Почему Карла Либкнехта сменила четыре названия.
В дореволюционной России улица Карла Либкнехта имела два названия.
От реки Кубани до полотна железной дороги ее именовали Церковной. Такое название досталось улице из-за расположенной рядом Николаевской церкви. Однако, как писал в своей книге известный армавирский историк Сергей Ктиторов, этот участок дороги в 1912 году переименовали в Лорис-Меликовскую, в честь бывшего премьер-министра Российской империи. Часть улицы Карла Либкнехта, к югу от железной дороги, именовали Заводской.
С установлением в Армавире советской власти улицу Церковную переименовали в Карла Либкнехта, в честь основателя Коммунистической партии Германии. А через два года ее объединили с Заводской.
До наших дней сохранилось не так много исторических зданий, расположенных на ней.
Мало кто знает, что до революции современный торговый дом «Атриум» был производственным корпусом ватной фабрики товарищества мануфактур братьев Тарасовых. В 1880 году пять братьев – Иван, Александр, Лазарь, Гавриил и Михаил — образовали фирму с уставных капиталом три миллиона рублей. Как писал Сергей Ктиторов, к этому времени предприниматели из Армавира были хорошо известны за пределами Северного Кавказа и вошли в элиту российского купечества. Сначала контора братьев Тарасовых располагалась в Армавире, а в 1906 году они перенесли ее в Москву.
Фото Александра Ковязина
В братской могиле партизан и советских воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками, похоронен герой Гражданской войны комбриг 1-й Конной армии И. Трутнев (1878 — 1943), погибший во время Великой Отечественной войны. 24 сентября 1944 года, в день его похорон, над братской могилой был заложен обелиск с надписью: «Вечная слава партизанам, погибшим в борьбе с фашистскими захватчиками при обороне Кавказа». Часто армавирцы не задумываются о том, что это место захоронения, и разрешают детям бегать по плитам братской могилы.
Фото Александра Ковязина
Барельеф рабочим, погибшим в годы Великой Отечественной войны, установили в 1970 году. На табличке выбит их список.
Фото Александра Ковязина
Этот год, видимо, был последним сезоном работы фонтана перед администрацией города. Летом мэрия сообщила, что фонтан выработал свой ресурс и дальнейшее его обслуживание стоит дорого. Как сообщил заместитель главы Армавира Сергей Марченко, этот фонтан построен еще в 1990-е годы. Есть проблемы с чашей: со временем она дала течь, устраняя которую, придется разобрать весь фонтан. Экономически это нецелесообразно. А эксплуатировать сооружение с протечками опасно. Износилась и значительная часть светового оборудования и коммуникаций. Заменит фонтан стела «Армавир – город воинской доблести»
Фото Александра Ковязина
Армавир готовится к Новому году. Подиум фонтана «Победа» в центральном сквере украсят световые композиции. Любопытный факт – многие жители города не знают точного названия фонтана и всегда идентифицируют его по месту расположения — сквер у администрации. Напомним, фонтан построили в 2008 году на месте стелы в честь 40-летия СССР, которую в народе называли «спичкой» — по форме она напоминала гвоздь.
Фото Александра Ковязина
Здание механико-технологического техникума до революции было доходным домом купцов братьев Меснянкиных. Один из них — Семен — прославился в Армавире как крупный благотворитель. Он помогал строить Николаевскую церковь, состоял почетным смотрителем местного городского училища, которому подарил земельный участок.
Фото Александра Ковязина
В годы Первой мировой войны выступил инициатором открытия в городе коллективного лазарета. Верхние этажи своей усадьбы он предоставил для беженцев, которые буквально наводнили город. Как писал в своей книге Сергей Ктиторов, в сентябре 1915 года там проживало 450 вынужденных переселенцев.
С установлением в Армавире советской власти, здание передали под Дом Союзов, который позже стал Дворцом пионеров. Во время оккупации города здание сгорело. Восстановили его в 1953 году и стали использовать в качестве учебного корпуса Армавирского механико-технологического техникума.
Виктория Александрова
Дом по улице Карла Либкнехта, 42 до революции принадлежал Авдею Сеферову. Перед революцией в этом особняке жил известный русский архитектор Николай Постников.