Учиться игре на ударных воспитанники Антона Богдана начинают с малых барабанов

Учиться игре на ударных воспитанники Антона Богдана начинают с малых барабанов

Преподаватель детской школы искусств Антон Богдан считает барабан сердцем любого ансамбля. Оно должно биться четко и ровно. Потому что стоит допустить небольшой сбой, и музыка превратится в какофонию.

— Когда ребенок поступает в музыкальную школу, у него проверяют чувство ритма, — поясняет свою позицию Антон. — Так педагоги определяют, можно ли с ним работать в дальнейшем. Без чувства ритма в музыке ничего не получится.

В ритме Вивальди

До Армавира преподаватель игры на ударных инструментах городской школы искусств работал в симфоническом, духовом и оперном оркестрах. А в барабанщики попал случайно. В детстве мама повела на прослушивание в музыкальную школу его младшую сестру — девочка мечтала играть на фортепиано. Антон пошел за компанию, потому что школа находилась рядом с парком, где продавали мороженое. Было это в казахском городе Кокчетаве. На прослушивании преподаватель по фортепиано предложила посмотреть мальчика. В результате слуховой, ритмический и другие экзамены Антон сдал лучше сестры. А поскольку в том году проводили первый набор в только открывшийся класс ударных инструментов, мальчика «отдали на барабаны».

На выпускном экзамене в музыкальной школе Антон на барабане исполнял под аккомпанемент фортепиано скрипичный концерт соль мажор Вивальди. Ему поставили «пятерку», а председатель комиссии порекомендовала поступать в музыкальное училище, откуда талантливого музыканта отправили в консерваторию.

— Это был 1995 год, когда Казахстан отделился от России, — вспоминает армавирец Антон Богдан. — Заработка не было, работы — тоже. Выбранная профессия упала на самый низ — музыкантам не платили. Тогда думал «завязать» с музыкой. Только получил водительские права и хотел работать на автобусе, который отец взял в аренду.

Но день государственного экзамена в училище стал поворотным в судьбе Антона. Тогда столицу Казахстана Алматы перенесли в Астану. И консерваторский преподаватель, присутствовавший на экзамене, сказала ему, что в городе много работы для барабанщика: под эгидой президента страны создают оркестры, где хорошо платят.

— Я учился на первом курсе Казахской национальной академии музыки, когда мой консерваторский преподаватель набирал команду в симфонический оркестр при филармонии и пригласил меня. Потом работал в трех оркестрах одновременно, — говорит педагог школы искусств.

В конце нулевых Антон с семьей переехал на Кубань, где больше занимается педагогической деятельностью. В класс к отцу ходит и десятилетний Даниил.

— Он очень старается, — отзывается об усилиях сына преподаватель.

Пять рисунков для ударника

Своим ученикам он объясняет, что барабанить — это искусство.

— Умение виртуозно играть на ударных инструментах приобретается долгими занятиями, — отмечает педагог. — Но без чувства ритма в моем классе делать нечего.

Он проверяет его хлопками в ладоши. Поступающие должны повторить за преподавателем ритмический рисунок. Богдану хватает пяти рисунков, чтобы определить музыкальный потенциал ребенка. Четвертый и пятый рисунки — самые сложные. Если малыш повторил первые три, то можно сказать, что у него есть чувство ритма. Проводят и коллективные прослушивания. Это когда группе из 10 человек предлагают потанцевать под музыку. Если ребенок двигается четко под музыку, то чувство ритма у него присутствует. А если выполняет движения хаотично, значит, у него его нет.

— Был в моей практике случай, когда мама настойчиво упрашивала взять ребенка без чувства ритма. Уж очень он хотел играть на барабанах, — рассказывает педагог. — И я сдался и зачислил мальчика. Но прошел год, а результатов нет. Пришлось родителям забирать парнишку из школы.

Учиться игре на ударных воспитанники Антона Богдана начинают с малых барабанов

фото: news-armavir.ru

Без нотоносца

Интересно, но у тех, кто играет на ударных, тоже есть ноты.

— Но нет нотоносца — нотного стана, — поясняет Антон Богдан. — Так как барабанная установка или малый барабан — это аккомпанирующий инструмент, то ритмические рисунки, изображенные в виде нот, пишут на одной линии. А вот для ударной установки ноты расписывают на нотном стане, как для других инструментов, ведущих мелодию. Только там они обозначают инструменты. Например, нота «до» — это большой барабан, «ре» — малый барабан и так далее. Только для записи партитуры ксилофона используют обычные ноты, такие, как в оформлении пьес для фортепиано или скрипки.

Когда Антон был студентом музыкального училища, использовали одну методику преподавания игры на ударных — Николая Купинского. С появлением Интернета каждый известный барабанщик может дать урок игры на барабанах. Исполнению на ударных учат в стиле рок, джаз, поп, фанк и даже в ритме вальса.

Громкие палочки

Свои занятия Антон Богдан начинает с 15-минутной разминки под метроном.

— Первые пять минут работаем с длинными нотами — четвертными, вторые пять — с более быстрыми — восьмыми и третьи пять минут — с шестнадцатыми, самыми быстрыми, — делится профессиональными секретами преподаватель.

Через 15 минут руки приходят в норму — с такими мышцами можно работать. Когда же они устают, их для отдыха опускают кистями вниз вместе с палочкой и небольшими потряхиваниями восстанавливают мускулатуру, чтобы кровь прилила к пальцам.

Учиться игре на ударных воспитанники Антона Богдана начинают с малых барабанов

Начинающие барабанщики младшей группы играют легкими по весу палочками-«семерками». Фото предоставлено Антоном Богданом.

Учиться игре на ударных воспитанники Богдана начинают с постановки рук. А занятия эти проходят на тренажере с резиновым покрытием, который называется пэд. Пэды бывают разных размеров, есть даже шесть дюймов — это самый маленький.

В школе искусств пользуемся пэдами питерского производства — Чужбинов пэд. Это одни из самых бесшумных пэдов в мире. Называются cookiepad, — поясняет музыкант. — Именно на них отрабатывают постановку рук, ударов, взмах кисти. А потом разучиваем специальные ритмические упражнения. Дети, отрабатывая на нем удары, знакомятся с длительностью нот, работают над ритмическими рисунками. Параллельно осваивают ксилофон, нарабатывая навыки игрой гамм. Начинаем с гамм, постепенно переходим к маленьким произведениям в одну строчку, потом — в две и так далее. С каждым классом уровень произведений, ритмических рисунков и упражнений становится сложнее.

На классических ударных инструментах играют палочками, разными по весу и толщине. Младшие ребята используют «семерки», старшие — «пятерки». У палочек разные толщина, длина и наконечник.

— Если играем, к примеру, тяжелый рок, то палочки будут тяжелыми — «пятерка-Б» с деревянными наконечниками. Джаз, свинг исполняют «семерками» с пластиковыми наконечниками, которые при игре на тарелке извлекут более точный, зернистый звук, — рассказывает преподаватель.

Многое зависит от того, какие у ученика ладони и кисти. Не всем подходят «пятерки», потому что они тяжеленькие и крупные. Ребята с маленькими ладонями и кистями используют «семерки». Часто на разминке педагог просит поработать «пятерками-Б». Говорит, чтобы напрячь мышцы. После этого, когда музыкант берет легкие палки, в его игре появляется легкость.

На ксилофоне ритм играют специальными палочками с круглыми наконечниками. Палочки для ударных инструментов делятся на средние — для занятий в классе и тихие, с резиновыми наконечниками — для работы дома.

— Ими играем и в классе, чтобы пока ученик осваивает произведение, не портить уши ни ему, ни учителю. Более твердые палочки — громкие — используем на концертах, — рассказывает Антон.

«Шок» третьего поколения

За время обучения воспитанники Антона Богдана осваивают разные ударные инструменты. Сначала учатся работать на малом барабане и ксилофоне, потом изучают произведения с использованием ударной установки и перкуссионных инструментов — бубна, треугольника, трещетки и других звенящих и шумящих. Они не входят в состав классической ударной установки и разнообразят звучание, создавая или подчеркивая ритмику композиции. К ним относятся джембе, дарбуки, конги, бонги — этнические народные барабаны с кожаным покрытием.

— Используем их, если нужно добавить этнические мотивы — арабское или кавказское звучание, — делится армавирский музыкант. — При исполнении произведений стараемся охватить больший спектр ударных инструментов. И когда идет работа с ансамблем, где, к примеру, солируют два ксилофона, участвуют ударная установка, шумящие и гремящие инструменты, бонги, конги, дети меняются между собой. Кто-то играет партию на ксилофоне, а следующее произведение исполняет на малом барабане. Кто-то на ударной установке, потом — на бонго. Так они постепенно осваивают больше ударных инструментов.

Талантливый ударник создал ансамбль барабанщиков «Шок», который много выступает. На ежегодном фестивале-конкурсе «Ударная волна» в Санкт-Петербурге армавирцы заняли второе место в номинации «Малые барабанные шоу». Первое место тогда не досталось никому. Сейчас в составе группы выступает, как говорит сам педагог, второе поколение ансамбля. Выпускники первого давно разъехались. В этом году заканчивают школу многие нынешние его участники.

— Будем растить следующее поколение, — настроен Антон. — В будущем году планируем участвовать в конкурсе с начинающими маленькими артистами ансамбля, которых готовят на смену уходящей старшей группе.

Анна Омельченко
Виртуозную игру на барабане Антон Богдан оттачивал в трех оркестрах. Фото из архива Антона Богдана.

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях