Армавирский химик Марина Гончарова создает украшения методом гальваники

Армавирский химик Марина Гончарова создает украшения методом гальваники

Марина Гончарова — единственный в Армавире мастер по художественной гальванике. Она создает украшения из природных материалов, покрывая их слоем меди. Получается точная копия ракушек, листочков, цветов, камешков, перьев.

 

Хобби с образованием

Гальванопластикой Марина увлеклась в прошлом году в сентябре.

— Случайно увидела в интернете рекламу курса по гальванике в домашних условиях. И сразу поняла, что это мое, настолько запали в душу изделия, созданные с помощью реактивов и химических процессов, — рассказала Марина. — Поднять листочек, который все топчут, и сделать из него украшение, сохранив задуманную природой красоту, сродни волшебству. Мне стало интересно, и я приобрела курс.

По образованию Марина гальваник. Окончив Новочеркасский политехнический институт, работала технологом гальванического участка на «Армалите». Когда завод обанкротился, нашла применение своим знаниям и сейчас трудится инженером-химиком.

— Тема моего диплома как раз была посвящена меднению различных предметов, — смеется Марина. — Но гальваникой дома может заниматься человек и без химического образования. Достаточно точно следовать инструкции.

Хобби Марины умещается на журнальном столике. Его площади хватает, чтобы разложить необходимые для занятий гальваникой ванночки, баночки с реактивами, инструменты, фурнитуру. Первыми она сделала серьги и кулон из березовых листочков. Хотя мастерица дорожит всеми своими творениями, но признается, что от раза к разу у нее получается лучше, повышаются мастерство, техника.

1

Чистая химия

Сначала в гальвонические ванночки Марина наливает электролит, приготовленный с использованием кислоты, купороса, воды. Медь приобретает в магазинах или пунктах приема цветного металла. К удовольствию рукодельницы сейчас можно достать любой материал для творчества. Медная пластина или толстые пруты под действием электрического тока растворяются, ионы меди проходят через электролит и оседают на изделии. Заготовку необходимо покрыть специальным токопроводящим составом. Одни мастера пользуются клеем ПВА, Марина предпочитает лак с бронзовой пудрой. Обработанный листик она подвешивает на тонкую проволочку и опускает на ночь в ванночку.

Насколько быстро медь покроет изделие, зависит от его размера. Утром Марина вынимает будущее украшение, сушит его. Если остались незамедненные проплешины, снова красит токопроводящим составом и опускает в ванночку. Дальше листочек обжигает газовой горелкой при высокой температуре. Если необходимо, припаивает фурнитуру, иной декор. И снова замедняет, чтобы скрыть пайку. Настает очередь шлифовки, полировки и патинирования, то есть нанесения цвета. Листочек покрывают лаком и собирают. Изделие готово.

1

Медное кружево

Марине нравится красивый розовый цвет необработанной меди. Но заготовки быстро теряют его из-за окисления металла на воздухе. Оставлять изделие в своем естественном виде нельзя. Для патинирования готовят разные растворы из реактивов. В парах получается голубой цвет, в парах уксуса — зеленый, для черного цвета варится сода с серой. Как отмечает мастер, запахи витают в комнате сильные и ядовитые. Когда обжигается изделие, идет дымок от листьев, перьев, лака. Поэтому технику безопасности необходимо соблюдать тщательно — Марина работает в перчатках, респираторе, очках.

Мастерица предпочитает делать украшения темного цвета. Нужного эффекта добивается с помощью спиртовых чернил.

— Для окрашивания можно приобрести готовую патину. Очень красивая огненная патина, когда огнем добиваются ярких сочных цветов. Можно положить изделие на конфорку газовой плиты. У меня есть горелка, где на маленьком пламени получаю цвет огненной патины. Химия, и ничего кроме химии, — говорит Марина Гончарова.

Медью покрывают не только всевозможные природные материалы, но и вырезанные из бумаги фигуры, кружево, созданные из ниток замысловатые плетения — все, что не растворяется в электролите. В производстве существуют разные виды металлических покрытий: цинкование, никелирование, хромирование, кадмирование. В домашних условиях лучше всего работать с медью, потому что это мягкий и податливый металл.

1

Ореховый листик

Готовые украшения Марина в коллекции не формирует. Есть у нее только комплекты серег с колье или кулонами. Гальваническим методом она делает и броши, шпильки, заколки для волос.

— Интересно попробовать все. Гальваника дает огромный простор для творчества. Уже делала и салфетницы, брелоки. Начала создавать браслеты, — поделилась планами мастерица. — Еще до колец доберусь. Идей много, заготовленного материала еще больше. Сейчас цветет гиацинт, буду замеднять его цветы. Потом решу, что из них можно сделать. Однозначно сережки, может, кулоны, чтобы комплект был из серег и колье.

Самые легкие серьги весят два грамма. Самым тяжелым у Марины вышел кленовый лист с камнем. Он долго замеднялся, поэтому потянул на 68 граммов. В среднем одно украшение весит 10-20 граммов.

Свои украшения Марина «выгуливает» на работу. Каждый такой выход вызывает у коллег восторг — им нравится каждое изделие Марины. Чаще других армавирка надевает колье с ореховым листиком, сделанное одним из первых.

— У него интересная форма с необычными загибами. И цвет получился как настоящий, — говорит Марина. — Процесс потинирования непредсказуем. В одну и ту же сваренную патину окунешь несколько готовых изделий, но одно получается светлее, другое темнее. Все выглядят по-разному. И вот ореховый листик вышел светло-коричневым, я его оттенила чернилами. Он как настоящий. Украшение посадила на жесткий каркас, располагается листок не по центру, а чуть сбоку. Очень люблю это колье.

1

 

Чего боятся украшения

За медными украшениями нужен особый уход. Больше всего медь боится влаги, поэтому изделия из нее нельзя мочить и надевать в дождливую погоду. Бижутерию из меди необходимо держать в сухом месте отдельно от других украшений. В коробочку или шкатулку желательно положить кусочек мела, который будет впитывать влагу и сохранять украшения. Медные изделия не бьются, но, упав, могут погнуться, а при выпрямлении легко отломить кусочек. Их следует протирать сухой войлочной, обычной фланелевой тряпочкой или салфетками по уходу за золотом и серебром.

Украшения Марины можно увидеть по субботам на Арбате, но только в хорошую погоду. Как только на небе собираются тучи, армавирка прячет свои творения, чтобы влага не испортила их.

Широкому кругу мастериц Марина Гончарова представила свои работы на прошедшем недавно в Городском Дворце культуры фестивале прикладного творчества.

— У меня словно крылья за спиной выросли. На мои изделия смотрели как на диво дивное, — поделилась впечатлениями Марина. — Это было живое? Неужели это листики? Как вы куете? Вопросы сыпались самые разные. Разве можно выковать прожилки на листиках? Их создала природа, а гальванопластика позволяет это подчеркнуть и сохранить.

Как призналась Марина, занятие гальваникой подтолкнуло ее к изучению деревьев, истории камней. Она стала много читать. У нее есть колье — тополь с аметистом. Это камень, как узнала мастерица, и богатых, и нищих. Он есть в короне и у папы римского, и у английской королевы. Его фиолетовые разводы любят все. Камень на все случаи жизни. В алмазах вы не пойдете на работу. А с аметистом можно пойти и на свадьбу, и на работу, отметила Гончарова.

1

 

Екатерина Решетникова
Химик Марина Гончарова — единственный в Армавире специалист по гальванике.

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях