В спектакле о Великой Отечественной войне «Соловьиная ночь» актрисы выступали в платьях 30-40-х годов прошлого века. Их городскому театру драмы и комедии подарила армавирская пенсионерка.
Платья из 1940-х
Военная драма пользуется популярностью у армавирских театралов. Погружаясь в атмосферу военного лихолетья, зрители следят за игрой актеров. Для спектакля специально сшили новые костюмы, соответствующие эпохе. Но три платья, которые используют в постановке, - первоклассный винтаж. Как сообщила Ольга Терехова, платья сшиты в конце 30-х годов прошлого века. Об этом свидетельствуют характерные для того времени рюшечки и оборочки и прямые юбки.
Эти ретро-платья передала в дар театру пожилая горожанка. Шесть лет назад армавирская пенсионерка позвонила и сказала, что хочет отдать сохранившиеся с довоенного времени предметы гардероба. Дома у нее стоял сундук мамы со старыми платьями. Выбрасывать их женщина не хотела и была рада, если наряды появятся на театральных подмостках.
- К нам нередко обращаются с такими предложениями, - отметила заведующая пошивочно-костюмерным цехом театра Ольга Терехова. - Отдают не только старые костюмы, но и современные. Но не все наряды подходят. Мы не можем взять платья с дырочками. Если актеры будут выходить на сцену в костюмах с заплатами, это неэстетично.
В сундуке армавирской пенсионерки платьев оказалось много. Но не все из них сохранились до наших дней в хорошем состоянии. Поэтому от некоторых пришлось отказаться – отреставрировать их уже нельзя.
Из креп-жоржета
Сшиты платья из креп-жоржета.
- Ткань вошла в моду в начала 20-х годов прошлого века. Тогда из креп-жоржета шили платья, летние юбки, блузы. Этот материал придавал образу некую воздушность и романтичность. Но основное преимущество креп-жоржета — его натуральный состав, - пояснила Ольга Терехова. – Наверняка в свое время эти платья стоили недешево.
Поверхность креп-жоржета слегка шершавая, что ощущается при прикосновении. Шероховатость создается за счет использования нитей специальной усиленной крутки. Она придает текстилю характерный блеск, плотность и упругость. Внешне ткань кажется довольно рыхлой, но это лишь визуальный эффект, который создают креповые узелки. При этом сама материя остается полупрозрачной. Наряды из качественного креп-жоржета носили очень долго - способ изготовления придавал материи прочность и упругость.
«Сажают» костюм
Мало кто представляет работу театральных костюмеров, а ведь их цех — настоящая экспериментальная лаборатория со своей особенной атмосферой. После каждого спектакля мужские рубашки отправляют в стирку. Некоторые костюмы приходится стирать не в стиральных машинках, а в ручную. Иногда сценические костюмы отвозят в химчистку.
Каждый костюм на артиста «сажают» - так в театре называют подгонку наряда под фигуру конкретного исполнителя роли.
- Мы оформляем вытачки, в некоторых местах распарываем костюм, перекраиваем горловину - в общем, делаем все, чтобы наряд выглядел так, как хочет художник по костюмам, - уточнила Ольга Терехова.
Перед тем как перекроить платье, с артиста снимают мерки и раскраивают костюм. Примеряют его на актера и только потом «подгоняют» по фигуре.
В армавирском театре создан большой гардероб сценических костюмов. Некоторые используются в нескольких спектаклях, какие-то могут лет десять провисеть на вешалке на складе. В пошивочно-костюмерном цехе наряды преображают: пришивают рюшечки, бантики, оборочки. Иногда элементы декора одного платья пришивают на другое платье. После этого только самые преданные и внимательные поклонники театра могут узнать костюм, который уже «играл» в другой постановке.
Как отметила Ольга Терехова, в стенах армавирского храма Мельпомены нет одноразовых вещей, которые после одного спектакля отправляют на «пенсию». Списывают только те костюмы, которые совершенно не пригодны для использования.
- Мы не стали перешивать или усовершенствовать платья, которые используем в спектакле «Соловьиная ночь». Наряды, переданные театру в дар жительницей Армавира, на сцене предстают в своем первоначальном виде, - пояснила Ольга Терехова. – Мы только «посадили» платья на фигуры наших актрис.
Одно и то же платье костюмеры могут перешивать бесконечное число раз. Как рассказала Ольга Терехова, проще сделать из большего костюма меньший. А вот нарастить платью маленького размера дополнительный объем гораздо сложнее.