Что самое сложное в профессии учителя

Что самое сложное в профессии учителя

Современному педагогу необходимо видеть в ребенке личность, считает учитель русского языка и литературы с 24-летним стажем Надежда Соколова. Педагог школы № 20 поселка Заветного говорит, что самым сложным в профессии для нее оказалось научиться признавать свои ошибки.Педагог рассказала «АС» о том, как поколение Z воспринимает литературу, что ЕГЭ не является злом и почему она разлюбила творчество Булгакова.

Направляющая сила

— Что или кто повлиял на ваш выбор профессии?

— Моя учительница математики. На ее уроках никогда не было скучно. Меня восхищало не только то, как она преподавала, но и ее элегантный внешний вид. Вот благодаря ей захотела стать учителем математики. Но я была читающим ребенком. Когда в школу пришел новый учитель русского языка и литературы, показавший нам, подросткам, литературу с другой стороны, увлекший миром художественных произведений, я решила поступать на филологический факультет. Родители очень удивились такой кардинальной смене интереса, но поддержали. Подавать документы для поступления в город Грозный ездила вместе с отцом. А уже после первого курса перевелась в Армавир, потому что в Чечне начались боевые действия.

— Что вы переняли у своих педагогов?

— Моих учителей отличали интерес и любовь к своему предмету, тактичность в общении с детьми, терпение в объяснении учебного материала. Желая быть таким же профессионалом, я училась у них именно этому.

— Бытует мнение, что сейчас педагог выступает координатором учебного процесса, который учит детей добывать знания. Вы согласны с этим?

— Учителя всегда были для школьников направляющей силой. Помогать им находить путь дальнейшего развития — это наша работа. Некоторые дети могут делать это сами, а кому-то необходимы наставления педагога. Сейчас у учеников много возможностей самостоятельно узнавать новый материал, но многие тонкости объясняет преподаватель.

— Какие качества должен развивать в себе современный учитель?

— Говорят, учитель должен идти в ногу с учащимся. А я считаю иначе: учитель обязан быть на шаг впереди своего ученика. Преподаватель должен видеть в ребенке личность, уметь считаться с его интересами, помогать раскрыть способности. И никогда не должен останавливаться в профессии на достигнутом, ему всегда следует развивать свои умения и навыки.

Разные родители

— Что самое трудное в профессии учителя?

— Для меня самым сложным было признание своих ошибок. Это с опытом педагог учится признавать их, понимая, что не всегда бывает прав. Трудно найти общий язык с ребенком и родителями. Этому тоже приходится учиться. Преподаватель постоянно готовится к урокам. Многие как думают? Учитель провел занятие и все, отработал. А «за кадром» остаются проверка тетрадей, написание планов и отчетов.

— С родителями сложно работать?

— Родители бывают разные: кто-то вникает в ситуацию и проводит с детьми воспитательные беседы, а кто-то идет наперекор просьбам и замечаниям учителей. Если родители не хотят объективно воспринимать своего ребенка, к работе с ними подключаются школьный психолог, педагоги по воспитательной части. Но каждый учитель с опытом и жизненной мудростью способен находить общий язык с родителями..

ЕГЭ не стандартизация

Образование сегодня все чаще пытаются рассматривать с жестких монетарных позиций. Как вы считаете, это продукт, который можно впоследствии монетизировать, или более важна социальная роль школы, ее высшая миссия?

— Понимаю ваш вопрос. Сейчас много говорят о платных образовательных услугах. Но убеждена, что высшая цель школы — не заработок, а возможность научить детей жить в социуме, отличать хорошее от плохого, прививать им образцы морального поведения.

— Если говорить о модели образования, не кажется ли вам, что традиционная загрузка детей огромными массивами знаний не актуальна? Например, изучала я в школе творчество Лермонтова, но это мне во взрослой жизни не понадобилось.

— Детям нужно давать всесторонние знания. Каждый гражданин России должен знать историю своего государства, его литературу. В 10-11-х классах есть профильные направления, когда учеников обучают узкой специализации. Но иметь базовые знания по предметам, даже если они в будущем не пригодятся, необходимо. Это интеллектуальное развитие человека.

— Немало учителей считают, что ЕГЭ приводит к унифицированию знаний, когда «размывается» одаренность ученика. Есть ли золотая середина между получением фундаментальных знаний и натаскиванием к экзамену?

— Натаскивание к экзамену происходит в случае, когда ученик несколько лет как следует не учил школьный материал. А если он добросовестно занимался, вовремя изучал темы, то приобретет глубокие знания и хорошо сдаст ЕГЭ. Это и есть золотая середина.

Раньше контроль знаний осуществляли итоговой контрольной работой или на экзамене, где школьники тянули билеты. Когда появился ЕГЭ, у учеников появилось больше возможностей. Теперь семьи детей из сел не тратят деньги на поездки для сдачи вступительных экзаменов, выпускники поступают в учебные заведения по баллам ЕГЭ.

— Но ЕГЭ стандартизирует процесс обучения.

— Это нельзя назвать стандартизацией. Безусловно, в 10-11-х классах преподаватели обращают больше внимания на темы, выносимые на экзамен. Их, чтобы дети закрепили полученные знания и успешно сдали ЕГЭ, повторяют в первую очередь. Поясню на примере литературы. Для сдачи экзамена необходимо знать элементарные термины, уметь ориентироваться в литературных направлениях. Но разве это стандарт? Это базовые знания, которые должен иметь каждый выпускник школы.

Разлюбила Булгакова

— А в чем цель изучения литературы в школе?

— Этот предмет приобщает к искусству слова. Литература демонстрирует школьнику богатство нашей культуры и красоту родного языка. Но еще она учит детей быть добрыми и отзывчивыми, через образы, показанные в произведениях, прививает им нравственные качества.

— Есть ли разница между современным преподаванием литературы и русского языка и советскими методиками?

— Конечно. Сейчас детям не обязательно носить из библиотеки тяжелые книги — их можно найти в Интернете. Там есть немало хороших аудиокниг, которые читают талантливые актеры. С помощью компьютера сейчас изучают новый материал. Вот недавно на уроке показала детям фильм о русском поэте-классицисте Державине. Ребята смотрели с интересом. Использование таких вспомогательных материалов – главное отличие современного преподавания литературы.

— Подростки сегодня многие знания добывают в Интернете. Интернет — это новый вид коммуникации или зло для процесса образования?

— В нем есть свои плюсы и минусы. Интернет помогает быстро добыть информацию, но в сети нет цензуры, ограждающей детей от того, что им не следует знать.

— А вы в социальных сетях общаетесь со своими учениками?

— Да. Школьники активно используют этот канал коммуникаций, почему мы должны от них отставать? Я с удовольствием общаюсь с ними в социальных сетях на темы, касающиеся учебного процесса и школьной жизни. Могу сделать замечание ученику, прокомментировать какое-то его высказывание.

— А как поменялось преподавание литературы за то время, когда вы пришли работать в школу?

— Сейчас все чаще используют в процессе обучения компьютерные технологии. Немного изменилась программа. В школе стали изучать творчество современных поэтов и писателей. Ребята знакомятся с новыми образами, героями, новыми точками зрения на темы, которые, казалось, давно обсудили.

— А как у вас менялось восприятие произведений, входящих в школьную программу?

— Будучи школьницей, я совсем не понимала Достоевского. А перечитывая его произведения в институте и сейчас, принимаю мотивы поступков Раскольникова, Сони Мармеладовой. Возможно, на это повлияла ситуация, которую пережила в Чечне, она изменила мое отношение к людям.

А вот с Булгаковым получилось наоборот. В школьные годы любила его творчество. Сейчас не могу понять его произведения. Видимо, полученный жизненный опыт изменил мировоззрение и приоритеты.

Интеллект — через чтение

— Современные дети, так называемое поколение Z, сильно отличаются от тех, кто учился в школе 5-7 лет назад?

— Их отличает свобода в общении, уверенность в себе. Еще современные дети информативно более насыщенны, чем предыдущее поколение.

— Их, наверное, тяжело заинтересовать литературой и русским языком?

— У каждого учителя есть свои методы. Я обычно зачитываю им фрагмент из литературного произведения, а на самом интересном месте обрываю чтение и прошу прочесть произведение самостоятельно и потом пересказать. Поскольку учитель должен быть примером, рассказываю школьникам о том, что прочитала на выходных, делюсь своим мнением. Заинтересовавшись, ребята знакомятся с произведением, а потом на уроке высказывают свою точку зрения о прочитанном.

— Хотелось поговорить о проблеме чтения в современном мире. Может ли ее решить учитель литературы? Должен ли он научить ребенка не только понимать текст, но и любить читать?

— Безусловно. В школе должны развивать в ребенке любовь к чтению, учить его понимать текст. Если этого не сделать, то гуманитарное образование ребенка сойдет к нулю. Ему, делающему это медленно и не понимающему написанное, будет неинтересно читать. Отсюда сузится круг его познаний. А еще учитель должен прививать ученику литературный вкус.

— Нужна ли сейчас поэзия? Как поколение Z воспринимает стихи?

— Поэзия всегда будет жива и нужна. Через нее мы учимся понимать красоту слова, использовать сравнения и оценивать сочность родного языка. Темы поэты во все времена используют одни: любовь, природа, нравственность, дружба. Поэтому восприятие стихотворных произведений у современных детей не отличается от того, как поэзию чувствовали их родители, бабушки и дедушки. Мои ученики с интересом читают стихи классиков. В них они находят понятные им образы и смыслы.

— Ваши ученики приносят учителю свои пробы пера?

— Всегда поощряю ребят, приносящих свои стихотворения. С каждым юным поэтом работаю индивидуально. Объясняю, какие слова уместно использовать, редактирую рифмы и ритмы. Поэзия, которая развивает людей эмоционально, всегда актуальна. Поэтому стихи писали и будут писать.

Снежана Годлевская

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях