В армавирском храме Рождества Христова появится копия древней фрески из стамбульской церкви Христа Спасителя в Хорах

В армавирском храме Рождества Христова появится копия древней фрески из стамбульской церкви Христа Спасителя в Хорах

В армавирском храме Рождества Христова, расположенном в районе Черемушек по улице Маркова, работает артель художников из известного на весь мир своими лаковыми миниатюрами поселка Палеха Ивановской области. Руководит богомазами иконописец Семен Небогатов, расписавший не одну церковь в России.

 

В воинском стиле

Как рассказал настоятель храма Рождества Христова отец Иоанн Гелеван, к росписям приступили в октябре прошлого года. Уже сделана алтарная часть, скоро художники закончат правый придел и возьмутся за роспись левого придела. Евангельскими сюжетами покроют стены площадью около одной тысячи квадратных метров.

— Если завершим роспись через год, то это будет считаться быстро. С Божьей помощью строительство нового храма дружно спорится. В 2007 году заложили первый камень, а сегодня приступили к его внутреннему убранству, — говорит отец Иоанн Гелеван.

Фоном для росписей настоятель выбрал темно-синий цвет. Это продиктовано архитектурой храма, выполненного в воинском стиле. Церковь Рождества Христова имеет один крестово-купольный свод, который напоминает шлем. Ее узкие окна ассоциируются с бойницами.

— В древности храм являлся еще и крепостью. Во время набегов люди прятались в церкви, запирали тяжелые ворота и отсреливались от врага из бойниц. Такова история Троицко-Сергиевой лавры и многих других владимиро-суздальских храмов. А узкие окна предполагают мало света в помещении. С помощью темных тонов мы поддержим внутреннюю укромность храма, создадим ощущение уединенности человека, — пояснил отец Иоанн.

Лестница в небо

Композиция росписей выстраивается таким образом, что даже не сведущий в религии человек сможет по ним «прочитать» основные евангельские сюжеты. В запрестольной части алтаря изображена икона Деисус. В центре выписан Христос на троне, слева от него — Богоматерь, справа — Иоанн Креститель. Вариантов этой иконы множество. Армавирский батюшка отбирал понравившийся лик с одной иконы, облачение — с другой, трон — с третьей. В итоге получилась оригинальная роспись. Так как в алтаре совершается литургия, то перед верующими предстали основатели богослужений Иоанн Златоуст, Григорий Двоеслов, Василий Великий.

Особую торжественность алтарю придала композиция в его сводной части «Похвала Пресвятой Богородицы», выполненная в золотом цвете. Ростовая фигура Богородицы изображена на фоне чудесных, не существующих в природе растений, которые витиевато заплетаются вокруг фигуры Богородицы в медальоны. В них — пророки Ветхого Завета, говорившие о рождении Спасителя Иисуса Христа. Давид, Изекиль, Моисей, Соломон в одной руке держат свитки, где написано их пророчество, а в другой — символы пророчества о божественном предназначении Девы Марии. Например, у Иакова лестница символизирует Богородицу как духовную связующую между небом и землей.

Эта композиция переходит на фасадную часть алтаря, где будет помещена главная икона с изображением рождения Христа, в честь которого назван армавирский храм.

— В куполе изобразим Святую Троицу, ниже — архангелов, — говорит отец Иоанн. — Входную часть посвятим святым от князя Владимира до новомучеников и исповедников российских ХХ века.

Особую гордость у настоятеля армавирского храма вызывает то, что в его храме будет роспись Воскресения Христова, которая повторит уникальную фреску стамбульской Церкви Христа Спасителя в Хорах. Этот памятник православной архитектуры XIV века находится под защитой ЮНЕСКО, что, к сожалению, его не спасло. В прошлом году церковь стала мечетью. Во время паломнической поездки отец Иоанн Гелеван успел побывать в стамбульской церкви. Его поразили древние фрески и мозаика, которые сделаны так искусно, что передают каждую морщинку святых.

— Я решил, что следует изобразить подобную фреску в армавирском храме, чтобы люди смогли хоть таким образом прикоснуться к древним святыням, — сказал священник.

В армавирском храме Рождества Христова появится копия древней фрески из стамбульской церкви Христа Спасителя в Хорах

Скрыть рекламу: Сейчас иконописцы работают на лесах высотой 8 метров. Когда артель приступит к росписи купола, леса взмоются в высоту на 25 метров. Фото Александра Ковязина.

Светлое было темным

Храм расписывают семь человек. В артели у каждого своя роль: орнаменталист, пейзажист, фигурист, личник, альфрейщик, который прорисовывает полоски, надписи, и позолотчик. Работают параллельно. Один выписывает пейзаж, другой выводит лики, третий — фигуры. В последнюю очередь выписывают текст. Руководитель артели Семен Небогатов, прошедший все этапы обучения храмовой росписи, знает, сколько времени на что уходит. Подсказывает товарищам, как выправить слишком строгий или, наоборот, слишком мягкий лик святого.

Семен Небогатов рассказал, как рождается роспись в храме.

— Концепцию храмовой росписи продумал отец Иоанн. Батюшка строит храм, много лет служит в нем. Лучше, чем отец Иоанн, храм не знает никто, — объяснил иконописец.

После того, как родилась идея, делаются эскизы. Есть художники, кто рисует от руки. Семен пользуется современными гаджетами. После согласования эскизов артель приехала в храм. Чтобы ускорить процесс, на стену эскизы перевели проектором, который позволил сразу увидеть масштаб и пропорции фигур. Затем изображение на стены нанесли углем, после чего стряхнули его тряпкой. Дальше все прописали темной краской, чтобы, когда роспись предстанет в цвете, сквозь нее просвечивал рисунок. Потом приступили к пробелу — высветлению на одеждах, ликах, горках и других элементах иконы.

Акрил вместо темперы

Как объяснил Семен, стены в храме Рождества Христова расписывают акриловой краской. Метод письма фресок по сырой штукатурке сейчас мало кто использует, потому что это неоправданно долго. Современные материалы, считает иконописец, ничуть не хуже темперы. Можно было бы использовать натуральную силикатную краску, которая максимально приближена к темпере, но она пористая и сильно впитывает копоть от свечей и кадил. Помыть стены будет уже нельзя, только грязь развезешь. Акриловая же краска, хотя и дает эффект пленки на стене, крепкая, ее можно мыть.

— Краски долго не тускнеют. Скорее стены закоптятся, чем акрил потускнеет. Бывает, что и за четыре года храм успевает закоптиться, — пояснил Семен.

Иконописцу нравится греческое письмо, византийское с его экспрессивными, широкими мазками, темными красками, аскетизмом. Понравилось оно и Гелевану, недавно побывавшему в Афоне. Но, по признанию Небогатова, на его стиль накладывает отпечаток палехская манера письма икон — более сдержанная, в том числе и в цвете. В армавирском храме художники стараются балансировать между традициями византийской и древнерусской Владимиро-суздальской школ иконописи. Для нее характерны смелая манера письма, более яркие краски.

Расписано в Палехе

Судьбу Семена Небогатова стать иконописцем определило место его рождения — поселок городского типа Палех, куда молодежь съезжается со всей страны, чтобы учиться художеству в православных традициях. Примером для Семена служили родители, занимавшиеся лаковой миниатюрой.

— Промысел палехских шкатулок появился из иконописи. Раньше в Палехе жили иконописцы, выработавшие особый стиль, палехский. После революции, чтобы сохранить его, художники обратились к лаковой миниатюре с изображением сказочных сюжетов. Те творческие навыки, которые получает палехский художник, применяют и в иконописи, — рассказал Семен Небогатов.

Парень поступил в Художественное палехское училище имени М. Горького. На втором курсе вместе с будущей женой стал ходить в храм, посещать факультативные занятия «Божье Слово». Мировоззрение Семена изменилось, его стала больше интересовать икона, чем лаковая миниатюра. Знакомство с иконописцами еще больше утвердило в желании постигнуть секреты иконописи, перейти работать в иконописную мастерскую. Первый расписанный им в качестве ученика храм — Преображенский Собор Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря. Вместе с бригадой художников Семен объездил пол России: Саратов, Ижевск, Сочи, Магадан…

— Роспись храмов — наша основная работа. Мы посвящаем ей много времени, а дома бываем редко, – делится Небогатов. — Рабочий день длится по 12 часов. В образ художник вкладывает частицу своей души. Если у человека внутри страсти бушуют, то на нарисованный им образ люди молиться не смогут. А когда иконописец делает все с верой, то и люди тянутся к его иконе.

Когда Семен расписывает храм, чувствует, что его ведет Бог.

— Что я могу своими руками? — спрашивает сам себя иконописец.

И выводит кистью лик…

В армавирском храме Рождества Христова появится копия древней фрески из стамбульской церкви Христа Спасителя в Хорах

фото: Александра Ковязина.
Екатерина Решетникова

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях