Накануне дня памяти Виктора Цоя, погибшего 15 августа в автокатастрофе 31 год назад, о его творчестве, ставшем важной частью культурного кода россиян, поговорили с армавирским музыкантом Анатолием Персияновым.
Большой поклонник группы «Кино», он рассказал, в чем заключается гениальность ее лидера, почему «Звезду по имени Солнце» легче исполнить, чем «Ночь», а «Кукушку» не должны перепевать женщины.
«Кино» на виниле
— Когда вы впервые услышали песни Цоя?
— Мне было двенадцать лет, я учился в шестом классе. Товарищ дал послушать виниловую пластинку с альбомом «Ночь» группы «Кино». Моя мама работала в школе библиотекарем, и у нее там стоял проигрыватель. Когда дети на перемене шли играть или делать домашнее задание, я бежал в библиотеку, чтобы за пять минут успеть послушать хотя бы одну песню. Если удавалось это сделать, возвращался на урок в хорошем настроении.
— А какую песню услышали первой?
— Первой была «Ночь» из одноименного пятого студийного альбома группы, который стал первым официально выпущенным. Было это как раз в 1992 году уже после гибели Виктора Цоя. Записанная еще в 1986 году песня оставалась культовой. Своей энергетикой она меня ошпарила словно кипятком.
Песня зацепила простым текстом, доступным даже для детского ума. Понравилась гармония между словами и музыкой. Так началась моя «киномания».
— Получается, впервые услышав песни Цоя, вы сразу стали его поклонником?
— Да. После первой прослушанной пластинки, начал искать другие песни, брал пластинки и кассеты у друзей. С трудом, но собрал неплохую для того времени коллекцию альбомов группы «Кино».
В 90-е годы найти их было сложнее, чем сейчас, когда можно скачать в Интернете. Тогда брал охапку проводов, магнитофон и шел к товарищу, чтобы записать песни с кассетника. Еще нужно было подгадать момент, когда найдется свободная комната и дома не будет младших братьев или сестер, которые шумели и мешали записи.
Одна сторона кассеты проигрывалась около 40 минут. На запись двух сторон при удачном стечении обстоятельств уходило почти два часа. И все это время я сидел у товарища, чтобы унести свою кассету с песнями Виктора Цоя.
Струны в тетради
— Тексты песен тоже переписывали?
— После гибели Цоя в поездах стали продавать брошюры с текстами его песен. Отец моего друга работал машинистом и одну привез из рейса. Тиражировали в основном тексты самых популярных песен, прошедших волну питерского андеграунда. И вот из этих брошюр мы переписывали слова. У меня они до сих пор хранятся. Недавно пересматривал их, а там половина песен с неверными названиями. Люди не знали, как правильно, и называли то по первым строчкам, то по-своему.
— А на гитаре учились играть, тоже вдохновившись песнями Виктора Цоя?
— Да. И первой песней, которую научился играть, стала «Звезда по имени Солнце». Тогда для меня «Ночь» оказалась сложной по технике – нужно было при исполнении зажимать баррэ. Гитаристы знают, что для новичка взять такой аккорд тяжело.
А гитару мне в 13 лет купила бабушка. Во дворе парни постарше играли песни Цоя и нас учили. Они объясняли, а я в тетради рисовал гитарный гриф с шестью струнами и точками отмечал, куда нужно ставить пальцы.
Музыкант Анатолий Персиянов уверен, что в будущее молодежь берет с собой песни Виктора Цоя из-за их боевой энергетики и выразительной мелодичности. Фото Александра Ковязина.
Энергетика питерского рока
— Чем отличалось «Кино» от других групп, популярных в то время? От тех же «Алисы», «Крематория», «Звуков Му», «Аквариума», «Секрета»?
— «Кино» не единственная группа, чье творчество нашло отклик у молодежи 80-90-х годов. Но только у них была бодрая, боевая энергетика, сочная подача текста и музыки. Безусловно считаю лидера группы «Аквариум» Бориса Гребенщикова одним из основателей питерского рока. Но именно Виктор Цой раскачал энергетику этого направления. Гребенщиков – философ. А тексты и музыка Цоя более доступны и понятны. Он был парнем из профессионального училища, сумевшим спеть о масштабном простым языком. Когда после распада Советского Союза стали рассуждать, что взять из того времени, молодежь постсоветского периода выбрала именно песни Цоя.
— А какая его песня нравится больше всего?
— Сложный вопрос. Под каждое настроение есть своя песня группы «Кино». Сегодня это «Ночь», завтра – «Мои друзья». Очень нравится раннее творчество Виктора Цоя. А чаще слушаю «Звезду по имени Солнце», «Пачку сигарет», «Хочу перемен». Одна из любимейших композиций — «Печаль».
— Вы знаете все песни Цоя?
— Я слушаю все песни, а исполняю процентов 70.
— А какие песни группы «Кино» чаще всего просят исполнить армавирцы?
— Наиболее популярные у жителей города композиции – «Группа крови», «Хочу перемен». Возможно, это связано с событиями, которые в последнее время происходят в стране. Просят «Пачку сигарет», «Восьмиклассницу». Недавно после ее исполнения ко мне подошел мужчина и сказал, что песня ему не нравится, мол, она имеет неправильный характер. Однако она стала классикой. Творчество субъективно, каждый воспринимает его по-своему.
Виктор Цой. Фото из открытых источников.
Гений мелодий
— Были в вашей жизни события, которые переживали под песни Виктора Цоя?
— Его творчество красной нитью проходит через мою жизнь с подросткового возраста. Под его песни я формировался как личность. И рад, что с молодым поколением сейчас происходит то же: они слушают песни «Кино» и берут их с собой в будущее.
— Почему песни Цоя слушают до сих пор, перепевают?
— Он был отличным мелодистом. Его мелодии яркие и выразительные и одновременно простые. В этом Виктор Цой был гением. А еще в его песнях и спустя 30 лет отражается современность. Люди до сих пор находят в творчестве лидера группы «Кино» то, что их волнует.
— Его песни пропитаны мужской энергетикой, брутальностью. А как вы воспринимаете то, что их перепевают женщины? Например, недавно Полина Гагарина перепела «Кукушку».
— Негативно отношусь, потому что песня зазвучала иначе. Считаю, что она должна звучать максимально близко к оригиналу. Шоу-бизнес не очень честная сфера. После смерти Цоя многие захотели заработать на его песнях. Перепевая их, они не указывают даже автора, не объявляют его перед исполнением со сцены. Результат – многие молодые люди уверены, что «Кукушка» принадлежит Полине Гагариной.
Исполняя песни Цоя, я всегда упоминаю его имя и благодарю за то, что оставил нам свое гениальное творчество. Но ни разу не слышал подобного от попсовых исполнителей.
Простые аккорды
— Некоторые песни «Кино» воспринимаются как питерский нуар. А с чем ассоциируются они у вас?
— С воином, который видит безысходность ситуации, но верит, что все можно изменить, для этого нужны решимость и собранность.
— В песнях Цоя слова наложены на простейший гитарный рифф и прямой электронный бит. А на самом деле сложно их играть?
— Когда Виктор Робертович писал песни, то использовал простые аккорды, чтобы даже начинающий музыкант смог их сыграть. Если человек знаком с азами игры на гитаре, то песни Цоя по технике и исполнению будут для него доступны.
— Вы постоянно играете на площади в центре Армавира или в парке. Часто молодые горожане подпевают?
— Молодежь знает песни Цоя. Часто подпевает хиты: «Восьмиклассницу», «Группу крови», опять-таки «Хочу перемен».
Музыка вечности
— Вас песни Виктора Цоя чему-то научили?
— В его песнях есть честность, правда и любовь. Именно этому они учат. А сам Цой безусловно является примером. Он не был тщеславным. Несмотря на огромную популярность оставался простым, спокойным, застенчивым человеком с доброй душой.
— В этом году Виктору Цою исполнилось бы 59 лет. Как думаете, каким бы он был сейчас?
— Остался бы собой. Если говорить о музыкальной карьере… Перед гибелью он собирался сниматься в фильме в Америке. Мне кажется, на сцене он выступал бы еще несколько лет, а потом стал киноактером. И был бы одним из популярных. Режиссер фильма «Игла» Рашид Нугманов, где снялся Виктор Цой, отозвался о нем как о человеке, который даже в роли оставался самим собой. Это была позиция Цоя – не быть наигранным.
— Будут ли песни Цоя популярны еще через 10-20 лет?
— Не могу сказать, что песни Виктора Цоя популярны сейчас. Но их знают, каждый хоть раз слышал одну из них. Это музыка, которую будут слушать много поколений.
Снежана Годлевская