Тотально слепой студент рассказал, как адаптировался к обучению в университете и по какому принципу выбирает профессию

Тотально слепой студент рассказал, как адаптировался к обучению в университете и по какому принципу выбирает профессию

Константин Коняев — первый в Армавирском государственном педагогическом университете полностью незрячий студент.

 

Он очно учится на третьем курсе исторического факультета. Как отметили в вузе, пока опыта обучения совершенно невидящего человека и работы с ним у педагогов нет.

— До поступления Константина мы работали с разной степени функциональным нарушения зрения. Ежегодно в университет на разные факультеты и профили подготовки зачисляют студентов с различными нозологиями, — пояснили в АГПУ.

История вместо юриспруденции

По окончании университета парень получит специальность учителя истории и обществознания.

— На ЕГЭ набрал чуть больше 184 баллов. Планировал поступать на юрфак Северо-Кавказского федерального университета в Ставрополь. Но не прошел по конкурсу — не хватило двух баллов, — рассказал 22-летний парень. — Поэтому решил поступить на исторический факультет, выбрав специальность, наиболее близкую к юриспруденции. 

АГПУ Костя выбрал потому, что, во-первых, он ближе к дому — парень живет в хуторе Украинском Успенского района. Во-вторых, в армавирский вуз он прошел по баллам. Говорит, в дальнейшем все же планирует получить диплом юриста, но пока надо окончить университет.

— Если получится устроиться по специальности, то, может, и не буду поступать на юрфак, — говорит студент.

Впервые на ЕГЭ

Двенадцать лет Костя проучился в Армавирской школе-интернате для слепых и слабовидящих детей. Окончил ее с двумя четверками — остальными оценками в аттестате были пятерки. Профессионально занимался спортом — голболом и торболом. Не считая уроков физкультуры, с удовольствием посещал занятия по обществознанию, что, видимо, повлияло на выбор профессии. Хотя, как признается парень, профильный для поступления на юрфак предмет — историю он недоучил.

— Не думал, что придется сдавать историю, вот ее меньше всего и учил, — говорит Константин. — Поняв, что она понадобится для поступления, попытался выучить предмет за три недели. В итоге недобрал два балла.

С репетиторами будущий историк не занимался — хватило знаний, полученных в школе. К поступлению в университет готовился, параллельно занимаясь спортом, где его команда показывала серьезные результаты.

Подготовка к ЕГЭ далась сложно. Ученики класса, в котором учился Костя Коняев, — первые в школе, кто сдавал единый государственный экзамен. Поэтому никто не знал, в каком формате пройдут итоговые испытания для ребят, которые занимались по Брайлю, какой материал пришлют. Сложно было и морально — неизвестность всегда пугает.

— А вот на экзаменах совсем не волновался. Понял, что если знания есть, то справишься с любым ЕГЭ, — говорить парень.

Списать невозможно

Поступив в АГПУ, незрячий студент в первую очередь познакомился с преподавателями.

— Я подходил к ним, представлялся и объяснял, что имею проблемы со зрением. Спрашивал, как можно улучшить образовательный процесс, чтобы не доставлять им дискомфорта. Ведь до меня преподаватели не сталкивались с полностью незрячим студентом, — делится Коняев.

Ему пришлось изучать пространство вуза. Костя признается, что до сих пор полностью здание университета он не знает и передвигаться по нему свободно не может. Помогают одногруппники.

— Когда пары проводят на других факультетах или в других зданиях, добраться до места занятий мне помогают ребята, — поясняет студент истфака. — Есть у меня собака-поводырь — лабрадор Фенди. Недавно четвероногий питомец приболел, и мы его возим к ветеринарам. А так он постоянно ходит со мной.

Сейчас исторический факультет переехал в другой корпус. Поэтому Косте заново приходится осваиваться в новом пространстве.

Лекции незрячий студент по старинке записывает в тетрадь по методу Брайля. Старается писать быстро и содержание конспектировать кратко.

— Диктофоном не пользуюсь. Не вижу смысла. Потому что потом лекции снова нужно переслушивать и все равно записывать, — объясняет парень.

После пар он возвращается в общежитие, где делает домашнее задание. Но сейчас Костя занимается в формате свободных посещений и живет дома. В университет приезжает только сдавать зачеты и экзамены. Но в ближайшее время планирует снова посещать занятия.

Дома на его рабочем столе лежат тетради, ручки и стоит ноутбук. Книг нет, потому что незрячему сложно найти учебники.

— Нужную информацию в основном ищу в Интернете. Если требуется что-то написать, то пишу по Брайлю. Есть специальные программы, которые озвучивают текст, — рассказывает Константин.

Больше всего третьекурснику нравятся вспомогательные исторические дисциплины. Он много нового узнал о нумизматике, геральдике.

К сессии парень готовится, как и все студенты. Берет примерный список экзаменационных вопросов и учит ответы.

— Списать я не смогу, даже если захочу. Тогда мне придется притащить тетрадей 40 с собой, — смеется Костя.

В его зачетке стоят только «хорошо» и «отлично».

Сложности непонимания

Одной из сложностей адаптации в университете он назвал поиск общего языка с одногруппниками.

— У меня полностью отсутствует зрение, я тотально слепой. И ребята, естественно, не понимали, как общаться с человеком, имеющим инвалидность, — пояснил третьекурсник. — Я вроде бы общительный, но кто-то стеснялся подходить, кто-то опасался, кто-то боялся обидеть меня. И сначала никто не подходил знакомиться. Но постепенно мы перезнакомились.

Отношения с однокурсниками, многие из которых стали друзьями, выстроились за полгода. Произошло это спонтанно. В один момент незрячий Костя и ребята начали общаться. Особенный студент подружился не только с парнями, но и с девчатами.

Когда он учился в школе, был очень активным — занимался музыкой, спортом. В университете же пока успевает только учиться.

Кем смог бы

Костя пока не знает, будет ли работать по специальности.

— Мне будет очень сложно устроиться на работу, — понимает он. — Не всегда в школы берут инвалидов по зрению, тем более тотальников. Для такого специалиста нужно еще нанимать ассистента, которому тоже придется платить. Если получу юридическое образование, то в юриспруденции тоже не везде смогу работать. Теоретически могу быть адвокатом или заниматься гражданским правом. Если не устроюсь по специальности, то стану искать другую работу. Не зря же пять лет отучусь. В моем случае в выборе профессии стоит проблема не кем бы я хотел работать, а кем бы смог и кем бы взяли.

Свою alma mater парень считает доступной для студентов с инвалидностью. Университет оборудован специальным оснащением для инклюзивного образования. Но убежден, что если в вузах будет учиться большое количество людей с ограниченными возможностями здоровья, то это окажется сложным для преподавателей — придется разрабатывать новую для них форму обучения. А вот два-три человека в группе с ограничениями по здоровью — вполне приемлемо.

— У нас много говорят об инклюзивном образовании, но детям-инвалидам морально сложно преодолеть обучение в начальных классах. У них еще не сформирована устойчивая психика, — рассуждает Константин Коняев. — Если говорить о совместном обучении полностью незрячих и зрячих, то нужно учитывать разные подходы к преподаванию. В классе понадобятся два педагога: один будет учить по Брайлю, другой — традиционно. Для начальной школы это сложно. Возможно, это исполнимо в средних и старших классах, но опять же по предметам, имеющим второстепенный статус или преподаваемым в формате лекций: истории, обществознанию. А вот алгебре, географии точно нужно обучать отдельно.

Анна Омельченко
фото: предоставлено Константином Коняевым.

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях