Армавирский историк Владимир Шнайдер составил генеалогическое древо своей семьи по лютеранским метрическим книгам

Армавирский историк Владимир Шнайдер составил генеалогическое древо своей семьи по лютеранским метрическим книгам

Профессор кафедры всеобщей и отечественной истории АГПУ Владимир Шнайдер около 20 лет изучает метрические книги лютеранского молитвенного дома в Армавире.

 

Исследователь рассказал, какие сведения они хранят, и поделился опытом изучения генеалогии, основываясь на дореволюционных церковных книгах.

Церковные книги

О существовании метрических книг лютеранского молитвенного дома Владимир Шнайдер узнал в начале 2000-х годов от сотрудников архивного отдела администрации города. А в 2004 году издал первую монографию на эту тему «Немецкие книги армавирского архивного отдела как исторический источник». По ним можно воссоздать генеалогическое древо семьи.

— У людей разные мотивы для изучения генеалогии, — считает историк. — В основном это желание получше узнать историю семьи. Но иногда родословную изучают для практических целей, например, чтобы доказать этническую принадлежность. Для этого используют и метрические книги. В последнее десятилетие благодаря развитию цифровых технологий и интернета у россиян появилось больше возможностей узнать родословную.

По словам исследователя, самая старая метрическая книга лютеранского молитвенного дома, хранящаяся в архивном отделе администрации города, датируется 1889 годом. В конце XIX века в селе только формировалась лютеранская община. Последние же сведения датируются 1924 годом в одной из метрических книг записей о рождении.

— Метрические книги дают много информации. Хотя книг лютеранского молитвенного дома в Армавире меньше, чем православных или армяно-григорианских. В городском архиве хранятся 10 томов метрических книг лютеран, — рассказывает историк. — Два года их заполняли на немецком языке, затем стали вести на русском. На двух языках писали только имена и фамилии.

О гражданском состоянии

В своей статье «Церковные метрические книги как источник по изучению генеалогии» Владимир Шнайдер пишет, что в лютеранских метрических книгах по рождению (крещению) приводили подробную информацию. В них указывали не только день, но и час рождения. Записывали дату крещения, имена младенца, родителей, крестных или восприемников. По ним можно собрать информацию не только о круге ближайших родственников, но и друзей, знакомых семьи. А из сведений о сословной принадлежности можно узнать, откуда эти люди прибыли в Армавир.

— Практически все немецкие семьи в городе были переселенцами. И в метрических книгах писали, например, «мещанин города Пятигорска». Есть и более подробные сведения с указанием села, волости, уезда и губернии, — пояснил Владимир Шнайдер.

В книги записей о венчании вносили имена и возраст молодоженов. Указывали дату оглашения вступления в брак и того, кто совершал обряд венчания.

— Здесь есть информация об их родителях. Обязательно записывали девичьи фамилии матерей жениха и невесты, что расширяет круг поисков и может дать новые сведения, — рассказывает историк.

Рубеж смерти

В той же статье Владимир Шнайдер отмечает, что подход к регистрации факта смерти тоже был скрупулезным и подробным. Заполняли графы с именем, полом, возрастом и местом рождения человека. Отмечали его семейное положение и сословную принадлежность, причину смерти. Обязательно указывали дату и время смерти и погребения. В некоторых случаях подсчитывали продолжительность жизни с точностью до дня, например, «5 лет, 11 месяцев, 15 дней». Вписывали имена и фамилии родителей.

— При изучении метрических книг о смерти лютеранского молитвенного дома для меня шокирующим открытием стало, что большинство записанных – дети. Возраст половины из них не достигал даже года, — поделился исследователь. — По моим подсчетам, в Армавире с 1890 по 1918 годы смертность среди детей до одного года достигала 30 процентов. А пятилетний рубеж удалось преодолеть менее чем 40 процентам детей, родившихся в селе.

1

Немецкое звучание

— Благодаря метрическим книгам мы знаем наиболее распространенные в семьях армавирских лютеран имена. Девочек чаще называли Екатеринами, Елизаветами и Амалиями. Среди мальчиков лидировали имена Иоганн, Карл, Фридрих и Вильгельм, — делится историк.

Владимир Шнайдер составил таблицу немецких имен и их русских аналогов. Порой они звучат совершенно по-разному, что сбивает с толку. С этим столкнулся и сам исследователь, изучая генеалогию своей семьи.

— Я нашел запись, напоминающую информацию о рождении моего деда. Были схожи имя, фамилия и дата рождения. Но не совпадали имена родителей. Моего деда звали Александр Андреевич, а прабабушку – Мария Яковлевна. В книге же его матерью значилась не Мария, а Амалия. Отцом дедушки был записан не Андрей, а Гейнрих, — рассказал Владимир Шнайдер.

Тогда он заметил, что ни разу не встретил в метриках имя Андрей и предположил, что это имя стало русифицированным вариантом какого-то немецкого. Проведя анализ, историк понял, что немецкое произношение имени Гейнрих ближе к французскому Анри, то есть Андрею, чем к привычному для россиян английскому Генрих. Методом генеалогической аналитики историк определил и имя прабабушки: немецкое Амалия и русифицированное Мария.

В таблице, составленной Владимиром Шнайдером, есть соотношение немецких и российских имен. Например, Иоганн – Иван, Беньямин – Вениамин, Фридрих – Федор, Георг – Егор/Георгий. На основе метрических книг историк составил генеалогический справочник из более 1 000 фамилий немцев, некогда проживавших в Армавире.

Поиск в трех странах

Владимир Шнайдер составил генеалогическое древо своей семьи до пятого поколения.

— Я знаю точную информацию о своих предках до прапрадедушек и прапрабабушек. А дальше сведения почти у всех семей будут носить только предположительный характер по причине разрозненности источников и недостатка информации, — поясняет ученый. — Исключением могут быть семьи потомков известных в прошлом личностей, сведения о которых сохранились в разных источниках и даже в научной литературе.

Но в практике исследователя был случай, когда человеку удалось отыскать достоверные сведения о предках, живших в конце XVIII века. Прочитав одну из книг Владимира Шнайдера, к нему обратился немец, уехавший из Казахстана в Германию. Он рассказал, что его отец до 1941 года жил в Армавире, а затем был сослан в Казахстан. Попросил историка найти информацию в метрических книгах.

— Обратившийся ко мне мужчина проделал большую работу по изучению записей архивов Казахстана. Я помог ему с метрическими книгами армавирского лютеранского молитвенного дома. Дальнейший поиск информации привел его в архивы католических костелов Польши. Ему пришлось делать запросы в архивы, расположенные на территории бывших немецких земель, теперь входящих в состав Польши, — говорит историк.

По семейным преданиям

Опыт изучения метрических книг Владимир Шнайдер в качестве примера использует на занятиях со студентами. Пишет об этом научные книги и статьи. Но, по его словам, метрические книги – не единственный источник информации для составления семейного древа. Некоторые источники могут быть не связаны с генеалогией. Например, интересуясь вопросом, куда из Армавира в 1941 году выслали немцев, исследователь нашел много информации на сайте международной организации «Мемориал». Полезными для восстановления генеалогического древа могут оказаться архивы, где хранятся купчие – документы, удостоверяющие право собственности на недвижимость.

Начать составление генеалогии своей семьи Владимир Шнайдер советует с подробной записи рассказов старших родственников. У них следует узнать как можно больше подробностей, даже если они кажутся незначительными, все семейные предания. После этого следует обращаться в архивы города или архив ЗАГСа.

— Но надо составить точные вопросы и определиться, что именно вы хотите узнать, — рекомендует Владимир Шнайдер. — Полезными окажутся генеалогические сайты и форумы, где не бойтесь задавать вопросы. Есть энтузиасты, готовые бесплатно помочь вам и посоветовать. Полученная информация подскажет, в каком направлении искать дальше.

Снежана Годлевская
фото: предоставлено Владимиром Шнайдером.

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях