В школе № 9 выращивают саженцы декоративных кустарников для армавирского хозяйства

В школе № 9 выращивают саженцы декоративных кустарников для армавирского хозяйства

В армавирской школе № 9 создан питомник декоративных деревьев и кустарников.

Красивая идея

Зеленый «детский сад» появился в учебном заведении в прошлом году. Идея его создания принадлежит генеральному директору Армавирского совхоза «Декоративные культуры» им. Н. Плохова и депутату городской Думы Сергею Костюку.

— Он наш давний социальный партнер — часто выделяет саженцы для озеленения территории школы. А во время одного из визитов предложил ребятам попробовать самим вырастить деревья, — рассказала директор школы № 9 Татьяна Щербина.

Красивая экологическая идея армавирского депутата, впервые реализованная около трех лет назад в школе села Успенского, понравилась и ребятам, и педагогам. Заинтересовались даже родители, которые, чтобы обустроить грядки в теплицах, покупали и привозили удобрения, песок, гравий.

Директор школы с учителями биологии и технологии приезжала в совхоз, чтобы ознакомиться с условиями роста деревьев и правильным обустройством парников. Школьники — частые гости в питомнике, где агрономы рассказывают им об особенностях выращивания растений, вредителях, болезнях, сроках посадки.

— Зная со школьной скамьи, каких трудов стоит вырастить дерево, человек никогда его не сломает и не изуродует, и будет бережно обращаться с зелеными насаждениями, — считает Сергей Костюк.

Парники своими руками

Теплицы под руководством учителя технологии Виталия Зеленкина строили школьники из добровольческого отряда и некоторые родители. В свободное от учебы время они из закупленных родителями досок, пленки и реек сооружали во внутреннем дворе школы невысокие парники. К сентябрю самодельные теплицы были готовы. А на осенних каникулах ученики засыпали в них почву для высадки черенков. Сделали дренаж – специальную прослойку из различных материалов для вывода из грунта избыточной воды.

Начать решили с кустарников. В марте, когда окончательно установится теплая погода, специалисты исследуют состояние саженцев после прошедшей зимы.

— Если школьники и учителя будут методично соблюдать технологию выращивания, а растения хорошо приживутся, то попробуем высадить что-нибудь посложнее, например, хвойные деревья, — говорит Сергей Костюк.

Как рассказала Татьяна Щербина, в январе в школьном питомнике росло уже около 7,5 тысячи саженцев самшита, лавровишни, можжевельника, туи. Для растений подготовили 14 грядок, из которых семь засадили к зиме. Еще столько же оставили для весенней высадки в конце марта.

Учитель технологии Екатерина Сморгунова и преподаватель кубановедения Ирина Троицкая вместе со школьниками высаживали черенки. Вместе с учителем биологии Верой Филинской подростки занимаются в питомнике проектной работой, проводя практические эксперименты.

— Перед высадкой ребята вымачивали корни черенков в растворах с питательными веществами, которые являются органическим стимулятором роста саженцев, — марганцовки, воды с медом, сока алоэ, — рассказала директор школы. — Наши юные натуралисты следят, какие из саженцев быстрее приживаются в почве, у каких лучше развивается корневая система. Они будут сравнивать, как приживаются растения, высаженные зимой и весной. Данные заносят в специальные дневники. Эти наблюдения легли в основу их проектных работ, которые ребята защищают на уроках биологии.

Дисциплина на делянках

Учитель технологии Екатерина Сморгунова рассказала, что черенки ребята нарезали под присмотром агрономов в совхозе «Декоративные культуры», которые приезжают в школу, чтобы проверить состояние растений и помочь советами по уходу за саженцами.

— На уроках технологии и после занятий ученики отрезали пяточные и боковые отростки. Готовый черенок помещали в слабый раствор марганцовки на десять часов, затем – в раствор корневина, — пояснила преподаватель. — Высаживали черенки в специальные делянки в парниках, которые мы с учениками сделали во время летней практики. Уже засадили семь делянок, на каждой из которых растут около 1 050 саженцев.

Педагог отметила, что, работая на делянках, подростки начали с большим уважением относиться к своему труду и труду товарищей, стали более дисциплинированными, учась доводить начатое дело до конца.

— Если ребята начали высаживать в парниках делянку, то должны засадить ее до конца. Потому что отростки поставить обратно в воду нельзя, иначе они перенасытятся водой и микроэлементами, — приводит пример Екатерина Сморгунова.

У лавровишни длиннее

За растениями в питомнике под присмотром педагогов ухаживают 20 школьных добровольцев.

Армине Манукян учится в 8-м классе. Говорит, что поначалу работать в теплицах ей было сложно — приходилось запоминать большой объем новой информации. Но теперь она действует уверенно, не боясь ошибиться.

— В первое время мы делали замеры и смотрели, на сколько выросли высаженные черенки, — рассказывает восьмиклассница. — Вместе с учителями поливаем растения из леек, вырываем сорняки. Обычно делаем это в пятницу после уроков, соблюдая график. Например, на этой неделе поливают шестиклассники, на следующей – ребята из седьмого. Следим за тем, чтобы не появились насекомые-вредители, убираем опавшие листья.

Армине научилась различать растущие в школьных теплицах саженцы по форме листьев. Самшит от других саженцев она узнает по маленьким плотным листочкам.

— А вот у лавровишни они длиннее и шире, — поясняет школьница. — За растениями интересно ухаживать еще и потому, что делаю это вместе с друзьями и одноклассниками. Даже с учителями общаемся не только на уроках, но и в свободное время.

Саженцы для ремонта

Кстати, «зеленая практика» выгодна учебному заведению. После того как саженцы пустят хорошую корневую систему, осенью или весной следующего года из школы их для дальнейшего выращивания передадут в совхоз «Декоративные культуры».

— Часть из них высадим на школьном участке, а излишки выкупит питомник хозяйства, — пояснила директор школы № 9 Татьяна Щербина.

— Для нас это гарантия того, что покупаем не «кота в мешке», а тот сорт и вид растений, которые нужны, поскольку маточные растения взяты из совхозного питомника, — поясняет Сергей Костюк. — А учебное заведение сможет потратить полученные от продажи саженцев деньги на приобретение нового оборудования или провести ремонт. Но главное – у школьников формируют сознательное восприятие окружающей природы и воспитывают необходимость бережного отношения к ней.

В школе № 9 выращивают саженцы декоративных кустарников для армавирского хозяйства

В середине зимы в школьном питомнике росло 7,5 тысячи саженцев самшита, лавровишни, можжевельника, туи. Фото Александра Ковязина.
Снежана Годлевская
Работая в теплицах, ученики 8 «Б» класса школы № 9 Армине Манукян (на фото слева), Диана Камышникова и Арман Маркарян следят за тем, какие саженцы быстрее приживаются, а у каких лучше развивается корневая система. Фото Александра Ковязина.

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях