Школьные лесничии идут на прополку

Школьные лесничии идут на прополку

Как в армавирской школе № 23 формируют у учеников «зеленое мышление».

 

 

 

Экологический словарь толкует экологическое воспитание как формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе. В армавирской школе № 23 о том, что «зеленое мышление» — это стратегия будущего, задумались еще в конце 1990-х годов. Сегодня ее ученики на практике заботятся об окружающей среде, становясь убежденными экозащитниками.

«Родник» преемственности

Традициям экологического воспитания в средней школе № 23 более 20 лет. У его истоков стояла Почетный работник общего образования РФ Эмма Карибджанова, благодаря которой в учебном заведении появилась детско-юношеская организация «Родник». Устаревшие формы воспитательной работы она предложила заменить на комплексы, и осенью 1997 года под ее руководством был создан комплекс «Школа-совхоз «Декоративные культуры», ставший базой для экологического воспитания ребят. С тех пор на летних каникулах ученики школы трудились на полях армавирского совхоза «Декоративные культуры».

Сегодня подростки, так же как их папы и мамы, проходят там летнюю практику, но уже в статусе школьных лесничих. Школьное лесничество появилось около 10 лет назад. Его работу курирует заместитель директора по воспитательной работе Ирина Комарова.

По ее словам, в лесничии идут дети, которым интересна природа. Постоянно экологической деятельностью занимаются 15-25 старшеклассников. Но стать школьным лесничим ребята могут с пятого-шестого класса. При вступлении в ряды юных лесничих они приносят стихотворную клятву, в которой обещают защищать обитателей леса, не рвать без особой необходимости растения, заботиться о чистоте водоемов и убирать за собой мусор.

Найти поляну

Занятия для школьных лесничих организуют в формате квестов под открытым небом, поэтому большая часть мероприятий проходит на летних каникулах. Школьники ходят в походы и на практику в совхоз «Декоративные культуры», разрабатывают «экологические тропы» — маршруты, по которым отправляются в походы другие ученики. Для этого школьные лесничии вместе с педагогами проводят разведку на местности, ищут поляны, удобные для привалов. Основные их маршруты пролегают в Урупском лесу, в районе лесхоза, турбазы и урупских дач.

— Школьное лесничество предполагает и проектную деятельность. Вместе с преподавателями ученики выбирают тему, готовят и защищают по ней проекты, — рассказывает Ирина Комарова.

Занятия в школьном лесничестве проводят педагоги, преподающие разные предметы. Например, Ирина Комарова по специальности учитель русского языка и литературы.

Как держать тяпку

Три года назад на базе 23-й школы начал работать летний оздоровительно-трудовой лагерь для ребят старше 14 лет, одна из задач которого — экологическое воспитание подростков. Поэтому многие мероприятия в нем проводят со школьными лесничими. Вместе ребята ухаживают за розами на клумбах, окапывают деревья и кустарники во дворе школы, отправляются в эколого-биологические экспедиции на Фортштадт, Большие скалы, водопады у станицы Баракаевской в Мостовском районе, ходят на практику в армавирский совхоз «Декоративные культуры».

— Обычно школьники задействованы в прополке сеянцев и саженцев голубой и канадской ели, липы, каштана, туи, пихты канадской. Это неотъемлемая часть работ по уходу, без которых растения просто погибнут, — рассказывает генеральный директор Армавирского совхоза «Декоративные культуры» им. С. Плохова Сергей Костюк. — На сильно заросшие участки детей стараемся не ставить. Обычно девочки пропалывают междурядья, удаляют вручную сорняки, а если саженцы уже достаточно окрепли и подросли, аккуратно работают тяпкой. Мальчики граблями собирают выполотую траву и относят ее на край поля. Перед началом практики мы организовываем экскурсию, на которой знакомим детей с растениями, а их в совхозе около 1,5 тысячи видов. Обязательно проводим инструктаж по технике безопасности. Ребята знают, что работать следует только в головном уборе, а самовольно перемещаться и тем более бегать по полю ни в коем случае нельзя, потому что там работают механизмы. Если погода не располагает к работе под открытым небом, школьники перебирают шишки и выбивают из них семена, а наши сотрудники им рассказывают, когда и с какого растения они были собраны и куда может отправиться дерево, которое вырастет из этих семян. География широкая — от Краснодарского края до Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и Петропавловска-Камчатского.

По словам Сергея Костюка, рабочий день у юных лесничих длится с 9 до 12 часов. Нормы выработки при этом нет. Если школьники что-то не успели, завершат начатое в следующий раз. Потому что главная цель такой практики — не трудовые рекорды, а воспитание любви к природе. И эта стратегия приносит свои результаты.

— В первый раз на практику в совхоз я попала в пятом классе. Нам тогда показали, как правильно держать тяпку, чтобы не повредить корневище елки, мы вручную удаляли вьюнки, которые оплетали саженцы. Именно тогда и увлеклась растениями и особенно цветами, — поделилась впечатлениями ученица 9-го «А» класса Маша Бородюк. — Мне нравится наблюдать, как распускаются бутоны, проводить эксперименты с растениями, поэтому в девятом классе решила написать выпускной проект по биологии. Он посвящен популярному комнатному растению спатифиллуму, которое в природе встречается в тропических лесах Бразилии, Колумбии и Венесуэлы.

Экоопасно

Десятиклассница Светлана Озюменко активно участвует практически во всех школьных мероприятиях и проектах. В прошлом году ее работа о влиянии жевательной резинки на окружающую среду заняла первое место на городской конференции научно-исследовательских и творческих работ «Шаг в науку». Девушка провела серьезную аналитику, сопоставляя информацию, собранную в спецлитературе и интернете.

Оказалось, жевательная резинка — один из самых распространенных на планете видов мусора. Света решила заниматься этой темой дальше: искала дополнительную литературу, проводила опросы среди одноклассников и других учеников школы. Когда накопилось много полезной информации, попросила учителей организовать классные часы, на которых рассказывала младшеклассникам о вреде брошенной где попало жевательной резинки.

— Насекомые, птицы и мелкие животные нередко путают такую «жвачку» с едой, проглатывают ее и умирают. Маленькие птицы с неокрепшими крыльями, наступая на нее, могут прилипнуть и погибнуть под колесами машины или стать легкой добычей хищников, — рассказывает десятиклассница. — Попадая на почву, жевательная резинка выделяет вредные вещества. Если ее выкидывают постоянно и в больших количествах, земля становится неплодородной.

По ее словам, на ребят эта информация произвела сильное впечатление: многие раньше даже не догадывались, насколько опасной может быть обычная жевательная резинка.

Света говорит, что хочет стать биотехнологом. А пока она углубленно изучает необходимые для этого предметы, участвует в экологических интернет-проектах и опросах и занимается волонтерством.

Розы у спортзала

Одноклассница Светланы Анна Шаповалова с биологией и экологией связывать свою судьбу не планирует – она увлечена математикой. Но активно участвует в работе школьного лесничества и других экологических проектах.

— В пятом классе нам доверили шефство над клумбой около спортзала. С одноклассниками мы сами высаживали цветы, ухаживали за ними, поливали, – делится впечатлениями Аня. — Ухаживаем за клумбой и сейчас.

Юные экологи школы № 23 очищают берега рек Уруп и Кубань от мусора, участвуют в школьных субботниках.

— В будущем многие из нас выберут профессии, не связанные с растениеводством, биологией, экологией. Но этот опыт обязательно пригодится в жизни, — уверена Анна.

Сегодня воспитание экологического сознания у подростков — задача стратегическая, убеждена педагог Ирина Комарова.

А пробудить у школьников интерес к этой теме позволяют интерактивные методы работы, например, соревнование за звание «Лучший класс года». При начислении баллов учитывают не только успеваемость в классе, участие ребят в олимпиадах, их спортивные достижения, но и количество сданной ими макулатуры. И ребята стараются быть в числе лучших! В сборе макулатуры задействованы даже первоклассники и их родители.

Память о лесничем

На пришкольной территории каждую весну зацветает рябиновая аллея Славы и Труда. На ней растут 36 деревьев, которые ребята приобрели на деньги, заработанные летом в совхозе «Декоративные культуры». У каждого — вкопаны таблички со сведениями о героях, чьи имена носят классы школы и в чью память на аллее появилось дерево. Право посадить рябину предоставили лучшим ученикам классов, их родителям, классным руководителям, первым учителям, директору школы и гостям из центральной городской библиотеки им. Н. Крупской.

А два года назад во время похода от конечной остановки маршрутки №16 в сторону реки Уруп школьные лесничии нашли заросшее захоронение. Оказалось, это могила лесника, погибшего в мирное время при выполнении своих обязанностей.

— Сначала мы не поняли, куда исчезли наши мальчишки. А потом я увидела, как братья Антон и Егор Охрименко рвут траву, — вспоминает Ирина Комарова. — Обнаружив памятник с почти стершейся табличкой, увенчанный красной звездой, они решили навести там порядок. К ним присоединились остальные участники похода. Ребят никто об этом не просил, никаких подручных инструментов у них с собой не было.

В следующий раз ребята пришли на это место с цветами. С тех пор школьники ухаживают за захоронением.

Школьные лесничии идут на прополку

Решение ухаживать за случайно найденной могилой лесника ребята школы № 23 приняли самостоятельно. Фото предоставлено школой № 23.
Ольга АКИМОВА

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях