Кто-то может возразить, но сегодня органы территориального самоуправления сплачивают людей и помогают преображать город. ТОСы создают в Армавире стимулы развития гражданской инициативы.
О том, какие инициативы горожан были реализованы, почему квартальных называют маленькими мэрами и что заставляет людей объединяться и превращать свои улицы в образцовые, корреспонденту «АС» рассказала председатель армавирского ТОС № 4 Светлана Кузнецова.
Прирожденная активистка
— Когда вы возглавили территориальное самоуправление?
— Председателем ТОСа стала одиннадцать лет назад. Мне предложили этот пост из-за моего опыта — я много лет проработала в общественной организации. Поэтому эта работа не стала чем-то новым, хотя принесла немало сюрпризов.
Сегодня к ТОСу № 4 относятся центральная часть города от улицы Ефремова до 7-ой линии, и от улицы Мира до реки Кубань. В состав территориального самоуправления входят двадцать шесть округов. Это от 600 до полутора тысячи частных домовладений в каждом.
— А с какими сюрпризами пришлось столкнуться?
— Когда стала председателем, то обошла подконтрольный участок пешком. Знакомилась с местными жителями и ситуацией на местах. Сначала за день обходила по одному округу, потом — по два. Если честно, то хваталась за голову — не представляла, как в корне изменить ситуацию. Тогда, в 2009 году, люди имели слишком размытое представление о работе территориального самоуправления и о том, что нужно поддерживать идеальное санитарное состояние возле своих домов. Многие считали, что мы вторгаемся в их жизнь, прося навести порядок возле дома. Естественно, это вызывало негативное отношение, ко мне как к председателю.
Со временем администрация города стала выделять нам сотрудников полиции, которые тоже проводили разъяснительные беседы.
Цепная реакция
— И что помогло развернуть людей лицом к ТОСам?
— Сами же люди — квартальные. Они тратили уйму сил и времени, разъясняя, убеждая людей поддерживать чистоту и порядок возле своего жилья. По сути, каждому квартальному приходилось быть хорошим психологом, чтобы донести до армавирцы значимость того, что благополучие города начинается с их двора. Было сложно. Некоторые квартальные уходили. Работа-то общественная, и нести такую нагрузку, в том числе эмоциональную, нелегко. Оставались энтузиасты, те, кто всегда жил по принципу: «Кто, если не я?»
За первый год вместе с квартальными раздала более четырех тысяч информационных листовок с информацией по поводу санитарного порядка вокруг дома. Депутаты и городское предприятие «Армавиргортранс» помогали нам материально, поскольку печатать такой большой объем за собственные средства мы не смогли бы.
Помощь оказали и «тимуровцы». Ребята наводили порядок возле домов одиноких пожилых людей и инвалидов.
Администрация города, чтобы поощрить людей, стала проводить ежегодные конкурсы на лучшие образцового содержания домовладения, дворы, многоквартирные дома. У горожан, когда они видели, что у соседа появилась табличка «Дом образцового содержания города Армавира», просыпался азарт, желание стать обладателем такой же. И люди начали активно вовлекаться в работу. Так произошло на улице 6-я линия. Сегодня там только два дома, где нет клумбы с цветами, у остальных жителей — настоящий цветочный оазис перед домом.
А потом пошла цепная реакция: горожане видели, как преображаются улицы, и начали «подтягиваться». Сейчас большинство людей охотно реагируют на клич выйти на субботник.
Генераторы перемен
— Как вы говорите, вам удалось подобрать замечательный коллектив квартальных. Как подбирали их?
— Это было сложно. За общественную работу зарплату не платят, лишь небольшую компенсацию. Поэтому, сами понимаете, не каждый человек согласится делать что-то за просто так. Но вокруг меня сформировался костяк энтузиастов, для которых социальная активность — стиль жизни.
Естественно, основная часть квартальных — пенсионеры. Но не вижу в этом ничего плохого. Наоборот, общественная работа помогает им не запереться в четырех стенах, сидя на заслуженном отдыхе, самореализоваться. Типичный портрет квартального — это человек общительный, наделенный лидерскими качествами, неравнодушный и хороший психолог. Мои квартальные по своей природе общественники.
Молодежи у нас нет. Самому младшему квартальному сорок один год. Но молодежь не виню — им нужно работать, создавать семьи. Они еще пополнят ряды председателей квартальных комитетов. Как говорится, всему свое время. А для нас сейчас главное быть генераторами перемен, чтобы потом молодые равнялись на нас.
Маленькие мэры
— Помимо поддержания санитарного порядка на улицах, вы выполняете другие общественные работы. Не зря, будучи главой города, Джамбулат Хатуов называл вас «маленькими мэрами». Какие крупные проекты удалось реализовать сообща?
— Их много, но есть те, что особенно запомнились. Например, на улице Шевченко нам удалось провести канализацию. Жители жаловались на проблемы, но все ограничивалось разговорами. Инициатором перемен стала квартальная, которая собрала всех владельцев домов и провела с ними разъяснительную беседу о том, что если они сами не вложат средства, то проблема останется нерешенной. В итоге люди решили, что с каждого дома соберут по тысяче рублей на проведение канализации.
Я обратилась к Андрею Харченко, который тогда был первым заместителем мэра. Идея ему понравилась. Он договорился с управлением архитектуры, где подготовили необходимые документы, а потом с руководителем водоканала Сергеем Абрамовым, предложившем бесплатно провести основную трубу. А отвод уже каждый житель должен был сделать для себя сам. И все получилось. Появилась центральная канализация.
Важным проектом стал тротуар по нечетной стороне улицы Фрунзе. Люди тогда уже поняли, что ТОСы существуют не для галочки, и что прикладывая свои усилия, можно извлекать выгоду. Улицы Фрунзе довольно сложная. На ней большие придомовые территории, а пешеходного тротуара не было, и люди ходили по проезжей части. Квартальная провела собрание с местными жителями, на котором решили, что они наведут порядок перед своими дворами, заменять заборы, разобьют клумбы и установят бордюры. Словом, сделают улицу образцового содержания.
Я же пообещала, что буду ходатайствовать в администрации, чтобы им проложили тротуар. Вы не представляете, как же было приятно, когда люди сами звонили и сообщали, что там заменили забор, там разбили клумбу, там установили бордюры…
В итоге ТОС № 4 во второй раз стал победителем конкурса Законодательного собрания Краснодарского края на лучший орган территориального самоуправления, и нам выделили 500 тысяч рублей на благоустройство общественной территории. Решили эти деньги использовать на укладку тротуара по Фрунзе. Теперь живущие по улице люди поддерживают чистоту, а их опыт перенимают соседи. Армавирцы почувствовали вкус перемен, которые творят своими силами.
Кстати, наш ТОС шесть раз занимал первые и вторые места на конкурсе ЗСК. Благодаря этому отремонтировали несколько детских площадок в Тихом сквере и напротив кинотеатра «Марс». Установили новую детскую площадку в сквере по улице Розы Люксмебург и два детских городка возле многоквартирных домов по улице Ленина, 70 и улице Карла Либкнехта, 22 — здание женской консультации № 1.
Курсом президента
— На ваш взгляд, национальные проекты, которые предложил Владимир Путин, улучшили ли жизнь в городе?
— Безусловно. Первый год, когда в Армавире стала реализовывать программу «Комфортная городская среда», являющуюся частью нацпроекта, люди достаточно пассивно вели себя. Но квартальные проводили беседы с населением, разъясняли им плюсы участия.
А вот на второй год, когда остальные увидели, что соседям за бесплатно в многоквартирных домах отремонтировали подъезды, благоустроили придомовые территории, приняли самое активное участие. Однако из желающих сформировалась очередь.
По нацпроекту в центре Армавира реконструировали Городской парк, сквер по улицам Кирова и Розы Люксембург. Появляются новые детские и спортивные площадки, уличные тренажеры. Позитивные изменения на лицо.
Идет грандиозная реконструкция городской рощи. Много уже сделано, но предстоит еще больше. Люди видят это и становятся более активными.
— А что можете сказать об отношении людей к экологии? Оно изменилось за последние годы?
— Да. И радует, что молодежь тоже серьезно относится к этому вопросу. Благодаря председателям квартальных комитетов ТОСа № 4 в Армавире впервые провели экологическую акцию «Чистые берега Кубани». Когда мы зашли туда, то неприятно удивились санитарному состоянию территории. Поэтому решили, что каждый год весной и осенью будем приходить сюда и наводить порядок. При поддержке директора совхоза «Декоративные культуры» Сергея Костюка для укрепление берегов реки высадили 100 деревьев. Помогали не только активисты ТОСа, но и семьи с детьми, молодежь. Депутат Ирина Аксаева в подмогу присылала студентов. Поддерживают нас и отдел молодежи администрации Армавира, студенты АГПУ, активисты «Молодой гвардии Единой России». Считаю, проводить эту акцию важно. Однажды мы собрали два КАМАЗа мусора.
— А чем занимались во время режима самоизоляции?
— Без дела точно не сидели. Квартальные обзванивали жителей, давали нужные разъяснения, опрашивали, чтобы помочь. На День России вместе с жителями многоквартирных домов организовали акцию «Поем двором», получившую много положительных отзывов.
— Будет ли и дальше существовать территориальное самоуправление?
— Институт квартальных останется и будет развиваться. Изменится работа, она станет более компьютерезированной. Сегодня мы над этим работаем. В ТОС № 4 есть только одна квартальная, которая не владеет компьютером и современным смартфоном.
Думаю, в этом нам помогут городские власти и депутаты нашего округа. Благодаря поддержке армавирских парламентариев на территории ТОСа решается много важных вопросов.
Виктория Александрова