Армавирский режиссер создала кукольное телешоу, которое набирает популярность на YouTube

Армавирский режиссер создала кукольное телешоу, которое набирает популярность на YouTube

В социальных сетях «Вконтакте», YouTube и Instagram набирает популярность детское кукольное телешоу «Сказочная карусель». Создали его армавирский режиссер Лариса Юровская и директор городской детской библиотеки имени Зои Космодемьянской Наталья Ахвердова.

С помощью кукольных героев авторы передачи учат детей любить книги и прививают необходимые в жизни навыки. В преддверии Международного дня кукольника постановщик театрализованных сказок Лариса Юровская рассказала «АС» о том, как родилась идея создать в Армавире детскую телепрограмму, почему актерами стали изъятые из запасников советские куклы и за сколько часов снимают серию интернет-шоу.

Петрушка напрокат

— Ты много лет проработала на телевидении, имеешь награды за профессиональную деятельность. Почему ушла работать в детскую театральную студию?

— Журналистикой занималась более 15 лет. Начинала в Орле, потом переехала в Армавир. На городском телевидении проработала 11 лет. Четыре раза побеждала в профессиональном конкурсе «Лучшие по профессии», проводимом администрацией города. Становилась лауреатом фестиваля кино и телефильмов духовно-нравственного содержания «Святой Владимир». И в какой-то момент устала от новостей. Тогда перешла работать в центральную детскую библиотеку. По образованию я профессиональный режиссер любительского театра и режиссер документальных фильмов и передач. Сейчас работаю по специальности в театральной студии «Те-Бис».

— Какой первый спектакль был подготовлен вашим творческим объединением?

— Первым кукольным спектаклем стала «Масленица «Скоморошина» с главным героем Петрушкой. Сцены для постановки писала сама, адаптировав классическую версию для детей. Самой большой трудностью оказался поиск куклы Петра Уксусова, то есть Петрушки. Искали везде: в детских садах, по друзьям. В итоге мне дали подходящую куклу напрокат.

Но в «Те-бис» мы ставили не только кукольные спектакли, но и те, где актерами выступают дети. Первым спектаклем без кукол были «Весенние фантазии». Мы готовили эту постановку к «Библионочи» в 2019 году, открыв ею мероприятие.

Спектакли даем у себя в библиотеке. Стараюсь все постановки адаптировать под малышей — учеников начальных и средних классов. Даже дошколята и первоклассники с восторгом смотрят наши представления. Маленьким зрителям очень понравилась постановка «Алисы в стране чудес».

Выменяла Лесовичка

— Где берете декорации?

— Как режиссер придумываю все: сценарий, костюмы и многое другое. Декорации делаем в библиотеке, помогают ее сотрудники.

— А кукол покупаете или тоже делаете сами?

— У нас около 20 кукол бибабо. Это простейшая кукла, состоящая из головы и платья в виде перчатки. Голова имеет специальное отверстие под указательный палец, а большой и средний пальцы служат для жестикуляции руками куклы. Бибабо часто используются в передвижных кукольных театрах. Большинство из них хранятся в библиотеке с советских времен. Бибабо стоят дорого, и поэтому возможности покупать их часто нет. Хотя куклы, доставшиеся учреждению культуры в наследство с 1970-х годов, удобные в работе: перчатка идеально подходит для руки, и игрушки большие. Маленькие игрушки в театре кукол плохо видны зрителям. Советские игрушки различаются по мимике. Среди них есть и добрые, и нахмуренные.

Сейчас к нам пришла работать Людмила Бабарика, которая 37 лет проработала в театре бутафором. Попросила ее помочь отреставрировать припрятанные в библиотеке старые винтажные куклы, чтобы потом использовать их в театральных постановках. Уже готовы несколько экземпляров. Людмила старается сохранить первоначальный облик куклы, правда, иногда мы меняем им прически. А одежду для них шью сама. В готовом виде такие куклы будут стоить более четырех тысяч рублей.

— Над какими проектами работаете сейчас?

— Из-за пандемии коронавируса пришлось приостановить очную работу студии. Перешли в онлайн-формат. В процессе такой работы у меня вместе с заведующей библиотекой Натальей Ахвердовой родилась идея создать на официальных страницах детской библиотеки в сетях «Вконтакте», YouTube и Instagram онлайн-программу «Сказочная карусель». Опыт телевизионной работы для детей у меня уже был. Когда только переехала в Армавир, работала над выпусками детской программы «Сказочная полянка» на городском телевидении. Поэтому создать подобный проект на интернет-ресурсе было интересно. Как ни говори, сегодня соцсети стали главными конкурентами даже центральному телевидению.

