До конца лета в Армавирском краеведческом музее работает выставка «Такое разное детство». На ней посетители могут увидеть игрушки XIX, XX и XXI веков и узнать, во что и как играли разные поколения армавирских детей.
Лапоть и куклы
Представленные игрушки XIX века — новоделы, выполненные по канонам тех лет. Как говорит научный сотрудник музея Алена Хрипченко, до нашего времени дошли многие технологии их изготовления.
— В девятнадцатом столетии игрушки делали своими руками из дерева или обрезков ткани. Например, обереговую куклу «Травница» детям шили из оставшихся кусков ткани. Внутрь помещали лекарственные растения, — рассказала Алена. — В нашей музейной кукле лежат мята и чабрец. Раньше не было лекарств, и таким образом детей, соприкасавшихся с «целебной» игрушкой, лечили от простудных заболеваний.
За стеклянными витринами можно увидеть традиционные русские матрешки, глиняные свистульки и знаменитые богородские игрушки. Богородская резьба — русский промысел по изготовлению резных игрушек и скульптур из мягких пород дерева. Такие изделия обычно не расписывали красками.
— У нас есть богородская игрушка «Кузнецы». Она подвижная: при раздвигании нижних планок медведь и кузнец начинают стучать молоточками по наковальне, — отметила научный сотрудник музея. — А игрушка «Медведь за компьютером» — это осовремененный вариант. В позапрошлом веке медведя обычно вырезали с балалайкой в лапах. Под подставкой игрушки висит небольшой деревянный шар. Если его аккуратно тянуть вниз, медведь застучит по клавиатуре. Есть у нас богородская игрушка «Дед и баба за столом», которой четверть века. Нам ее передал армавирский мастер Юрий Чепуренко.
Среди игрушек XIX века можно увидеть и предметы быта. Это объясняется тем, что детство у многих ребятишек тогда было трудовым. С пяти лет они следили за домашним хозяйством. Мальчики к 12 годам умели плести лапти — они тоже есть в экспозиции. Девочки вышивали и ткали. Поэтому в музее выставлена прялка.
— Такими игрушками играли в основном крестьянские дети. Дворянам были доступны более дорогие. Например, фарфоровые куклы, — добавила Алена Хрипченко. — Мы показываем их посетителям, но это новоделы, максимально приближенные к игрушкам дворянских детей XIX века. Обычно к куклам прилагались различные аксессуары: коляски, мебель, одежда. Мальчики играли с оловянными солдатиками.
Посетители выставки могут посмотреть детские фотографии, сделанные в конце XIX-начале XX веков в разных уголках России.
Фото Александра Ковязина.
Медведи из СССР
Старая немецкая кукла на фоне красного знамени с серпом и молотом открывает экспозицию XX века. Игрушка изготовлена в начале прошлого века. По словам Алены Хрипченко, вероятно, кукла «пережила» Первую мировую или Гражданскую войну. Тело у нее тряпичное, а чуть поврежденная голова сделана из папье-маше. Рядом стоит старая немецкая железная кроватка для куклы, выкрашенная в голубой цвет и кое-где покрытая ржавчиной.
— В Советском Союзе больше внимания стали уделять обучению и воспитанию детей. Тогда функционировали детские и молодежные организации октябрят, пионеров, комсомольцев. В музее хранится пионерский красно-белый барабан с палочками, висят плакаты с назиданиями, — пояснила научный сотрудник.
На старом столе 1950-х годов лежат альбом филателиста, заполненный марками, прибор для выжигания и деревянные гравюры. На фоне плюшевого ковра стоит этажерка с советскими школьными учебниками.
— Для выставки достали из фондов мечту многих советских детей — старого плюшевого медведя. А коллекция «Куклы народов мира» выпускалась небольшим тиражом к 60-летию СССР. У нас есть кукла-цыганка, кукла-кубинка и кукла-грузинка, одетые в национальные костюмы, — рассказала Алена Хрипченко. — Выставлены два фильмоскопа. Люди старшего поколения помнят, как с их помощью изображение отражалось на экране-простыне, которую вешали на стену. Есть пленки диафильмов «Слон Бэби», «Былина об Илье Муромце», пушкинская «Сказка о царе Салтане».
В игрушках прошлого столетия прослеживаются и литературные мотивы. Шарнирная кукла «Незнайка» в большой шляпе изготовлена в 1980-х годах по мотивам сказок Николая Носова. На выставке представлены популярные бумажные куклы Ваня и Аня, у которых есть сменная одежда. Изготавливали их в Латвии на заводе «Страуме», который также выпускал стиральные и посудомоечные машины.
В музее можно попробовать решить советские головоломки. Есть здесь и знаменитые «Пятнашки».
Детство на Урицкого
Бывший руководитель духового оркестра городского Дворца культуры Валерий Кондратенко родился через пять лет после окончания войны. Его мама шесть дней в неделю работала на заводе «Армалит», поэтому он вместе с другими босоногими мальчишками с утра до вечера бегал на улице.
— Я вырос на Урицкого. Среди развлечений были игры «Чижик» и «Клюка». Гоняли ручками из проволоки колеса от старых тележек и детских колясок или обручи от бочек. В футбол играли сначала тряпичными мячами, потом — резиновыми. Во дворах компаниями собирались за лото. Сами бочонкам давали названия, например, 22 — ути-ути, 33 — голодовка, 45 — год проклятый, — рассказал армавирец.
А когда мама получала аванс или зарплату, вместе с маленьким Валерой в воскресенье шла в центр города. Сын качался на качелях и ел мороженое.
— Иногда мороженое или конфеты мне приносила старшая сестра. Так она благодарила за то, что натирал для нее красный кирпич. Перемешивая эту пыль с маслами, она использовала ее вместо румян, — вспоминает Валерий Кондратенко.
В семь лет он пошел в школу и полюбил чтение. При этом книги из списка литературы на лето читали почти все советские школьники. Брали их в библиотеках, некоторые обменивались имеющимися дома.
— Взрослея, старались впечатлить девчонок, цитируя Пушкина или Лермонтова. Некоторые сочиняли стихи сами, — вспоминает Валерий.
Во многих советских школах были оркестры. Кондратенко записался туда подростком. Говорит, на музыкантов сверстники смотрели с уважением — без них не обходилось ни одно мероприятие.
— Между собой мы будто соревновались, посещая множество кружков. Я во Дворец пионеров ходил на авиамоделирование, судомодельный кружок, слесарный, токарный, драматический. На тромбоне играл в оркестре, футболом увлекался, — вспоминает армавирский музыкант.
Будучи единственным мужчиной в семье, Валерий с детства помогал по дому. Работал в огороде, ухаживая за картошкой, кукурузой, фасолью, помидорами, огурцами. Со временем подросток стал подзарабатывать игрой в оркестре. За выступления ему платили от трех до пяти рублей. Для сравнения: хлеб тогда стоил 16 копеек, билет в кино — 20-30 копеек.
— Несмотря на многие лишения, мы росли счастливыми детьми. Наверное, потому, что не задумывались, что такое счастье, а просто жили, — говорит армавирец.
Фото Александра Ковязина.
Улица против гаджетов
Детство студентки 4-го курса Института русской и иностранной филологии АГПУ Татьяны Наслян пришлось на начало «нулевых». Как когда-то ее родители, девушка много времени проводила на улице.
— Обычно мы собирались большими компаниями. Среди популярных девчоночьих развлечений были салочки, догонялки, «классики». Часто играли в «резиночки» — прыгали через узкую двойную веревку или резинку, натягивая ее на различную высоту, — вспоминает Татьяна.
В детсадовском возрасте играли в школу. Делали импровизированный класс из столов и лавочек, раздавали каждому листок бумаги и карандаш и начинали «учиться». Ролями «учитель» и «ученики» менялись, чтобы никого не обидеть. А когда пошли в настоящую школу, то интерес к игре пропал. Еще одно распространенное детское развлечение Тани — рисование мелками на асфальте.
Первые гаджеты и компьютеры появились, когда Татьяна была подростком. Компьютеры тогда еще не настолько «выключили» детей из реальной жизни. Среди интернет-игр у девочек были популярны те, где переодевали персонажа, меняли ему прически или макияж.
— Играла в аркаду «Как достать соседа», главная цель которой — отомстить соседу. Нужно было найти разные предметы и устроить ему пакости, — рассказала девушка.
Таня занималась в кружках рукоделия и вокала, позже посещала спортивные секции. Но, в отличие от советских школьников, у ее сверстников не получалось ходить на все сразу, приходилось выбирать.
— Сейчас вижу разницу между детьми своего поколения и теми, кто родился пять-десять лет назад. Они с малых лет живут с телефоном в руках. Поскольку много времени проводила на улице, общалась со сверстниками, думаю, у меня будет больше ярких детских воспоминаний, чем у нынешних подростков, — считает будущий педагог Татьяна.
Интересует современность
Научный сотрудник Армавирского краеведческого музея Алена Хрипченко шутит, что об экспонатах, отражающих детство первых десятилетий XXI века маленькие посетители знают больше нее самой.
— Среди них — популярные в последние годы игрушки-брелоки в виде кроликов различных цветов, плюшевые единороги, куклы и кукольная мебель, ферби — электронная говорящая игрушка-робот, — перечисляет Алена.
За стеклом на полках в музее стоят пони из мультсериала «Мой маленький пони: Дружба — это чудо», который последние лет пять собирает у экранов малышей. Кнопочные игрушки-антистрессы — симпл-димпл и поп-ит — стали популярны весной этого года. По словам Алены Хрипченко, их в музее еще нет, но дети часто приходят уже с ними.
— Экспозиция вызывает интерес у всех без исключения. Взрослые испытывают чувство эйфории, вспоминая свое детство, а ребята видят, во что играли их бабушки и родители. Хотя, мне кажется, советскими игрушками их не удивить, — поделилась мнением научный сотрудник армавирского музея.
Снежана Годлевская