах Армавирского краеведческого музея хранится отпечатанная на пишущей машинке статья Михаила Дороновича «Памяти Куприна А.И.», написанная к 20-летию со дня смерти его друга-писателя. В ней содержатся уникальные и ценные сведения о пребывании Куприна в Армавире.
Последняя лекция
Приезд Куприна в Армавир в октябре 1916 года запомнился как армавирцам, так и самому писателю. В зале театра «Марс» он прочитал лекцию «Этапы развития русской литературы», вызвавшую в местной прессе нескольких негативных отзывов. Тогда Куприн самокритично отозвался о себе, заметив, «что лектор он – никакой, хуже любого сельского попа». При этом в близком общении, по воспоминаниям его друга Дороновича, Александр Иванович был «талантливым и остроумным рассказчиком». Он «любил рассказывать о людях и о животных».
Кстати, автор повестей, ставших жемчужинами русской классической литературы, сославшись на болезнь, отменил запланированные лекции в Таганроге, Харькове, Ростове-на-Дону и Киеве. Лекция в Армавире стала последней в турне писателя по Югу России.
Куприн, которого в поездке сопровождали жена Елизавета Морицовна и дочь, остался в Армавире еще на несколько дней. Восьмилетняя Ксения была сверстницей детей Дороновича, и их, так же, как родителей, связывала дружба. К тому же писатель ожидал приезда в Армавир с гастролями знаменитого дрессировщика Анатолия Дурова, с которым дружил в детстве.
В Армавире Куприн познакомился с гостившим у родственника знаменитым художником-передвижником Михаилом Васильевичем Нестеровым. Доронович вспоминал, что на другой день после знакомства писатель восторженно отзывался о художнике, а художник — о писателе. По словам Дороновича, «два огромнейших таланта по заслугам оценили друг друга».
Освобожденная канарейка
Во время пребывания в городе с Куприным произошел еще один примечательный случай, который дает представление о его принципах и человеческих качествах. По воспоминаниям Дороновича, «один меценат города пригласил Куприна к себе на чашку чая. Куприн дал слово, что придет к назначенному часу и действительно явился к меценату.
Придя к меценату в палисадник и дойдя до парадного крыльца, Куприн заметил, что над дверью висит клетка с канарейкой. Остановился, поглядел на клетку, повернулся и стал быстро уходить. Хозяин заметил гостя, поспешил к нему навстречу, открыл дверь и, удивившись, что Куприн уходит, воскликнул:
— Александр Иванович, прошу, мы Вас ждем!
Куприн остановился, снял шляпу, поблагодарил хозяина за приглашение, но отказался возвратиться.
– Прошу извинить меня, я зайти не могу. Никогда не посещаю тех, у кого птицы томятся в клетках. Если Вы выпустите на волю канарейку, я зайду к вам…
Через секунду освобожденная канарейка высоко взлетела к небу…»
В Армавире чтут память о пребывании знаменитого писателя в городе. Одна из городских библиотек, построенная в год 100-летия со дня рождения Александра Куприна, названа в его честь.
Роман ЗАСУХИН,
заведующий отделом МБУК «АКМ»