«АС» запускает новый проект «Испытано на себе». Целый год читатели газеты будут узнавать о разных сферах деятельности от корреспондентов, пробующих себя в разных профессиях. Репортер Анна Омельченко, одевшись потеплее и облачившись в фартук, перчатки и защитную маску, в воскресенье встала за прилавок на Центральном рынке Армавира.
Здесь предприниматели арендуют около 1,5 тысячи мест. Как сказала заместитель директора ООО «Армавирский рынок» Галина Саркисова, большинство из них индивидуальные предприниматели.
— Наемных работников сейчас немного. В основном они работают в магазинах торговых сетей от производящих продукты предприятий, — поясняет Галина. — Люди сами торгуют потому, что держать продавцов сейчас не выгодно. Есть на рынке и фермеры, выращивающие овощи, фрукты в личных подсобных хозяйствах.
За прошлый год количество продавцов сократилось. Повлияла на это и пандемия коронавируса.
— Но основная проблема замирания малого бизнеса в сфере торговли — развитие в городе сетей супермаркетов и торговых центров, — говорит замдиректора рынка.
Не мятый помидорчик
Продавец овощей и зелени Александр Мусаев согласился уступить мне место и на некоторое время стать моим помощником.
Хотя день выдался морозным и на рынке было немноголюдно, простоя у нас не было. Мой наставник говорит, что обычно в выходные за полчаса сделать покупку могут 20-30 человек. В понедельник же зимой за весь день иногда подойдут человек десять. Мало людей и по средам.
Долго поговорить не получается — к прилавку то и дело подходят покупатели.
— Приехал в отпуск к дедушке из Питера, — говорит юрист из Санкт-Петербурга Антон Архипов, выбирающий огурцы и зелень. — На этом рынке покупаю с детства. У Александра беру часто. Парень разрешает выбирать, а есть продавцы, которые не дают этого делать, а сами накладывают овощи.
Покупательница, когда корреспондент накладывала ей помидоры, посетовала на выросшие цены.
— Но сейчас все подорожало, — сказала она. — Но по мне, надо брать меньше, но лучше. У меня маленькие внуки, а для них хочется покупать свежее.
Армавирский предприниматель Галина Геркова, пришедшая на рынок за овощами, удивилась новому продавцу. Говорит, этот прилавок привлекает обилием качественного и красиво выложенного товара.
— Покупаю здесь, потому что всегда продают свежий, не вялый огурчик, помидорчик не мятый, не гнилой и вкусный даже зимой.
Корреспондент «АС» Анна Омельченко на себе испытала, как непросто торговать овощами и угождать каждому покупателю. Предприниматель Александр Мусин (на снимке за прилавком) выращивает часть своей продукции сам и работает зимой с 7 до 16 часов, а летом — с
Принцип покупателя
Постоянных покупателей у Александра оказалось много. В зимнее время они составляют 80 процентов клиентов. Пока торговала под его присмотром, подходили покупатели, которые знают, как зовут предпринимателя.
— Я у Саши покупаю, потому что мне нравится. У него большой ассортимент, товар качественный. Сам молодой человек с чувством юмора. Когда был карантин, он доставлял мне помидоры домой, — рассказала предприниматель Ирина Полухина.
К разговору подключаются подошедшие за баклажанами, цветной капустой и помидорами супруги Дементьевы.
— Идем туда, где в ассортименте есть, что нужно, где хорошая продукция и посоветуют, что лучше взять, — аргументируют свой выбор Юлия и Александр.
Армавирец Дмитрий Богданов у Александра покупает, потому что тот не обманывает.
— Спрашиваю: «Помидор сладкий?» Он отвечает: «Вкусный». Ни разу не обманул, — говорит мужчина.
Жительницу Армавира Наталью Вишневскую подкупила Сашина вежливость.
— Приходя на рынок, хожу, присматриваюсь, — говорит она. — Иногда подойдешь к прилавку, посмотришь и отходишь, а тебе вслед летит: «Ничего ей не надо. Чего подходила?!» И хотя могу вернуться и купить, к такому продавцу точно второй раз не подойду. Принципиально не возьму у него ничего.
Семейное расширение
Александр Мусаев из Марьино, ему 26 лет. Семь из них он работает на армавирском рынке. Но говорит, что на рынке с рождения.
— Родители брали сюда, когда только ходить начал. Они занимались огородом, ставили теплицы, выращивали овощи, которые продавали, — вспоминает молодой человек. — Окончив с красным дипломом училище в селе Успенском и получив пятый разряд повара-кондитера, пошел служить. А после армии пришел на рынок.
— А почему не пошел в повара? Профессия востребованная, — спрашиваю.
— Надо начинать с нуля, нарабатывать клиентов. А когда ты молодой, амбициозный, то хочется всего и сразу, — признается Александр. — Ну и у нас это дело семейное, в котором заняты родители, брат с невесткой, жена. Они дома занимаются теплицами, огородами, я торгую. Деньги приходят в основном через меня. Их отдаю родителям, и все вместе на семейном совете решаем, куда их потратить. Сейчас расширяемся, хозяйство берем, больше овощей сажаем в огородах, теплицы ставим. Здесь на рынке со мной работают двоюродные сестра и брат.
Часть товара Мусаевы производят сами. Сейчас в их теплице зреют розовые помидоры, капуста цветная и белокочанная, зелень — кинза и лук. Яйца продают тоже свои. Работают и с поставщиками. Огурцы домашние берут у знакомых в Михайловской. Товар привозят из Убеженской, со Ставрополья.
— Поначалу взял небольшое место, — делится продавец. — Привозил качественный товар. Учился у конкурентов и покупателей. Потом с рынка ушла соседка по прилавку, потом вторая оставила торговлю. Тогда, объединив их места, расширился.
На рынок из Марьино Александр добирается на своей «Газели». Зимой приезжает к семи и стоит до 16 часов. Летом рабочий день продавца начинается в три часа ночи. Как рассказывает парень, встаешь, умываешься, пьешь кофе и поехал. Пока машину загрузил, пока товар забрал, пока разложил его на прилавке. Потом снова — собраться, развезти часть товара, а дальше — в огород или теплицу. Домой заходит часов в 11 вечера.
Дома у Саши — маленький ребенок, сын Александр Александрович. А скоро в семье ждут пополнения.
Когда покупатель не прав
Работаем на свежем воздухе без перерыва на обед. Перекусываем в процессе торговли, когда нет покупателей. Греемся чаем и кофе. Спрашиваю:
— А сколько зарабатываешь лично ты?
— В среднем тысяч 15-20. Заработок зависит от того, сколько товара продашь. Много расходов: налоги, проверка на качество продукции, закупка товара, бензин.
— А с какой прибылью работаешь?
— От 10 до 15 процентов. Зимой на товар делаю большую наценку, но и приобретаю его дороже. Летом товар дешевый, поэтому накручиваю чуть-чуть. Беру большими объемами.
— А как определяешь, купит человек или нет?
— Вон смотрите, идет человек без сумок, пакетов. Он просто гуляет по рынку, пирожок ест. Понятно, что ничего брать не будет.
— А что тебя раздражает в покупателях?
— Есть категория покупателей, которым всегда все дорого. Вот сегодня молодой человек подошел и спросил: «Почем лук?» Я ему ответил — по 40 и 20 рублей. А он: «Золотой, что ли?» Что сказать? В это время года золотой.
А еще раздражает, когда товар красиво уложил, а человек начинает его перебирать, доставать с самого низа. А он весь одинаковый лежит, причем самый красивый сверху. Но покупатель всегда прав.
Свобода ответственности
Мой наставник считает, чтобы торговля шла успешно, нужно привозить хороший товар, быть общительным и честным. Тогда люди возвращаются к твоему прилавку. Летом за овощами приезжают из близ расположенных сел. В это время года и конкуренция в два раза выше. Бабушки и дедушки приносят помидорчики, огурчики, зелень, выращенные на своих грядках.
— Сейчас приятней работать. Когда начинал, на рынке были железные прилавки, асфальт повсюду потрескавшийся. А сейчас красиво, удобно. Постоянно работают уборщики. Сами видите. Вот упал пакет с яйцами, позвали уборщицу, которая сразу навела порядок на месте происшествия, — делится во время образовавшейся паузы Александр.
— А проблемы есть?
— Меня беспокоит вопрос об обязательном введении на территории рынка кассовых аппаратов. Здесь же нет электричества, мы стоим на открытом воздухе. Сказали, что в феврале будут решать этот вопрос. Условия создадут, но продавцы рискуют потерять часть покупателей. При использовании кассовых аппаратов значительно уменьшится время для обслуживания, появятся очереди, и люди, чтобы не стоять в них, уйдут к другим продавцам. Но если скажут поставить, значит, поставим. Что, у нас разве есть выбор?
Но мне нравится работать на себя. Есть в этом определенная свобода, но еще больше — ответственности.
Фото Александра Ковязина
Анна ОМЕЛЬЧЕНКО