В военной драме «Соловьиная ночь» корреспондент «АС» сыграла начальника караула

В военной драме «Соловьиная ночь» корреспондент «АС» сыграла начальника караула

Осваивая другой опыт, корреспондент «АС» Анна Омельченко пошла на сцену. В спектакле Армавирского театра драмы и комедии «Соловьиная ночь» она исполнила роль начальника караула.

Через служебный вход

Наверно, впервые зашла в театр через служебный вход. Поднялась на второй этаж. По лестнице за сценой прошла мимо гримерок, расположенных в узеньком коридорчике. Здесь рядами на вешалках висят костюмы. Те, что используют в спектаклях, хранятся в кофрах — стоящих вертикально переносных ящиках. Перед спектаклем костюмер заносит костюмы в гримерку.
 
Гримерки маленькие. Заслуженные артисты Кубани занимают отдельные столики. Остальные используют один стол на несколько человек.
 
Вводили меня в спектакль по пьесе драматурга, автора сценария знаменитого фильма «Баллада о солдате» Валентина Ежова вместе с новыми актерами.

— Накануне первых спектаклей труппу покинули несколько актеров, в том числе исполнитель главной роли. Пришлось в «Соловьиную ночь» вводить двоих новых ребят, — делится главный режиссер театра Юрий Ковалев.

Роль для меня придумал он. По сценарию стою в строю с молодыми солдатами,  собравшимися в первое увольнение в Германии. Поскольку человек я в актерстве неопытный, роль мне доверили небольшую. Моя героиня отдавала команды и следила за внешним видом солдат караула, делая им замечания. Пришлось, как в школе, учить наизусть текст.
 
Режиссер оценил мою дикцию, изучил фактуру. Мне подобрали костюм. Заведующая пошивочно-костюмерным цехом Ольга Терехова достала из запасников подходящую гимнастерку и плащпалатку, выдала пилотку. Если бы корреспондента зачислили в труппу, то с меня сняли бы мерки и сшили костюм на заказ, как это делают для артистов.
 
— К этому спектаклю почти все костюмы новые, — говорит Ольга. — Одна бабушка подарила нам сундук со старыми вещами. Эти винтажные платья с ручной вышивкой отлично подошли к спектаклю. 
Макияж — тон на лицо — помог наложить гример-пастижер. Тогда под софитами  лицо будет выглядеть естественно.
 
Роман жизни

Поскольку роль у меня была вводная, обошлось без застольного периода, когда режиссер вместе с актерами разбирает роли. Текста у меня немного. Но репетиции даются сложно.
 
На вводной репетиции, длившейся около трех часов, небольшую сцену с моим участием прогоняют четыре раза. Я забывала текст, запиналась и смеялась вместе с артистами.
 
Слова роли следует произносить не просто так, а в контексте всей сцены. То есть нужно знать сюжет спектакля, разобраться в конкретной сцене: что происходит, кто из героев есть кто, понимать, почему они находятся сейчас вместе.
 
— Великий Товстоногов призывал актеров дать пищу своему воображению, требовал от них не только подробно изучить пьесу, но хорошо знать творчество автора, исторический, изобразительный, этнографический материал. Словом, создать «роман жизни», — подбадривает меня постановщик спектакля.
Премьера спектакля состоялась 5 февраля. Сюжет прост. Когда объявили о Победе, находящийся в Германии молодой солдатик пошел в увольнение. Встретил немецкую девушку, у которой погибла вся семья. Они влюбились друг в друга и провели ночь вместе. Парнишке грозит трибунал, поэтому влюбленные расстаются. По сути это история о Ромео и Джульетте военного времени.

1

 

Посеять привычку

С партнерами мне повезло. Актриса Ольга Малющева исполняет роль ефрейтора Сашеньки. Иван Недорезов сыграл офицера комендатуры лейтенанта Федоровского. Мария Коптева исполнила переводчицу Ниночку, Жанна Чекурова — ефрейтора Катеньку. Роль у Жанны небольшая, но драматическая. Она играет бывшую балерину, которая на сцене даже исполняет танец маленьких лебедей.
 
Пытаясь нащупать характер своей героини, спрашиваю совета у профессионала. Свою работу над ролью Жанна Чекурова начинает с ответов на вопросы о герое. Что этот персонаж хочет? Что для этого делает? О чем мечтает? Каким бы  хотел быть?
 
— Знакомство с ролью — это как знакомство с человеком: не знаешь, где ты с ним на самом деле встретишься, — рассказывает актерскую кухню армавирская актриса. — Иногда ты четко понимаешь, как он выглядит, какими манерами обладает. А иногда персонаж управляет актером. И поворачивает сюжет в неожиданную плоскость. Определи какое-то действие персонажа, повтори его несколько раз. Посеешь привычку. Держись за привычку — посеешь характер. Вот человек хочет денег. Кто-то для этого пойдет работать, кто-то займет, кто-то пойдет грабить. Это и есть характер.
 
Как говорит моя партнерша по сцене, образ любого героя в спектакле — коллективное творчество. С одной стороны для работы над ролью актер вытаскивает свои опыт, переживания, с другой стороны старается воплотить задумку режиссера, который видит спектакль в целом.

Это, наверное, и есть внутренняя подвижность актера, о которой говорил Юрий Ковалев.

— Если у артиста она развита, то работать с ним легко. Если же человек внутренне заторможен, ему долго приходиться объяснять, показывать, в некотором смысле натаскивать на роль, — поясняет мне главный режиссер. — Приятно, когда ты подбрасываешь актеру идею, а он тут же воплощает ее, раскрашивая своими индивидуальными штрихами.

Кстати, роли в постановках распределяют, исходя их психофизики исполнителей.
В какой-то момент начинаю чувствовать себя себя элементом большого механизма.

1

Спектакль как ссора

Как говорит главный режиссер театра, спектакль оттачивается в среднем за 50 репетиций. Но если это серьезная драматургия — Островский, Чехов, Шекспир, то на подготовку уходит до 80 репетиций. 
У провинциального театра гораздо меньше зрителей, поэтому часто меняют репертуар. Если в больших городах спектакли идут по 5, 10, 20 лет, то в армавирском театре репертуар меняют в течение года. Спектакль, который дают три года — долгожитель. Зритель один и тот же — это преданные театралы. 
Из плюсов — небольшая труппа. Все актеры плотно заняты в спектаклях. Если в больших городах они годами ждут своих ролей, то у нас чаще ждут отдыха, потому что разноплановые роли выматывают эмоционально. Состояние после спектакля — это как будто ты два часа с кем-то ссорился.
 
Спрашиваю Жанну, а какую роль она мечтает сыграть.

— Об этом в молодости мечтала, — отвечает актриса. — Сейчас хочется сыграть непрожитые самой эмоций, то, чего у меня не было. 

Меня зацепила сцена, в которой девушки мечтают, что будут делать после войны. Все хотят остаться живыми и быть счастливыми. «Соловьиная ночь» — военная драма. Но оставляющая светлое послевкусие.

— Люди сегодня хотят светлых эмоций, ощущения доброты, — считает актриса Жанна Чекурова.
 
Обычно в репертуаре армавирского театра 16-18 спектаклей: классические постановки, комедии, водевили. Сейчас в театре дают 13 вечерних спектаклей и восемь сказок. В этом году за театральный сезон подготовят восемь премьер. До пандемии ставили в среднем 10-12 спектаклей. 

Вызвать нужную эмоцию

Утверждение, что актерство — легкое занятие, миф. Как говориться, испытано на себе.

— Выходя на публику, каждый раз чувствуешь себя школьником, отвечающим у доски, — делиться Жанна Чекурова. — Надо помнить о том, как выглядишь, не забыть текст, дать искреннюю эмоцию. У каждого актера в профессиональной практики было, когда умирал близкий человек, а надо идти на сцену и играть комедию. Но это и есть профессионализм — вызвать ту эмоцию, которая нужна, а не дать ту, которая проситься. В таких ситуациях я думаю, а если бы я попала в другой мир и вот в такую ситуацию, то чтобы сделала. Такой профессиональный прием.

Спрашиваю Жанну, а какую роль она мечтает сыграть.

— Об этом в молодости мечтала, — отвечает актриса. — Сейчас хочется сыграть непрожитые самой эмоций, то, чего у меня не было.
 
На вкус зрителя

Юрий Кузнецов считает, что театр должен формировать вкус у зрителя, но учитывая его интересы.
 
— Как говорил Георгий Товстоногов, нужно ставить спектакль на своей улице, — цитирует главный режиссер театра, тепло отзывающийся об армавирской публике. — Армавирские зрители доброжелательны, по хорошему наивны. Мне нравится армавирская публика.

«Соловьиную ночь» в театре готовили в прошлом году  ко Дню Победы. Но помешала пандемия. Теперь военную драму будут давать по два спектакля в день с 27 по 30 апреля.

Мои репетиции проходили в течение двух недель. Но в сумме на подготовку ушло три дня. Режиссер отметил, что достаточно глубоко погрузилась в роль и выполнила задачу, которую он поставил.

Анна Омельченко

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях