На поле перед крепостью Прочный окоп под Армавиром 7 ноября, когда в советскую эпоху праздновали День Октябрьской социалистической революции, развернулось боевое сражение. Правда, не настоящее, а организованное реконструкторами. Воссозданый бой приурочили к окончанию Гражданской войны на юге и 100-летию исхода Русской армии генерала Врангеля из Крыма.
Реконструкция должна была пройти в Севастополе с участием нескольких сотен человек. Но из-за пандемии пришлось изменить место проведения, сценарий и ограничить количество людей.
Фото Александра Ковязина.
На крепость Прочный окоп, от которой ныне остались валы, выбор пал не случайно. В годы Гражданской войны здесь, по словам заведующего отделом археологии Армавирского краеведческого музея Александра Лопатина, два месяца шли беспрерывные и ожесточенные бои.
В 1920 году под Армавиром бойцы Красной армии пошли на штурм частей Белой гвардии.
— На месте крепости находилась линия обороны, — рассказал Александр Лопатин, показывая в сторону валов. – На возвышенности находились белые, а внизу – красные. Жестокие бои велись потому, что Армавир практически весь находился под контролем Красной армии, а располагавшиеся вокруг казачьи станицы принадлежали противникам советской власти.
Фото Александра Ковязина.
Показать ужасы Гражданской войны приехали военно-исторические клубы из Азова и Ростова, Лабинска и Майкопа, станиц Егорлыкской и Аксайской, а также представители местного казачества из Армавира и села Вольного соседнего Успенского района. Всего около 40 человек.
На засевших на волах красноармейцев наступали с численным перевесом белые. Доносящимся выстрелам, казалось, не было конца. А белогвардейцы пять раз шли в наступление, пытаясь выбить обороняющихся красных с валов. Во время последних атак прогремело восемь расставленных опытным пиротехником взрывов, поднимающих в хмурое небо темно-серые клубы дыма.
Фото Александра Ковязина.
Глядя на переговаривающихся «красных» и «белых», трудно было представить, что когда-то так же одетые люди убивали друг друга. Участники мероприятия без предрассудков выбирали стороны. Для них важно, что кто-то должен быть по одну сторону баррикад, а кто-то – по другую.
Члены военно-исторических клубов говорят, что «реконструкция не терпит неправдоподобности». Если уж взялся за восстанавливать исторические события, то нужно добиться достоверности во всем — от внешнего вида до используемого оружия.
Для этого они проводят большую работу, изучая разные источники, среди которых старинные фотографии, архивные записи, исторические документы и фильмы. Для создания образов поднимались даже приказы, утвержденные императором Николаем II.
— Сотрудничаем с музеями. Они из запасников показывают нам старинную форму и одежду. Мы делаем фотографии и, основываясь на них, шьем свои костюмы. Важен даже шов. А ведь немногие знают, что их было около 20, и каждая часть одежды для большей надежности пришивалась своим, — сообщила участница военно-исторического клуба из города Азова Александра Цыганева.
Многие реконструкторы обмундирование создают своими руками. Кто-то же заказывает его в швейных мастерских, специализирующихся на создании костюмов различных эпох.
Фото Александра Ковязина.
Руководитель военно-исторического клуба «Станица Аксайская» Дмитрий Янов рассказал, что огнестрельное оружие, использующееся в реконструкциях, имеет специальные штифты в дульной части ствола и после патронника. Такие винтовки предназначены для стрельбы холостыми патронами, стоимость одного доходит до 35 рублей. А вот трехлинейная винтовка образца 1895 года, которая была у представителей донского казачества, может стоить больше 50 тысяч рублей. На поле раздавались даже очереди пулемета «Максим».
Фото Александра Ковязина.
Один из самых юных реконструкторов – семилетний Ярослав Рябов из Краснодара. Он приехал со своим отцом Сергеем. Прадеды Ярослава служили в элитном подразделении казачьего войска. Мальчик интересуется казачеством и для своего возраста хорошо работает с шашкой.
Форма мальчика выполнена из натуральной овечьей шерсти, на груди прикреплен отличительный значок «Линейный казак», а за поясом – кинжал и шашка.
— Я первый раз приехал на реконструкцию, но мне нравится. Наверное, когда вырасту, продолжу участвовать в таких мероприятиях, — поделился Ярослав.
Фото Александра Ковязина.
После проведения реконструкции ее организатор, атаман Вольненского хуторского казачьего общества подхорунжий Олег Карпов рассказал, что впервые за время проведения таких мероприятий в крае, все было отыграно безупречно.
— Видимо, пандемия сыграла на руку, — поделился мнением атаман. – В реконструкции приняли участие немного людей, но каждый из них – профессионал в этом деле. Поэтому впервые могу оценить проведенную реконструкцию на пять баллов.
Сценарий, который разыграли на крепости Прочный окоп, стал собирательным сражением Гражданской войны. Именно поэтому на поле можно было увидеть военные мундиры различных подразделений 1918, 1919 и 1920 годов.
— В следующем году хотим провести реконструкцию «Штурм Армавира 1918 года», — рассказал о ближайших планах Олег Карпов.
Снежана Годлевская
Фото Александра Ковязина.