Таня знает
Почему одни специалисты в соцработниках не задерживаются, а другие трудятся десятилетиями? Сотрудник отделения № 5 Армавирского комплексного центра социального обслуживания населения Татьяна Койпиш считает, что эта профессия требует не только навыков обслуживания больных и немощных, выносливости и терпения, но и большого сердца и душевной теплоты. Такие люди своих подопечных считают не клиентами, а родными. А семью бросить трудно.
Забота сверхурочно
В соцработники Татьяна Койпиш попала 17 лет назад благодаря знакомым, когда ее семья переехала в Армавир из Владивостока.
— Мы с мужем были военнослужащими. Когда он вышел в отставку, я тоже решила уволиться, — вспоминает женщина. — Решили переехать в этот замечательный южный городок. Супругу понравилось не только его географическое расположение и теплый климат, но и то, что Армавир — промышленный город. Легче найти работу не только нам, но и детям. Здесь они могли получить хорошее образование.
Официально рабочий день Татьяны длится с 8 до 17 часов. Но нередко она задерживается «сверхурочно». Или на час-полтора раньше приходит на работу, потому что нужно сопроводить дедушку или бабушку в поликлинику сдать анализы.
— Если человеку очень плохо, а у меня рабочий день закончился, не брошу же его? — удивляется Татьяна.
— Пока не окажу первую помощь, не дождусь «скорую», родственников, не ухожу. На днях помогала бабушке оформить госпитализацию. Мы приехали в больницу в 16 часов. Вышла я из медучреждения в полвосьмого вечера. Определив подопечную, сообщила родственникам.
Рабочий день Татьяна Койпиш начинает с Черемушек. Там у нее проживают два человека. Потом пешком идет до микрорайона Родина, где обслуживает еще двух подопечных. От них едет в центр, чтобы навестить еще двух старичков. Оттуда маршрут лежит в район Мясокомбината.
Банный день
Татьяна обслуживает 12 человек. Все они старше 80 лет. Почти каждый страдает головокружениями, слабостью. Они не могут без посторонней помощи обслужить себя.
— Каждую пятницу у нас банный день, — рассказывает Татьяна. — Я помогаю своим бабушкам и дедушкам забраться в ванну, помыться, поменять постель. Многим из них тяжело стоять у плиты, поэтому готовлю и завтраки, и обеды, иногда ужины: варю борщи и супы, кашки, оладушки жарю.
На днях у соцработника появилась лежачая бабушка. Ей ампутировали ногу. Теперь ее выписали из больницы, и Таня решает, каждый день приходить к ней или, как обычно, два раза в неделю. Вместе с подопечными она определяет дни, по которым будет их навещать: в понедельник и четверг или во вторник и пятницу.
— Есть клиенты, к которым хожу пять раз в неделю. Таких подопечных у нас называются пятиразовыми. Это бабушки и дедушки, которые не могут самостоятельно кушать, — делится армавирский соцработник. — Прихожу в определенное время, разогреваю им еду, кормлю, убираю, иногда меняю памперсы.
Одиноко проживающие
В каждое посещение Татьяна приносит продукты. Приобретает лекарства. Два раза в месяц покупает промышленные товары. Каждую неделю делает влажную уборку. В список ее услуг входит оплата коммунальных услуг.
— Если есть задолженность, иду в ту или иную службу и выясняю, — делится женщина.
В договорах с клиентами прописаны услуги, которыми они пользуются. Но случается, что когда человека брали на обслуживание, он был еще крепеньким, а со временем сильно ослаб.
— Когда прихожу и вижу, что он голодный и не может приготовить себе поесть, ну как могу оставить человека голодным, даже если по договору не обязана этого делать? — спрашивает Татьяна.
— Но главная услуга соцработника, считает она, — поговорить по душам.
— Старичкам больше всего не хватает общения. Они мне рассказывают о своем: жалуются, радуются, поплачут, посетуют. Я тоже делюсь своим, — поясняет женщина.
Совсем одиноких подопечных у Татьяны нет. В основном это одиноко проживающие люди.
— У них родственники либо живут далеко, либо у них нет возможности часто навещать стариков. У некоторых дети в Армавире живут, но работают, не могут постоянно сидеть с ними, — говорит она.
На мировую с родственниками
С 92-летней Марией Леонтьевной Белоусовой Татьяна работает 17 лет.
— Она пришла вместе со мной. Первый день моей работы был первым днем ее взаимодействия с соцслужбой, — делится Татьяна Койпиш. — Мы с ней прошли и радости, и печали. Ухожу — она скучает, когда лежит в больнице, всегда приезжаю. Золотой человек. Ее все устраивает, ничего не раздражает.
Часто, когда Татьяна задерживается у кого-то из подопечных, другие начинают звонить, мол, где ходишь, я тут голодный сижу. Волнуются, иногда впадают в панику, дескать, что мы будем делать, если Таня не придет.
— Привыкаем мы друг к другу, меня они воспринимают не как соцработника, а как родного человека, поэтому и ругаются, — отмечает армавирка. — Звоню им и в выходные, и в праздники. Иногда кажется, что знаю о них больше, чем их дети. Была у меня бабушка, дети которой жили в Москве. Когда они приезжали в Армавир, то все вопросы решали через меня. Звонят и говорят: «Таня, приди. Она нас не хочет слушать и твердит: «А Таня сказала, что так не надо делать, а она знает». И только когда поговоришь с бабушкой, она идет на «мировую» с родственниками.
Душепопечитель
Татьяна давно вывела простое правило, как избежать конфликтов с подопечными.
— В спорной ситуации нужно уступить. Пожилой человек у нас всегда прав. Уже потом, когда он успокоится, могу сказать: «А вот тогда вы все-таки немножко были не правы. Надо было вот так сделать», — рекомендует соцработник.
Таня никогда не обижается на своих бабушек и дедушек. Говорит, придет, посмотрит на подопечного, ну нет у него настроения, и старается в этот день много не расспрашивать. Может, у человека что-то болит, что-то его тревожит или кто-то обидел.
— Потом все равно поделятся, выговорятся. Расскажут и добавят: «Ой, как полегчало», — говорит соцработник. — Я у них как душепопечитель.
У Тани взрослые дети. Но у нее всегда хватало времени на семью.
— Когда прихожу домой с работы, каждому уделю внимание, — объясняет она. — Не знаю, как это получается. Но любви на всех хватает.
Анна ОМЕЛЬЧЕНКО
Главной услугой для своих 12 подопечных соцработник Татьяна Койпиш считает разговоры по душам. Фото Александра Ковязина.