Александра Куценко: «Дети научили меня плакать»

Александра Куценко: «Дети научили меня плакать»

В единственной в России музыкальной школе для слепых и слабовидящих детей учатся 335 ребят. Из них — 84 инвалидов по зрению. Но скидку на то, что ты слабовидящий или слепой, в школе не делают и требуют со всех одинаково строго. Как показывает многолетний опыт директора школы Александры Куценко, такой подход позволяет добиваться ее выпускникам блестящих результатов, поступать в престижные музыкальные учреждения страны и гастролировать по миру.

 

В интервью «АС» Александра Куценко рассказала, почему классическое музыкальное образование ценится среди молодых родителей, за счет чего армавирские музыканты выигрывают престижные конкурсы и какой музыкальный сюрприз готовят в школе к детскому празднику.

— Вы с детства хотели связать свою профессиональную жизнь с искусством?

— Хотела стать хирургом. С подружками поехала в Читу поступать в мединститут, но не сложилось. Я была активисткой в пионерской дружине и комсомольской организации. Культурно-массовая работа меня серьезно увлекла, и мечтать о профессии врача вскоре перестала. Через год я поступила в училище культуры, затем — в Восточно-сибирский государственный институт культуры.

— Говорят, хороший руководитель получается из того, кто прошел все профессиональные ступени. А с чего начинался ваш профессиональный путь?

— Отучившись в вузе, отправилась работать по направлению на Крайний Север режиссером народного театра. Было интересно, но судьба повернула в другую сторону. Будучи редактором детской радиопередачи летала в город Мирный, Улан-Удэ, закупая там огромное количество пластинок с детскими произведениями. Был опыт работы в местной газете.

В Армавире начинала в должности старшего методиста Городского Дворца культуры под началом опытного руководителя отдела культуры горисполкома Александра Гончара. Я курировала работу профсоюзных клубов предприятий города. Самым масштабным мероприятием был музыкальный фестиваль «Кубанская музыкальная весна», проводимый в горпарке. В летней эстраде соревновались коллективы заводов, комбинатов. Яблоку негде было упасть. Потом меня пригласили заведующей отдела культуры Кировского крайисполкома г. Армавира. Когда понадобился руководитель в новую музыкальную школу, перевели сюда.

— Как вам кажется, снизилась ли популярность классического музыкального образования за последние 10-15 лет?

— В нашей школе нет. Выпускники приводят к нам своих детей со словами, что хотят учить их именно в ней. У нас же чисто классическое музыкальное образование. А классическое образование — это фундамент для профессионального музыканта. Потом можно выбирать эстраду, джаз, фольклор — все, что хочется.

Но у ребят сейчас очень мало времени. Им надо успеть в бассейн, на танцы, на дополнительные занятия. Ребенок только вынырнет из одной школы, уже надо идти в другую, вынырнет из нее — пора собираться на спортивную секцию. И совсем нет времени побыть наедине со своими чувствами, на театр, чтобы посмотреть сказку и поразмышлять над ней. Недавно дети ездили в Краснодар на сказку-мюзикл «Буратино». Они были в восторге от обстановки, самого спектакля. Пока свежи впечатления, готовим к 1 июня мюзикл «Муха-Цокатуха». Кто-то из ребят споет полкуплета, кто-то продекламирует, но в сказке сыграют все. Они уже проштудировали Чуковского, послушали созданную по его произведению оперу.

— На каких инструментах можно научиться играть у вас?

— В школе есть три отделения. Большое отделение народных и ударных инструментов, где учатся играть на баяне, аккордеоне, домре, балалайке, гитаре и ударных. Есть фортепьянное отделение и хоровое. Причем, хор посещают все дети независимо от того, какое музыкальное направление они выбрали. И никто не пропускает занятия.

— В каких престижных музыкальных конкурсах участвуют ваши ученики?

— Сейчас много коммерческих творческих конкурсов. Когда уплачен оргвзнос, понятно, что взамен обязательно дадут диплом. Иначе в следующий раз вы не придете и не принесете свои деньги. И на таких конкурсах, чтобы стать победителем, надо готовиться к ним. Это тоже неплохо. Но мы в них не участвуем.

Когда видим, что юный музыкант готов заявить о себе на серьезном конкурсе, подаем заявку. Это международные конкурсы юных исполнителей со сложной насыщенной программой. В первом туре надо сыграть четыре произведения, во втором — пять и в третьем — столько же, в том числе и с оркестром. Когда Олег Аккуратов выступил с оркестром в последнем туре на международном конкурсе пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко, зал встал.

Но было время, когда приходилось переламывать сложившуюся тенденцию, что дети с ограничениями здоровья должны участвовать только в конкурсах для инвалидов. На Дельфийских играх в крае наши ребята победили. А при формировании краевой команды их не включили из-за того, что они незрячие. И я при поддержке и помощи управления культуры Краснодарского края отстояла ребят. В итоге на российских соревнованиях у нашей школы было «золото». Поэтому когда позже спрашивали, а как на конкурсе оценивать ваших ребят, я делала удивленное лицо: мол, не понимаю, о чем вы говорите. Оценивайте, как всех.

Но это сейчас спокойно об этом рассказываю. А тогда переживала, анализировала, правильно ли поступаю. Может, нашим ребятам действительно нужны исключительно свои конкурсы с уменьшенной программой из трех произведений? Но время показало, что они отлично справляются. И ни у кого сейчас не возникает вопроса, как их оценивать.

— Кто из ваших выпускников добился значительных успехов?

— Учатся и закончили учебные заведения музыкального искусства по всей стране 42 наших выпускника. В пример своим воспитанникам ставим Олега Аккуратова, пианистку Арину Переладову, которые на фестивале «Шаг навстречу» играют с оркестром филармонии в Санкт-Петербурге. Сейчас Арина — студентка Российской специализированной государственной академии искусства по классу фортепиано. Гастролирует по миру Заслуженная артистка Адыгеи Нафсет Чениб. Тотально слепая девочка Ольга Грачева закончила курское училище для незрячих, воронежский институт на общих основаниях. Сейчас преподает в музыкальной школе по классу фортепьяно в Санкт-Петербурге. Олеся Гринько работает старшим преподавателем кафедры музыки и театра в Московской академии искусства. Услышать голос Ольги Козловой можно в московской оперетте, где она — ведущая солистка.

— Следите за успехами Олега Аккуратова?

— Конечно. Олега Аккуратова растили не только в нашей школе. В него много вложили и город, и край. На его пути не встретилось ни одного плохого человека. Все ему помогали развиваться и становиться профессионалом.

В Армавире работала целевая программа творческого развития одаренных детей, участником которой и был Олег. Благодаря ей он побывал на мастер-классах с профессорами и их ассистентами в разных городах России и мира. Олег много работает с известным саксофонистом Игорем Бутманом, с которым я встретилась на 30-летнем юбилее Олега Аккуратова. Было приятно услышать от великого мастера благодарность, что в нашей школе растят таланты.

1

— Исходя из каких критериев подбираете преподавателей?

— Это должен быть профессионал, которому нравится работать с детьми. Но он должен уметь всесторонне оценивать ребят и строить индивидуальные занятия с каждым воспитанником.

— А какие способы используют педагоги, чтобы заинтересовать ребят музыкой, как говорится, посадить за инструмент?

— Если глаза горят у педагога, то и ребенку будет интересно заниматься.

— Есть в школе необходимость обновления оборудования или учреждение оснащено полностью?

— Содержание школ искусств отрасли культуры — нелегкая задача. Но и муниципальная, и краевая власти уделяют им много внимания. Запомнила слова преподавателя, что для незрячих детей слышать неисправный инструмент все равно, что звук камня по стеклу. Ведь у таких ребят слух развит исключительно. И я всегда слежу, чтобы инструменты, а они у нас высокого качества, были в полном порядке, их вовремя настраивали, ремонтировали.

Когда началась пандемия, школе были выделены средства на покупку средств индивидуальной защиты, антисептиков и рецеркуляторов. Ими оснащены все кабинеты. В этом году министерство культуры выделило средства на приобретение школьного автобуса, автомобиля, музыкальных инструментов, на обеспечение пожарной и антитеррористической безопасности. Наше образовательное учреждение включено на следующий год в нацпроект. Запланировали приобрести рояли, технические средства обучения, мебель для учеников и учебную литературу.

— Какой день или праздник, может, традиционный концерт — самый волнительный для вас?

— Концерт в Краснодарской филармонии имени Григория Пономаренко, на сцене которой состоялась презентация нашей школы. А также благотворительные концерты, который по традиции всегда проходили весной. Их проводили в ГДК, театре. Мы приглашали ведущих артистов страны, что служило для ребят большим стимулом учиться дальше. Зал аплодировал Руслану Федотову, который сейчас учится в московской академии по классу домры, когда-то он играл с оркестром «Виртуозы Кубани». И Олесе Гринько, выступившей с камерным оркестром Санкт-Петербургского музыкального колледжа им. Римского-Корсаково.

— Ваш любимый музыкальный инструмент?

— Виолончель и фортепьяно. Часто слушаю симфонический оркестр в записи, джаз. А вот современную российскую эстраду не слушаю. Когда бываю в больших городах, стараюсь посещать театры. Однажды в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко купила единственный в кассе билет на неудобное место. Пришлось весь спектакль стоять у колонны. Но поверьте, это мне не помешало получить удовольствие от театральной постановки.

— Вы были депутатом городской Думы нескольких созывов. Какие решения, связанные с развитием культурной жизни города, принимали в качестве парламентария?

— Это были целевые программы по творческому развитию одаренных детей в нашем городе, приобретению инструментов для школ искусств.

— Чему вас научили дети?

— Плакать. Но это слезы радости. Сердце любого преподавателя дрогнет при виде первоклашки в белой рубашке с черной бабочкой, который переживает, что получит на экзамене четверку.

Екатерина Решетникова
фото: Александра Ковязина.

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях