Как занятия картингом и авиамоделированием развивают подростков поколения Z

Как занятия картингом и авиамоделированием развивают подростков поколения Z

Кружок технического многоборья, который ведет педагог Аслан Асланян, сегодня находится в тренде. Увлечение школьников техническим творчеством в последние годы растет.

Но развитие таких видов спорта, как картинг и аиамоделирование, в Армавире простым не назовешь. Как нередко это бывает, занятия с увлеченными подростками проходят во многом благодаря энтузиазму педагога и поддержке родителей, верящих в своих детей. Хотя ребята не только гоняют на картах и мастерят летательные аппараты, но и побеждают на краевых соревнованиях.

По собственной программе

Картинг в Армавире был развит с советских времен, когда в городе появилась станция юных техников. Но постепенно интерес к этому виду спорта угасал, и к моменту, когда Аслан Асланян начал работать с детьми, он был уже не так популярен.

— Для своих воспитанников я составил программу «Техническое многоборье», которая рассчитана на то, чтобы пробудить у современных подростков, выросших с гаджетами в руках, интерес к науке, техническому творчеству и технике. За время обучения подопечные знакомятся со спортивной машиной картом, учатся управлять простейшими радиоуправляемыми автомобилями и беспилотниками и получают знания в области инженерии, — рассказывает педагог. — Они приобретают базовые навыки, которые закрепляют на практике. Помимо картинга добавил занятия по авиамоделированию.

Как занятия картингом и авиамоделированием развивают подростков поколения Z

Воспитанник Асланяна Денис Качалкин сам конструирует и создает беспилотный самолет. Фото предоставлено Асланом Асланяном.

На уроки технического многоборья, проводимые бесплатно, записывают детей от восьми лет. Сейчас кружок посещают 84 ученика. Обычно набирают десять групп, в каждой из которых занимаются до 15 человек.

Технические наклонности

О кружке в Армавире узнают по-разному. Некоторые попадают на занятия техническим многоборьем случайно. Как Алина Зайончковская, посещающая занятия Асланяна с 12 лет.

— Пять лет назад пришла записываться на направление «Информационные технологии», но случайно увидела объявление о наборе в группу Аслана Мануковича. Он подробно рассказал, чем занимаются его воспитанники, и меня привлекла новизна, — вспоминает Алина.

Ее заинтересовал картинг. Отец девушки всю жизнь занимается автомобилями, много общаясь на эту тему с дочерью. Поэтому Алина с детства развивала технические наклонности. На занятия к Асланяну записалась, чтобы больше узнать об устройстве автомобилей.

Простое управление

Прежде чем сесть за руль карта, подопечные Асланяна изучают основы техники безопасности. Юные картингисты должны не только соблюдать меры предосторожности, надевая шлем, рукавицы и закрытую одежду, но и уметь правильно сесть в карт и встать из него. Допускают их за руль гоночного автомобиля только после того, как успешно сдадут технику безопасности и отработают навыки вождения на тренажере. Азы езды на настоящей спортивной машине дети постигают, учась трогаться с места и ездить на первой-второй передаче.

На втором году обучения юные гонщики приступают к подробному изучению устройства карта. На третий – учат правила дорожного движения и начинают участвовать в соревнованиях.

По словам Аслана Асланяна, занятия картингом посильны для детей. Разтличие между обычным автомобилей и картом — в более простом рулевом управлении последнего.

— Для поворота в карте нужно делать меньше вращений руля. Но не у всех детей сильные руки, поэтому некоторым приходится приложить усилия, — объясняет тренер.

Заботясь о безопасности воспитанников, на педаль газа для новичков он поставил ограничитель, не позволяющий развивать большую скорость. Его постепенно сдвигают, когда ученик показывает хорошие результаты управления картом.

Сам себе конструктор

Ребята оттачивают технику управления на двух картах – «Юниорах» стандартного образца, выпущенных в семидесятые годы прошлого века. Один из них собирали с помощью родителей, приносивших запчасти, колеса, двигатель объемом 125 кубических сантиметров. Некоторые детали приобретали на заводе, где армавирским картингистам делают скидки. Все сварочные работы Аслан Асланян выполняет сам.

Кстати, свой первый карт он построил собственными руками в 13 лет. Педагог вспоминает, как из труб и металла по чертежам из журнала «Моделист-конструктор» с помощью отца собрал спортивный автомобиль. Вождение отрабатывал на школьном поле. А когда подрос, то подарил этот карт Дому пионеров.

Кабинет на заводе

Раньше техническое многоборье преподавали в Центре детского научно-технического творчества, а в его дворе проходили практические занятия юных пилотов. Ученики Аслана Асланяна в совершенстве владеют упражнениями «восьмерка», «змейка», успешно водят по кругу, входят в повороты и выходят из них. Результатом тренировок становятся призовые места на соревнованиях, где гонщики используют полученные знания.

— Однажды мы отрабатывали управляемый занос, специально поливая асфальт водой. Это пригодилось на гонках во время дождя. Ни один из моих учеников не вылетел с трассы, удержав управление картом, — делится педагог. — Хотя в спортивных гонках не обходится без происшествий: на ходу ломается техника, отлетают детали карта и даже колеса.

Но кабинет технического многоборья перенесли в школу №9, территория рядом с которой не приспособлена для картинга. По утрам, когда педагог проводит занятия с группами, нельзя шуметь и мешать школьным учителям. Асланяну предложили переписать программу, но он настоял и оставил в ней полюбившийся юным армавирцам картинг.

— В городе сейчас картинг развит слабо. Кружку нужно финансирование, поскольку это затратный вид спорта: постоянно приходится покупать расходные материалы, следить за их состоянием. Но детям нравится заниматься, — аргументирует свою настойчивость педагог.

Не так давно армавирский завод механических изделий «Армез» на пять лет выделил для картингистов на втором этаже помещение. Его отремонтировали, установили кондиционер, оборудовали необходимой для учебного процесса мебелью. Часть занятий теперь проводят там.

Неподалеку расположен картодром. Но пока дети на нем не занимаются, потому что не решен вопрос с транспортом, возившим бы их туда и обратно. Но в планах у преподавателя технического многоборья — проводить на картодроме спортивные соревнования.

Сейчас на соревнования воспитанники Аслана Асланяна ездят в Краснодар и в Усть-Лабинск, где ежегодно проводят Гран-при Кубани по картингу. Среди победителей этих гонок есть армавирские спортсмены. В числе лучших Назар Шишкин, Павел Терещенко, Алина Зайончковская, неоднократно приносившие победу городской команде.

Планер из ящика

Одновременно с картингом энтузиаст Асланян развивает авимоделирование. Многие занимающиеся у него картингисты строят планеры и другие летательные аппараты.

— Авиамоделирование тоже состоит из нескольких уровней. В первый год воспитанник должен научиться конструировать простейшие планеры, на второй – более сложные. А те, кто доходит до третьего года обучения, запускают беспилотные летательные аппараты на электрической тяге, сделанные своими руками, — поясняет преподаватель.

В беспилотниках, сконструированных ребятами, стоит заводская «начинка»: двигатели, аккумуляторы, блоки управления. Как и для карт-машин, материал для летательных аппаратов собирают с миру по нитке. Что-то приносят родители, что-то ищет сам преподаватель. Иногда необходимы рейки и специальная авиационная фанера для моделирования, которых в Армавире нет в продаже. Они есть в Краснодаре, но стоят дорого. Поэтому тренер договорился с магазинами, которые отдают ему овощные ящики. Их педагог разбирает, и дети используют рейки при моделировании.

Для создания летательных аппаратов ребята используют чертежи и пособия советских авторов-авиамоделистов, таких как Алексей Ермаков и Виктор Рожков.

— Это уже проверенная база авиамодельного развития. Дети работают по чертежам отечественных разработок, созданных хорошими авторами и проверенных не одним поколением, — приводит аргументы в пользу таких методических пособий Аслан Асланян.

По плану занятия начинаются в сентябре, и спустя полтора месяца большинство воспитанников завершают конструировать свой первый планер. Но важным условием соревнований авиамоделистов является продолжительность полета аппарата. Поэтому подростки учатся чувствовать направление ветра.

— Даже по шевелению листвы деревьев они должны понимать, каким образом запустить летательный аппарат, чтобы он сделал круг и показал хороший результат, — говорит Асланян.

Для армии и профессии

По мнению педагога, занятия техническим многоборьем приносят пользу. Его воспитанники приобретают навыки обработки материалов и работы с различными инструментами, развивают мышление и моторику рук, получают знания в инженерной области, которые даст им роботостроение. А благодаря работе в коллективе дети учатся общаться со сверстниками. Несомненный плюс – испытания авиамоделей и соревнования проходят на свежем воздухе, что полезно для здоровья подростков.

— А парням занятия картингом могут пригодиться во время службы в армии, которая сейчас оснащена баггами – усовершенствованным видом картов. И парень, обучавшийся по моей программе, в какой-то мере разбирается в технике, — считает преподаватель.

Алина Зайончковская говорит, что авиамоделирование привлекло ее позже картинга. Девушке понравился процесс изготовления летательных аппаратов.

— Когда проходит калибровка и модель еще не отрегулирована по центру тяжести, не настроена по рулям управления, мы проделываем большую работу. Каждый раз запускаем аппарат и наблюдаем за его полетом, анализируем, что и как отрегулировать. Это кропотливая, я бы даже сказала, хирургическая работа, — объясняет она. — Когда же удается добиться идеального баланса, захватывает непередаваемое чувство счастья от того, что все получилось.

Даже в своих проектных работах по физике ученица школы №7 использовала знания по аэродинамике и самолетостроению, которые получила под руководством Аслана Асланова. Они же помогли ей в выборе будущей профессии.

— В следующем году буду поступать в Санкт-Петербурге на пилота гражданской авиации, — делится планами Алина.

Снежана Годлевская
В Армавире картингом на уроках технического многоборья, куда входит также авимоделирование и управление беспилотниками, занимаются 84 человека. Фото предоставлено Асланом Асланяном.

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях