Свою аллею на окраине села Коноково соседнего Успенского района Николай Вербицкий заложил с третьей попытки. Мешали коровы, люди и засуха.
В Коноково родившийся в Армавире Николай переехал 16 лет назад. Несколько сотен метров отделяют его дом на краю улицы от живописного вида на реку Кубань, Прикубанский лес и виднеющиеся на горизонте горы. Однажды, прогуливаясь по окрестностям, он, чтобы на привычном маршруте появилась тень, решил заложить аллею. Однако воплотить простую и красивую идею получилось через тернии.
С тремя переломами
Аллея начинается от улицы Буденного, на которой живет бывший армавирец.
Более 400 метров зеленых насаждений тянутся вдоль грунтовой дороги через пастбище и упираются в русло Кубани.
Первые саженцы — ивы — Вербицкий высадил десять лет назад. Они не прижились. Через год на их месте появились молоденькие дубы.
— Но одни поломали пасущиеся здесь коровы, другие сгорели от засухи и пожаров, — вспоминает Николай. — После неудач три года я даже не думал что-то высаживать. Но идея не отпускала, зрела, и в 2015 году решился. Узнав об акции «Сад памяти» к 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне, решили семьей поучаствовать в ней и высадили аллею из лип и берез: 15 лип справа и 15 берез слева от дороги.
Учитывая неудачный опыт, Вербицкие брали уже подросшие саженцы. Николай говорит, липа более устойчива к ветрам, поэтому растет с наветренной стороны. В начале аллеи в честь дедов, сражавшихся на войне, посадили четыре черешчатых дуба.
Только без потерь не обходится. Каждый год от пасущихся неподалеку коров или овец, за которыми не успевает уследить пастух, гибнут до десяти молодых деревьев. И Николай заменяет их новыми. Но если заметил слом сразу, накладывает на него «шину» и туго фиксирует повязкой. Это помогает — на аллее растут несколько деревьев, пережившие по три перелома.
Фото Александра Ковязина.
Семейное дело
— Я экоактивист, к бережному отношению к окружающей среде приобщаю и детей. Для них и будущих внуков хочу сохранить зеленый уголок рядом со своим домом, — делится планами основатель аллеи.
Расширять ее и ухаживать за насаждениями помогает семья. Жена сразу поддержала идею. А вот сын, которому сейчас 21 год, и 17-летняя дочь сначала не понимали, зачем папа вкладывает средства и силы в аллею на краю села. Сейчас помогают отцу осознанно.
— Однажды, выкопав в своем саду дерево грецкого ореха, попросил детей посадить его в уже подготовленную яму. Однако дочь-подросток — тогда ей было лет 11 — к ней не дошла и просто прикопала саженец в небольшое углубление, присыпав его землей, прижала ногой и ушла, — вспоминает Николай. — Однако по весне деревце пустило первые листочки, постепенно укрепилось и растет до сих пор.
Недавно в начале аллеи Николай установил столб с табличкой, где написано: «Аллея высажена семьей Вербицких в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне”.
— Мы продолжаем высаживать зеленые насаждения. Соседи и жители села, прогуливаясь или фотографируясь на аллее благодарят, — рассказывает Николай.
«Невеста» после форзиции
Новые саженцы появляются на аллее в основном осенью. За два-три месяца до высадки Вербицкие делают под них ямы. Добавляют туда удобрения, чаще аммиачную селитру. Она помогает растениям прижиться, укрепляет корни и ветви.
Саженцы покупают на рынке в Ставрополе или у знакомого садовода в селе Вольном под Армавиром. Выбирают их, учитывая способность приживаться в почве с глубоким залеганием грунтовых вод, стойкость к отсутствию влаги и ветрам. Вскоре Вербицкие планируют купить неприхотливый татарский клен, которым будет заканчиваться аллея. Под эти саженцы уже готово восемь посадочных ям.
— Татарский клен очень красивый. Его плоды – крылатки – похожи на ярко-красных бабочек, которые по мере созревания становятся бурыми. Цветет он около месяца. На аллее будет выглядеть эффектно, — объясняет Николай.
В «зеленом уголке” Вербицких уже растут десять ясеней, листья которых по осени окрашиваются в ярко-желтый цвет. Есть плодовые деревья: грецкий орех, фундук, черешня, рябина, вишня, тутовник. Многие из них уже плодоносят. Сами Вербицкие урожай не собирают – дома есть свой сад. А вот отдыхающие могут угоститься на аллее фруктами.
Самое начало аллеи — это чередующиеся кустарники. В апреле зацветает ярко-желтая форзиция. А за ней в мае белыми цветами радует засухоустойчивая спирея, которую в народе называют «невестой». Вербицкие высаживали кустарники так, чтобы они цвели друг за другом.
Фото Александра Ковязина.
Гинкго билоба дороже
Прижился на аллее зизифус или китайский финик, плоды которого иногда используют в медицинских целях. Считается, они помогают снизить артериальное давление. Еще одно высаженное здесь лекарственное растение – боярышник. Во время цветения он усыпан маленькими белыми или бледно-розовыми цветами.
— А лекарства из растущей здесь гинкго билобы полезны для работы мозга. Эти саженцы самые дорогие. Поэтому я укрепил их, подвязав к колышкам, — объясняет Вербицкий.
Скоро тени на аллее добавят четыре разрастающихся платана, которые отличаются быстрым ростом и раскидистой кроной. Сейчас на аллее растут порядка 100 деревьев и кустарников.
— Но цыплят по осени считают, — шутит Николай, отвечая на вопрос, сколько же всего растений укоренилось.
Два вместо одного
Сейчас молодые деревца Вербицкие поливают раз в месяц. А когда саженцы только высадили, делали это раз в неделю. На одно дерево уходит до 20 литров воды. Привозит ее Николай на своей машине в нескольких пластиковых 19-литровых канистрах. Говорит, иногда все выходные уходят на полив.
— За растениями нужно следить, — говорит экоактивист. — Я изучал, когда нужно делать обрезку, как правильно подвязывать, чем удобрять для хорошего роста. За каждым видом деревьев нужен индивидуальный уход. Без должного внимания они не приживутся: нельзя просто посадить дерево и считать, что на этом все.
По словам мужчины, есть две опасности сохранения аллеи. На пастбище регулярно пасется крупный рогатый скот. На березах заметны следы, оставленные рогами коров. Чтобы животные не подбирались к саженцам, Николай Вербицкий специально не скашивает около них густые заросли колючей травы. Убрать ее планирует после того, как деревья вырастут и окрепнут.
А еще на место за пастбищем часто приезжает отдыхать молодежь. Несколько раз из-за непотушенных сигарет или спичек случались пожары. Последний произошел два года назад.
— Были моменты, когда опускались руки. Вкладываешь столько сил, времени, средств в обустройство аллеи, а за день из-за чьей-то безалаберности или несознательности могут погибнуть сразу несколько деревьев, — с досадой говорит Николай Вербицкий. — Но отчаяние быстро проходит. Через несколько дней уже думаю, что вместо одного погибшего растения высажу два. Деревья же вырабатывают кислород, создают тень и защищают от ветров. Разве лучше сидеть и ждать, что кто-то придет и сделает вокруг лучше? Надо действовать самому.
Снежана Годлевская
Фото Александра Ковязина.