Новости Армавира
75.68
90.54
Погода в Армавире:
облачно с прояснениями +13
вечер +13
ночь +7
17 : 55
14 апреля, 2021

Учиться игре на ударных воспитанники Антона Богдана начинают с малых барабанов

Анна Омельченко

Преподаватель детской школы искусств Антон Богдан считает барабан сердцем любого ансамбля. Оно должно биться четко и ровно. Потому что стоит допустить небольшой сбой, и музыка превратится в какофонию.

- Когда ребенок поступает в музыкальную школу, у него проверяют чувство ритма, - поясняет свою позицию Антон. - Так педагоги определяют, можно ли с ним работать в дальнейшем. Без чувства ритма в музыке ничего не получится.

В ритме Вивальди

До Армавира преподаватель игры на ударных инструментах городской школы искусств работал в симфоническом, духовом и оперном оркестрах. А в барабанщики попал случайно. В детстве мама повела на прослушивание в музыкальную школу его младшую сестру - девочка мечтала играть на фортепиано. Антон пошел за компанию, потому что школа находилась рядом с парком, где продавали мороженое. Было это в казахском городе Кокчетаве. На прослушивании преподаватель по фортепиано предложила посмотреть мальчика. В результате слуховой, ритмический и другие экзамены Антон сдал лучше сестры. А поскольку в том году проводили первый набор в только открывшийся класс ударных инструментов, мальчика «отдали на барабаны».

На выпускном экзамене в музыкальной школе Антон на барабане исполнял под аккомпанемент фортепиано скрипичный концерт соль мажор Вивальди. Ему поставили «пятерку», а председатель комиссии порекомендовала поступать в музыкальное училище, откуда талантливого музыканта отправили в консерваторию.

- Это был 1995 год, когда Казахстан отделился от России, - вспоминает армавирец Антон Богдан. - Заработка не было, работы - тоже. Выбранная профессия упала на самый низ - музыкантам не платили. Тогда думал «завязать» с музыкой. Только получил водительские права и хотел работать на автобусе, который отец взял в аренду.

Но день государственного экзамена в училище стал поворотным в судьбе Антона. Тогда столицу Казахстана Алматы перенесли в Астану. И консерваторский преподаватель, присутствовавший на экзамене, сказала ему, что в городе много работы для барабанщика: под эгидой президента страны создают оркестры, где хорошо платят.

- Я учился на первом курсе Казахской национальной академии музыки, когда мой консерваторский преподаватель набирал команду в симфонический оркестр при филармонии и пригласил меня. Потом работал в трех оркестрах одновременно, - говорит педагог школы искусств.

В конце нулевых Антон с семьей переехал на Кубань, где больше занимается педагогической деятельностью. В класс к отцу ходит и десятилетний Даниил.

- Он очень старается, - отзывается об усилиях сына преподаватель.

Пять рисунков для ударника

Своим ученикам он объясняет, что барабанить — это искусство.

- Умение виртуозно играть на ударных инструментах приобретается долгими занятиями, - отмечает педагог. - Но без чувства ритма в моем классе делать нечего.

Он проверяет его хлопками в ладоши. Поступающие должны повторить за преподавателем ритмический рисунок. Богдану хватает пяти рисунков, чтобы определить музыкальный потенциал ребенка. Четвертый и пятый рисунки - самые сложные. Если малыш повторил первые три, то можно сказать, что у него есть чувство ритма. Проводят и коллективные прослушивания. Это когда группе из 10 человек предлагают потанцевать под музыку. Если ребенок двигается четко под музыку, то чувство ритма у него присутствует. А если выполняет движения хаотично, значит, у него его нет.

- Был в моей практике случай, когда мама настойчиво упрашивала взять ребенка без чувства ритма. Уж очень он хотел играть на барабанах, - рассказывает педагог. - И я сдался и зачислил мальчика. Но прошел год, а результатов нет. Пришлось родителям забирать парнишку из школы.

Учиться игре на ударных воспитанники Антона Богдана начинают с малых барабанов
Виртуозную игру на барабане Антон Богдан оттачивал в трех оркестрах. Фото из архива Антона Богдана.
  • фото: news-armavir.ru
  • Без нотоносца

    Интересно, но у тех, кто играет на ударных, тоже есть ноты.

    - Но нет нотоносца — нотного стана, - поясняет Антон Богдан. - Так как барабанная установка или малый барабан - это аккомпанирующий инструмент, то ритмические рисунки, изображенные в виде нот, пишут на одной линии. А вот для ударной установки ноты расписывают на нотном стане, как для других инструментов, ведущих мелодию. Только там они обозначают инструменты. Например, нота «до» - это большой барабан, «ре» — малый барабан и так далее. Только для записи партитуры ксилофона используют обычные ноты, такие, как в оформлении пьес для фортепиано или скрипки.

    Когда Антон был студентом музыкального училища, использовали одну методику преподавания игры на ударных - Николая Купинского. С появлением Интернета каждый известный барабанщик может дать урок игры на барабанах. Исполнению на ударных учат в стиле рок, джаз, поп, фанк и даже в ритме вальса.

    Громкие палочки

    Свои занятия Антон Богдан начинает с 15-минутной разминки под метроном.

    - Первые пять минут работаем с длинными нотами - четвертными, вторые пять - с более быстрыми - восьмыми и третьи пять минут — с шестнадцатыми, самыми быстрыми, - делится профессиональными секретами преподаватель.

    Через 15 минут руки приходят в норму - с такими мышцами можно работать. Когда же они устают, их для отдыха опускают кистями вниз вместе с палочкой и небольшими потряхиваниями восстанавливают мускулатуру, чтобы кровь прилила к пальцам.

  • Начинающие барабанщики младшей группы играют легкими по весу палочками-«семерками». Фото предоставлено Антоном Богданом.
  • Учиться игре на ударных воспитанники Богдана начинают с постановки рук. А занятия эти проходят на тренажере с резиновым покрытием, который называется пэд. Пэды бывают разных размеров, есть даже шесть дюймов — это самый маленький.

    В школе искусств пользуемся пэдами питерского производства - Чужбинов пэд. Это одни из самых бесшумных пэдов в мире. Называются cookiepad, - поясняет музыкант. - Именно на них отрабатывают постановку рук, ударов, взмах кисти. А потом разучиваем специальные ритмические упражнения. Дети, отрабатывая на нем удары, знакомятся с длительностью нот, работают над ритмическими рисунками. Параллельно осваивают ксилофон, нарабатывая навыки игрой гамм. Начинаем с гамм, постепенно переходим к маленьким произведениям в одну строчку, потом — в две и так далее. С каждым классом уровень произведений, ритмических рисунков и упражнений становится сложнее.

    На классических ударных инструментах играют палочками, разными по весу и толщине. Младшие ребята используют «семерки», старшие - «пятерки». У палочек разные толщина, длина и наконечник.

    - Если играем, к примеру, тяжелый рок, то палочки будут тяжелыми - «пятерка-Б» с деревянными наконечниками. Джаз, свинг исполняют «семерками» с пластиковыми наконечниками, которые при игре на тарелке извлекут более точный, зернистый звук, - рассказывает преподаватель.

    Многое зависит от того, какие у ученика ладони и кисти. Не всем подходят «пятерки», потому что они тяжеленькие и крупные. Ребята с маленькими ладонями и кистями используют «семерки». Часто на разминке педагог просит поработать «пятерками-Б». Говорит, чтобы напрячь мышцы. После этого, когда музыкант берет легкие палки, в его игре появляется легкость.

    На ксилофоне ритм играют специальными палочками с круглыми наконечниками. Палочки для ударных инструментов делятся на средние - для занятий в классе и тихие, с резиновыми наконечниками - для работы дома.

    - Ими играем и в классе, чтобы пока ученик осваивает произведение, не портить уши ни ему, ни учителю. Более твердые палочки — громкие - используем на концертах, - рассказывает Антон.

    «Шок» третьего поколения

    За время обучения воспитанники Антона Богдана осваивают разные ударные инструменты. Сначала учатся работать на малом барабане и ксилофоне, потом изучают произведения с использованием ударной установки и перкуссионных инструментов - бубна, треугольника, трещетки и других звенящих и шумящих. Они не входят в состав классической ударной установки и разнообразят звучание, создавая или подчеркивая ритмику композиции. К ним относятся джембе, дарбуки, конги, бонги — этнические народные барабаны с кожаным покрытием.

    - Используем их, если нужно добавить этнические мотивы - арабское или кавказское звучание, - делится армавирский музыкант. - При исполнении произведений стараемся охватить больший спектр ударных инструментов. И когда идет работа с ансамблем, где, к примеру, солируют два ксилофона, участвуют ударная установка, шумящие и гремящие инструменты, бонги, конги, дети меняются между собой. Кто-то играет партию на ксилофоне, а следующее произведение исполняет на малом барабане. Кто-то на ударной установке, потом - на бонго. Так они постепенно осваивают больше ударных инструментов.

    Талантливый ударник создал ансамбль барабанщиков «Шок», который много выступает. На ежегодном фестивале-конкурсе «Ударная волна» в Санкт-Петербурге армавирцы заняли второе место в номинации «Малые барабанные шоу». Первое место тогда не досталось никому. Сейчас в составе группы выступает, как говорит сам педагог, второе поколение ансамбля. Выпускники первого давно разъехались. В этом году заканчивают школу многие нынешние его участники.

    - Будем растить следующее поколение, - настроен Антон. - В будущем году планируем участвовать в конкурсе с начинающими маленькими артистами ансамбля, которых готовят на смену уходящей старшей группе.

Поделиться в социальных сетях:
×

Напишите нам

Вы также можете предложить новость в WhatsApp: