Как инвалид-колясочник встречает новых друзей и помогает окружающим его людям

Как инвалид-колясочник встречает новых друзей и помогает окружающим его людям

Пока вполне здоровые и успешные жалуются на плохую погоду, низкую зарплату и бессмысленность бытия, армавирец Юрий Хомицкий находит силы не только полноценно жить, но и помогать окружающим.
Передвигаясь по городу в инвалидной коляске, он помогает соседям по Армавирскому дому-интернату для престарелых и инвалидов, встречает новых друзей и считает себя счастливым человеком.

 

 

 

Мама испугалась

Сейчас Юрию Хомицкому 48 лет. Родился он и вырос в Армавире. Сразу после рождения выяснилось, что малыш появился на свет инвалидом, поэтому мама приняла решение отказаться от сына, и мальчик попал в Дом ребенка, а потом — в детский дом, расположенный по улице Азовской.
— Раньше считали, если человек родился инвалидом, он по определению недееспособен и его надо скрыть с глаз долой. Нередко ребят с физическими патологиями помещали вместе с умственно отсталыми, — вспоминает армавирец. — С детства я учился защищать себя и не принимать обидные слова близко к сердцу.
Ребенку с инвалидностью даже элементарные действия давались нелегко. Особенно сложно было самостоятельно надевать носки.
— Совладать с носками никак не получалось, я плакал, а нянечка говорила: «Надевай! Пока не наденешь, завтракать не пойдешь!» Так и научился, — рассказывает Юрий. — Обиды за это на нее не держу, потому что в бытовом плане я сейчас независим.
Хомицкий признается, ему, как и другим детдомовцам, очень не хватало материнской заботы и любви. Самые теплые воспоминания детства связаны с завучем — Татьяной Григорьевной Мартоян, которая угощала ребят конфетами, домашним вареньем и заступалась, если учителя необоснованно занижали им оценки.

Из Тимашевска — в Париж

Когда Юрий получил паспорт, его перевели в Тимашевский интернат для пожилых людей и инвалидов, где он провел следующие 19 лет.
— Жизнь там была интересная, насыщенная. Вместе с 12 молодыми ребятами-колясочниками мы организовали гонки на инвалидных колясках. Гоняли по периметру территории, — вспоминает Юрий. — Расстояние небольшое, всего 250 метров, зато сколько эмоций! Там же я на­учился шить. При интернате была швейная фабрика, где мы строчили простыни, пеленки, полотенца, ночные сорочки. Получилось не сразу, особенно намучился со шпулькой — правильно зарядить челнок получилось едва ли не с сотой попытки. Еще никак не давались манжеты на мужской рубашке и рулик — окантовка лентой на вороте ночной сорочки. Шов постоянно съезжал, выходило криво. А потом знающие люди подсказали, что перед тем как шить, эти элементы нужно прогладить утюгом.
Именно благодаря увлечению шитьем Юрию довелось побывать за границей. Во время телетрансляций футбольных матчей молодой человек заметил на болельщиках цветастые шапки. Так родилась идея создать коллекцию головных уборов, выполненных в цветах флагов европейских стран. Деньги на приобретение тканей Юрий понемногу откладывал с пенсии по инвалидности. С выкройками помогала нянечка из интерната, детали он сшивал самостоятельно на ручной швейной машинке. На создание 28 головных уборов потребовался ровно год.
Благодаря благотворительному проекту, который курировала Людмила Путина, в 2003 году о творчестве армавирца узнали в Париже, куда он отправился в составе делегации одаренных людей с ограниченными возможностями здоровья. До столицы Франции добирались на двух автобусах с пересадкой в Белоруссии. Перед поездкой молодой человек волновался, но все прошло наилучшим образом.
— Больше всего поразило, насколько в Европе все приспособлено для инвалидов. В автобусах — удобные электроподъемники для колясок, в музеях, театрах, на вокзалах и в других общественных местах — специально оборудованные туалеты, которыми реально удобно пользоваться. В нашей стране в то время о таком можно было только мечтать, — поделился впечатлениями Хомицкий.
Пряники для бабушек
По словам Юрия, в город детства из Тимашевска он вернулся в ноябре 2010 года, когда в преддверии сочинской Олимпиады тимашевский интернат было решено перепрофилировать в закрытое учреждение для людей с психическими заболеваниями. С тех пор мужчина живет в Армавирском доме-интернате для престарелых и инвалидов.
Почти каждый день на своей коляске с электрическим приводом он отправляется за продуктами на центральный рынок и в близлежащие магазины. Покупки совершает не только для себя, но и для бабушек из интерната, которые просят его об этом.
— Списков никогда не составляю — у меня с детства отличная память. Если вдруг забуду купить какой-то товар, привезу его в следующий раз, — поделился Юрий Хомицкий. — Чаще всего наши бабушки заказывают пирожки с картошкой или ливером, печенье, пряники и конфеты. А еще меня просят положить денег на телефон. Хорошо, что сейчас можно пополнить баланс через приложение, не выходя из комнаты. Раньше было сложнее: терминалы оплаты на колясочников не рассчитаны, приемник для денег расположен слишком высоко. Приходилось, опираясь на руки, вставать в коляске на колени. Либо ехать в банк и обращаться к операционистам.
Юрий отмечает, что за последние годы в Армавире по­явилось много элементов безбарьерной среды, но порой они выполнены формально.
— Например, установили биотуалеты для инвалидов, но они не работают. Транспорт тоже не особо для колясочников приспособлен. В городе есть аптеки, магазины и другие организации, где заехать на пандус получится только на коляске с электроприводом, а зимой и вовсе невозможно — коляска скользит и буксует, — поясняет мужчина. — Приходится обращаться за помощью к прохожим, но люди реагируют по-разному: кто-то помогает, а кто-то проходит мимо. Мне довелось столкнуться с ситуацией, когда пришлось воспользоваться кнопкой вызова персонала, а сотрудница аптеки отказалась выходить, сказав, что она не может бросить кассу без присмотра.
К Богу — своими словами
На вопрос, о чем он еще мечтает, оптимист Хомицкий отвечает: «Встретить подругу жизни». Его большая лав-стори закончилась грустно. В тимашевском интернате он подружился с одной из сотрудниц, которая призналась ему в любви.
— Она сказала, что не видит во мне инвалида и тонет в моих голубых глазах, — с грустью вспоминает Юрий. — Сначала я не воспринял ее слова всерьез, но отношения переросли в романтические. Мы приглашали друг друга на свидания и были счастливы, несмотря на то, что ее родители выбор дочери не поддержали. Правда, уйти из интерната и переехать жить к ней я так и не решился. А потом она тяжело заболела и умерла.
Несмотря на непростую судьбу, жаловаться на несправедливость жизни Юрий Хомицкий не любит.
— Считаю себя счастливым человеком. Жизнь дается нам один раз, и прожить ее надо красиво, достойно, оставив после себя что-то хорошее, — убежден он. — Хочу, чтобы меня вспоминали добрым словом, а не плохим. Верю, что за добрые поступки нам обязательно воздастся. Конечно, бывает, накатывает отчаяние. Спасает молитва. К Богу обращаюсь своими словами. Прошу, чтобы он дал мне завтрашний день, небо, воду, здоровье и хороших людей.

Как инвалид-колясочник встречает новых друзей и помогает окружающим его людям

Фото Александра Ковязина
Ольга АКИМОВА

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях