Новости Армавира
72.79
86.41
Погода в Армавире:
ясно +23
утро +32
день +35
02 : 12
05 августа, 2021

Юниоры отделения велоспорта преодолевают за одну тренировку до 140 километров

Снежана Годлевская

Воспитанники детско-юношеской спортивной школы № 2 вернулись с соревнований по горному велоспорту. В спартакиаде молодежи Кубани, проходившей в черноморском поселке Архипо-Осиповка, велосипедисты из Армавира в общекомандном зачете заняли пятое место турнирной таблице.

- Результаты немного упали. Сказывается отсутствие систематических тренировок во время карантина – ребята до сих пор восстанавливают спортивную форму, - пояснил тренер-преподаватель отделения велоспорта Павел Макаренко. - Повлияло и то, что состав обновился. Мы набрали новых спортсменов, которые еще не вошли в колею.

Юниоры отделения велоспорта преодолевают за одну тренировку до 140 километров
Всего в ДЮСШ № 2 велоспортом занимаются 75 человек. Фото предоставлено Павлом Макаренко.
  • Под прикрытием

    В велоспорте важны систематические тренировки. Если спортсмен даже на неделю выбивается из графика по болезни, то тренер проводит с ним занятия индивидуально, подбирая нагрузку для ослабленного организма.

    Большая часть тренировок проходит на свежем воздухе. В зале подростки занимаются лишь в зимой. Здесь они работают на велотренажерах, выполняют упражнения для общей физической подготовки: прыгают, бегают, сдают эстафеты, занимаются с гантелями и штангой, играют в футбол и баскетбол, сдают кроссы.

    - Занятия на улице проводим на Фортштадте, где оттачиваем мастерство маунтинбайка – езды на горном велосипеде. Или выезжаем на маршруты, согласованные с госавтоинспекцией, - рассказывает тренер. - Это только вокруг Новокубанска 50 километров. Дорога до станицы Григорополисской Ставропольского края – порядка 40 км, круг рядом с Промзоной 16 – около 10 километров. Был еще маршрут до станицы Советской Новокубанского района, но его из-за большой транспортной загруженности на дороге ради безопасности детей отменили.

    На выездных тренировках воспитанников от водителей автомобилей всегда «прикрывает» тренер, который едет за ними на оборудованной мигалкой машине. Перед каждой поездкой ребята проводят разминку — делают упражнения на мышцы рук и ног.

    - Езда на велосипеде оздоравливает все системы организма человека. Велоспорт укрепляет мышцы ног, плеч, спины, - отмечает Павел Макаренко. - Занятия тренируют полноценное размеренное дыхание и глазные мышцы - велосипедистам необходимо все время следить за дорогой. Развиваются выносливость, целеустремленность и умение преодолевать трудности.

    Три года на старт

    Детей в велоспорт в Армавире принимают с десяти лет.

    - По балльной системе они проходят отбор: сдают прыжки, бег на короткие и длинные дистанции, отжимаются, подтягиваются и приседают. Так проверяем базовую физическую подготовку, которой учат на уроках физкультуры, - поясняет тренер. - У нас пять групп, в каждой - по 15 человек. Всего велоспортом занимаются 75 спортсменов.

    В спортшколе посещающие велоспортивную секцию тренируются четыре раза в неделю. Младшие группы занимаются по полтора часа. Тренировки старших ребят - на час-два дольше.

    Сам Макаренко в велоспорт пришел рано. Его спортивный стаж - около 20 лет. Из них 11 лет Павел выступал как спортсмен, девять лет работает тренером.

    - Первые три года дети учатся ездить на велосипеде, улучшают свою физическую форму, развивают скоростные и скоростно-силовые показатели, изучают правила дорожного движения, ведь тренировки проходят на дорогах общего пользования, - рассказывает педагог. - Если ребенок приходит в велоспорт в 10 лет, то заниматься на дороге начнет с 13-ти.

  • За одну тренировку, в зависимости от возраста, спортсмены могут откатать 30 или 140 км. Фото предоставлено Павлом Макаренко.
  • Сам себе механик

    За одну тренировку – полтора часа – младшие группы накатывают по 20-30 километров. Юниорам увеличивают часы и километраж - за одно занятие они могут откатать от 50 до 140 км.

    - Это не просто езда на велосипеде. Ребята выполняют различные упражнения и задания. Например, если занимаются на горных велосипедах, то учатся преодолевать препятствия: камни, бревна, специально вырытые ямы. Прыгают с небольших трамплинов, - поясняет Павел Макаренко. - Тренер объясняет им, как легче выполнить задание, какие препятствия нужно обойти на тормозах, где увеличить скорость.

    После занятий - разбор ошибок. И только после этого тренировка считается оконченной. Если случилась поломка, то ребята остаются с механиком. Вместе с ним учатся ремонтировать велосипед.

    - Когда выезжаем на сборные соревнования, механика с нами нет. Поэтому спортсмены должны самостоятельно уметь устранить наиболее частые поломки, - говорит наставник. - Наши спортсмены способны заклеить камеру, поменять пробитое колесо, заменить порванные тросики в велосипедном переключателе скоростей.

    В жаркую погоду тренировки проводят утром - с 8 до 10 часов. Спасаясь от обезвоживания, спортсмены возят с собой воду в специальных флягах на пол-литра. Но в машине у тренера на случай, если кто-то из ребят выпьет всю воду, всегда есть запас. На соревнованиях перед стартом с велосипедов снимают все, что утяжеляет его, в том числе фляги с водой и флягодержатели.

    Маунтинбайк дешевле

    В спортшколе № 2 преподают две разновидности велоспорта: шоссейный спорт – гонки по дорогам с твердым покрытием и маунтинбайк – преодоление на велосипедах горных препятствий и пересеченной местности. В последнее время, говорит Павел Макаренко, популярность набирает маунтинбайк. И хотя соревнований по этой дисциплине проводят меньше, горный велоспорт обходится дешевле.

    - Запчасти для горных велосипедов стоят меньше, чем для шоссейных, - поясняет тренер. - Даже в армавирских магазинах можно найти запчасти для горного велосипеда, в то время как для шоссейных приходится заказывать из других городов по интернету.

    Спортсмены тренируются на школьных велосипедах. В спортшколе есть 15 велосипедов для шоссейного велоспорта и 13 – для горного. Если кто-то желает заниматься на своем, тренеры не возражают. Но у юных спортсменов их должно быть два: шоссейный и горный.

    Два комплекта

    Велоформу покупают родители. Павел говорит, что средняя стоимость полного комплекта, включающего зимнюю и летнюю форму, обувь и каску, – около 15-20 тысяч рублей. Но можно найти и более бюджетные, и более дорогие варианты.

    Велоформу сейчас производят из синтетических материалов, потому что она должна обеспечивать вентиляцию тела и отводить появляющийся пот. Из-за того, что спортсмены часто наклоняются к рулю, футболки и куртки сзади делают чуть длиннее, чтобы полностью закрыть спину. Шорты или трико для велосипедистов шьют из прочной лайкры. Она хорошо растягивается и плотно облегает тело. Зимний комплект велоформы имеет термовставки, спасающие от холода. Одежда прорезинена, что защищает от продувания во время езды.

    - Велотуфлей тоже существует нескольких видов. Открытую обувь со специальной сеткой в подошве и верхней части используют летом. В дождливую погоду или зимой спортсмены надевают закрытые велотуфли, - пояснил тренер. - В последнее время завозить форму начали и в Армавир, поэтому родители часто покупают ее в магазинах города.

    В спортивной школе велоспортом ребята занимаются до 18 лет. Затем самых перспективных спортсменов забирают в краевую сборную команду. Решивших стать тренерами отправляют на трехлетнее обучение в краснодарское училище олимпийского резерва.

Поделиться в социальных сетях:
×

Напишите нам

Вы также можете предложить новость в WhatsApp: