Ответственность на мужчине лежит с момента рождения ребенка, считает отец троих сыновей, имам города Армавира, мечети аула Урупского, Успенского, Новокубанского и Отрадненского районов Казбулат Хаджалов.
— Что такое отцовство? Это многогранная забота о своих детях, — считает он.
Педагогика примера
Первый сын у Хаджаловых появился, когда Казбулату было 40.
— В этом возрасте уже нужно быть готовым к отцовству, — считает он. — Отец должен оберегать своих детей и помочь им получить знания религиозные и светские, привить здоровый образ жизни, культуру, желание заниматься спортом.
В традициях кавказских народов — воспитывать детей на примере старших членов семьи. Образ поведения взрослого — пожалуй, лучшая педагогическая методика. Особенно строгие требования предъявляются к отцу, который находится на определенном пьедестале, являясь примером для подрастающего поколения.
Казбулат Хаджалов, как говорит старший сын, в их семье на особом месте. Он не только глава семьи, но духовный наставник и тренер. Многодетный отец тренирует армавирских боксеров в спортзале АЛСИ и школе олимпийского резерва по самбо и дзюдо. Старшего сына Амина он сначала отдал на греко-римскую борьбу. Мальчик добился успехов, выиграв на краевых соревнованиях. Но ушел в бокс. Недавно 17-летний парень стал призером первенства Адыгеи по этому виду спорта.
— Когда Амин был маленьким, я его не нянчил. Купать, кормить, ухаживать за малышом — это прерогатива супруги. А вот в шесть-семь лет начал учить сыновей Корану и водить их в спортзал, — поясняет глава семьи.
По примеру старшего брата боксом стал заниматься младший Хаджалов — 11-летний Мухаммад.
— А вот 16-летний Имран в детстве попал под машину, поэтому мы договорились, что он поедет изучать религию в Иорданию. Хотим, чтобы пошел по этому пути, — говорит отец подростка.
Воспитание веры
Имамом уважаемый в совете общины при мечети аула Урупского Казбулат Хаджалов был назначен без специального образования. Учился он в советское время, когда религиозное развитие в обществе не поддерживали. Но с 15 лет соблюдает законы Божии и каждый день учится, расширяя собственные познания о вероисповедании.
— Нелегко, но стараюсь справляться, — лаконично отвечает Казбулат Хаджалов.
В первую очередь в своих сыновьях он воспитывает богобоязненность. Говорит, если человек обладает этим качеством, то будет все, если нет, то не будет ничего.
— Человек образованный, но небогобоязненный может совершить, исходя из своих сил и возможностей, много зла. Посмотрите, что сделали американцы с Японией, сбросив атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки. Чтобы не совершать подобное, нужна вера в Творца, — аргументирует свою позицию отец троих сыновей.
Вера, по его мнению, позволяет человеку не заблудиться, даже если его жизненный путь будет сложным и тяжелым.
— Но донести до детей правильные ориентиры можно только через собственный пример, — считает Казбулат Хаджалов. — Если я буду постоянно употреблять спиртное, курить, а сыновьям стану говорит: «Не пейте, это вредно», они же скажут: «А ты сам что же?»
Золотая середина
О своем отце Казбулат вспоминает с уважением. Тот 10 лет проработал в шахте в городе Новошахтинске.
— Отношения с отцом были сдержанные. Сказать, что мы дружили, не могу. Тогда это было не принято, — вспоминает имам города Армавира. — Но я очень хотел походить на отца. Каждый мальчик переживает этап, когда подражает отцу. Но проходит время, он взрослеет, приобретает знания и опыт, у него появляются новые устремления, и случается, что восприятие жизни юноши в какой-то мере расходится с мнением отца.
Для Казбулата Хаджалова основа воспитания — религия. Но национальные традиции адыгов — тоже часть фундамента формирования мировоззрения подрастающего поколения.
— Им следуют неосознанно, поскольку впитывают с рождения, например, уважение старших, — поддерживает его супруга Абидад. — У детей должен быть авторитет, что важно для воспитания. Авторитет отца — для них путеводная звезда. Глядя на отца, они впитывают правильные, здоровые ориентиры.
Но во взаимоотношениях отцов и детей, нужно придерживаться золотой середины, считает Казбулат Хаджалов. Если быть слишком строгим, это сломает ребенка, но сломает и чрезмерная свобода.
— Не каждый обычай следует принимать как норму, — считает многодетный отец. — Расскажу один случай. Сидят на берегу реки и ловят рыбу дед, отец и сын. И младший член семьи падет в воду. Отцу надо бы вытащить сына, но поскольку это неприлично, он стоит. Дедушка говорит: «Ну что, дашь нашему ребенку утонуть?» И только тогда тот прыгнул в реку и вытащил мальчика.
фото: news-armavir.ru
Отзывчивые люди
В семье Хаджаловых сыновей учат чтить традиции: уважать старших, проявлять милосердие.
— Потому что Пророк сказал, что тот, кто проявит милосердие к тем, кто на земле, к нему проявит милосердие Тот, кто над небесами, — цитирует Казбулат Хаджалов. — Поддерживать родственные связи — это важно. Но это не когда родственник к тебе хорошо относится, а ты к нему, а когда ты ради него можешь стерпеть даже боль.
— Меня тревожит, что сыновья мало проявляют внимание к тем, кто далеко, кого нет рядом: дядям, тетям, — вступает в разговор Абидад. — Ребята уделяют внимание тем, кто здесь и сейчас. Может, потому что они мальчики. Хотя сыновья всегда помогут соседу или прохожему, уступят место в транспорте. Если видят, что поддержка нужна слабому, то обязательно помогут. Люди должны быт отзывчивыми.
В доме Хаджаловых братья, даже младший — пятиклассник Мухаммад, выполняют хозяйственные обязанности: занимаются уборкой дома, моют посуду, выносят мусор, ходят в магазин за продуктами.
Казбулат считает, что сыновья обязательно должны отслужить в армии.
— В 1983 году я проходил службу в Хабаровском крае в спортивном взводе специального назначения. У нас были ежедневные тренировки — рукопашный бой с оружием и без него. Мне нравилось, — вспоминает он. — Хочу, чтобы Амин прошел службу в спецназе. Сыновья должны защищать Родину, быть хорошими солдатами.
Обед вместе
Дома младшим Хаджаловым не читают нравоучений. Но сдержанный в своих проявления отец замечания делает.
— Стараюсь не ошибаться, хотя случается, — признается глава семьи. — Все мы люди, поэтому ошибаемся. Важно, если ошибся, покаяться перед Богом и не повторять своих промахов. Если же младший заметил ошибку старшего, сообщить об этом нужно корректно.
Своих ребят родители не наказывают, а пытаются объяснить в чем, те не правы.
— Говорю сыновьям о том, что за свои поступки каждый обязательно ответит. Нельзя нарушать законы Всевышнего. Если этот смысл доходит до человека сразу, он меняется в лучшую сторону. Если нет, то, как нередко бывает, начинает понимать это с годами. Надеюсь, что мои сыновья поймут, — говорит имам Казбулат Хаджалов.
Свободное время имам старается проводить в познании духовной истины. В Интеренете он слушает интересные проповеди, лекции, читает литературу духовного содержания.
— Мое сердце, моя душа пребывают в вере. Сыновья видят это. На сколько впитывают — не знаю. Покажет время, — говорит отец троих подростков.
Но вместе они выезжают на природу, жарят шашлыки. В их семье есть простая, но важная традиция — едят они всегда вместе.
Культ отца
Серьезной проблемой современного воспитания Хаджаловы называют Интернет, который с одной стороны, расширяет возможности познания, с другой, в виде доступности любой информации несет в себе опасность неокрепшему юношескому мировоззрению.
— Как с этим бороться, пока до конца не знаем, — говорят родители братьев Хаджаловых. — Стараемся ограничивать детям время пребывания в соцсетях. Интернет — глубокая тема. Мы своих детей строго не наказываем, стараемся отвлечь их от соцсетей спортом.
Отец даже поощряет их финансово, выделяя небольшие средства пусть за маленькие, но достижения.
На вопрос «Царит ли у них культ отца?» старший Амин отвечает, что в семье тот на особом месте — ему выражают особое почтение и уважение.
— Это в крови адыгов — лучшее место готовят для отца, ухаживают за ним, — говорит парень. — Но так поступаем не только по отношению к отцу, но и ко всем старшим.
Свою роль в семье сам Казбулат видит прежде всего в ответственности.
— Мужчина главный в семье, потому что таким его создал Бог. Но и спрос тоже с него, — считает старший Хаджалов. — В судный день мужа спросят за жену, но жену не спросят за мужа. Так говорится в Коране. И как говорил пророк, каждый из вас пастырь. Глава — это пастырь. А глава семьи — это пастырь для своей семьи.
Анна Омельченко