За основу взяли знаменитую детскую передачу «Спокойной ночи, малыши». Правда, в отличие от нее наша программа «Сказочная полянка» пропагандирует детям чтение. Мы анонсируем книги. К нам приходят разные гости – спасатели, полицейские, художники, волонтеры-медики, которые проводят образовательный урок и читают детские книги. Например, Евгения Черняева из армавирского отдела МВД читала детям «Дядю Степу».

Во мне работа над «Сказочной полянкой» открыла второе дыхание. Буду делать съемочную студию. Думаю, мы сможем занять свою нишу в соцсетях. Правда, для организации студии нужны спонсоры.

— У вас замечательные куклы. Они словно живые… Как удается вдохнуть в них жизнь?

— Каждый кукловод наделяет куклу чертами своего характера. В спектакле «Сказочная карусель» есть две куклы-героини, которых я озвучиваю – Машенька и Лесовичок. Маша – это маленькая я. Ей пыталась передать черты своего характера: она слегка капризная, любопытная, добрая, находит интересные идеи и очень любит сладкое.

Еще один герой — Лесовичок. Это знаток леса, настоящий русский мужичок. Когда работала в детской телепрограмме, то выменяла его в детском саду на свою игрушку. Но Лесовичок – обычная мягкая игрушка, которой тяжело управлять. Вместе с ведущей программы Натальей Ахвердовой пришили сзади рукав, чтобы куклу можно было использовать в спектакле. Армавирская художница Ольга Марахина сделала нового Лесовичка – куклу-перчатку. Но я не захотела менять его. Поэтому кукла от Марахиной сейчас играет роль дяди Лесовичка.

Полнометражная сказка

— Сколько уходит времени на запись одной программы?

— Это зависит от сложности программы. Студийные съемки записываем в течение часа. Но полный процесс подготовки серии занимает больше времени. Сначала пишу сценарий, ведущая и гости программы учат текст, потом начинаются репетиции и съемка. Если делаем мультяшный выпуск, то запись может занять более трех часов. Иногда записываем трехчасовую серию, на что уходит времени гораздо больше.

— Над чем работаете сейчас?

— Готовим мини-проект о знакомстве детей с профессией библиотекаря и проект-сказку, в которой любимая героиня Маша найдет волшебное зеркало. Через него куклу заколдует злой волшебник. Преданный Лесовичок вместе со своим дедушкой отравится спасать Машу. По сути, получится полнометражная сказка.

— Много просмотров набирает сказочная программа?

— Да. Программа «Сказочная карусель» популярна у жителей города. Собираем больше тысячи просмотров. Заметили, что нашим зрителям в интернете больше всего нравятся мастер-классы. Поддерживаем обратную связь с аудиторией, и часто родители малышей в комментариях пишут свои пожелания.

Вечное искусство

— Ты в детстве играла в куклы? Помнишь свою первую в жизни куклу?

— Это был голышок-малышок Олечка. Эту куклу купила бабушка, которая сшила для нее одежду. Еще у меня был набитый опилками кот Людик, достаточно большой и напоминавший кота в сапогах. У меня сохранилось много игрушек из детства и наряды, сшитые для них бабушкой-рукодельницей. Отдать их никому не решилась, ведь это, можно сказать, семейные реликвии и память.

Самые яркие воспоминания детства – театральные постановки. Правда, у меня была только одна кукла бибабо, остальными актерами были обычные куклы. Я выбирала сказку, продумывала ход действия и вместе с друзьями устраивала домашние спектакли для родителей.

— Для тебя кукла — это игрушка?

— Смотря какая кукла. Если говорить о народной кукле зайчик на пальчик, то она исполняет несколько функций: воспитательную, развлекательную, помогает тренировать мелкую моторику. Без сомнения, такая кукла — гениальное изобретение наших предков. Считаю, даже сейчас она должна сохранить эти функции.

— Есть такое выражение: «Великое счастье слышать, что говорит кукла». О чем тебе говорят куклы?

— Я с куклами не разговариваю, но ориентируюсь на них. Например, когда сажусь писать сценарий, то пишу его с точки зрения интонаций и поведения своих кукол.

— Театр кукол — древний вид искусства. Почему он до сих пор остается актуальным, востребованным?

— Кукла появляется в жизни человека с момента его рождения. Она для ребенка становится моделью поведения, инструментом развития и умным другом. Через театральные кукольные представления дети познают базовые жизненные ценности, учатся понимать, что такое хорошо, а что такое плохо. Поэтому такой вид искусства, как кукольный театр, будет развиваться, пока будет существовать человечество.

Виктория Александрова

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях