Сегодня стало обычной практикой активно развивать ребенка. Родители, желая только лучшего, водят детей на подготовительные занятия к школе, сразу в несколько секций и кружков.
Как найти золотую середину в стремлении воспитать самого умного и талантливого и правильно подготовить будущих первоклассников, «АС» рассказала победитель приоритетного национального проекта «Образование», лучший учитель России 2009 года, заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы №7 и учитель начальных классов Светлана Бондарева.
Можно не читать
— Сколько лет вы работаете в школе?
— Работать в школу пришла сразу после окончания университета в 1993 году. Мой приход совпал с открытием нового корпуса учебного заведения. За время работы «вырастила» пять классов. Ученики последнего моего класса перешли во второй класс.
— В этом году вы стали победителем Всероссийского конкурса приоритетного национального проекта «Образование». Какую программу разработали?
— Это моя вторая победа в этом конкурсе. Первая была в 2009 году. Конкурс проходил в два этапа. В первом нужно было собрать информацию о себе. На втором представляли себя и свою программу. Я разработала программу по кубановедению для детей-инвалидов.
— Правильно ли поступают родители, отдавая детей в «развивайки» и подготовительные школы? Или необходимые знания могут быть успешно усвоены в первом классе?
— Посещать подготовительные курсы можно как в самой школе, так и в любом детском центре. Однако школа предпочтительней по нескольким причинам. Ребенок привыкает к школьной обстановке и легче входит в школьную жизнь. Он имеет возможность познакомиться с будущими одноклассниками и зподружится с ними. На подготовительных занятиях в школе он сидит определенное время за партой, занимается, тренирует усидчивость и терпение.
Основная задача подготовки к школе – сделать так, чтобы малыш быстро привык к школе, учился с удовольствием, а значит, хорошо. Чтобы он легко находил новых друзей, нормально общался со сверстниками, социализировался. Например, увлечь дошкольника рисованием или лепкой проще, чем письмом. Поэтому программа творческого блока в курсе дошкольной подготовки ориентирована прежде всего на эффективную подготовку к письму. Задача педагога – научить не столько рисовать, сколько правильно держать ручку или карандаш, укрепить детскую руку, дать необходимые навыки, сноровку. И не упустить интереса ребенка к самому процессу рисования или лепки.
Или основы математики и счета. Они включают упражнения по подготовке руки к письму – через работу с разноцветными геометрическими фигурами. Рисуя что-то в определенном порядке и видя, как замечательно получается, ребенок потом письмо будет воспринимать как рисование букв. В результате он будет писать с удовольствием. А основная проблема многих младших школьников — «ненавижу писать».
Для подвижных детей тяжело долго фокусироват внимание на чем-то одном. Если он изучает азбуку, его хватит на пять минут. Методика же обучения чтению по кубикам Зайцева гарантирует лучший и быстрый результат.
— А если ребенок не умеет читать?
— В школах нет требования, чтобы первоклассник, придя на учебу, мог писать и читать. Главное, чтобы у него была развита память, внимание и мышление. Изучение букваря в первом классе длится до марта. За это время ребенок в состоянии научиться читать.
Трудности адаптации
— Есть и другая проблема. Когда первоклашка хорошо подготовлен к школе, на уроках ему становится скучно — он уже многое знает.
— Такого не может быть, чтобы ребенок все знал. Его научили читать, но в школе он будет изучать звуки, делать звуковой анализ слова, рисовать схемы. Чему-то новому обязательно научится. Многое зависит и от того, насколько учитель может увлечь учеников.
— Что труднее всего дается первоклассникам?
— Начало учебы в школе – важное событие в жизни ребенка. Превращение из дошкольника, которому можно играть целыми днями, во взрослого и ответственного ученика-первоклассника у большинства детей проходит непросто. Помощь и поддержка родителей в адаптационный период являются залогом позитивного отношения к новому жизненному этапу – учебе в школе. Они должны поддержать ребенка и помочь ему привыкнуть к учителю.
В свою очередь педагоги просят родителей пройти анкетирование, в котором они рассказывают какие сказки. игры любит первоклассник, о его проблемах со здоровьем, чертах характера. Это позволяет учителю учесть все особенности личности школьника и найти к нему подход.
Важно установить контакт между учителем и родителями. Их взаимодействие позволяет ученику добиваться высоких результатов в школе.
Без домашки и оценок
— Сегодня закон запрещает в первом классе задавать домашнее задание. Но, как показывает практика, негласно учителя это делают для закрепления материала. А как считаете вы, оно нужно или нет?
— Да, домашние задания в первом классе запрещены. Но на самом деле ученики успевают выполнить все на уроках.
Исключение составляют творческие задания, к которым лучше подготовиться дома. Например, для развития речи я предлагаю ребятам рассказать сказку о семье, своих увлечениях. Естественно первоклассник экспромтом не сможет продумать ответ. Ему необходимо время на подготовку.
— В первом классе запрещены и оценки, но учителя поощряют детей смайликами, звездочками. Это их стимулирует?
— Оценок в первом классе быть не должно. Похвалить детей можно в устной форме. Например, сказать, что ученик сегодня хорошо ответил у доски, помог в столовой или у первоклассницы красивый бантик. Слово лучше всякой звездочки. А вот ставить в тетрадях смайлики или солнышко нельзя.
Каждая школа выбирает для себя с какого класса ставить оценки. В основном это делают со второго класса. В нашей школе именно так.
— А когда оценки появляются, как на них реагируют ученики, особенно если они неудовлетворительные?
— В начальных классах редко ставят неудовлетворительные оценки, потому что большинство детей стараются учиться. Но оценки необходимы, чтобы оценить знания ребенка.
Младшеклассники реагируют на них по-разному — в зависимости от характера. Не могу сказать, что и родители остро воспринимают неудовлетворительные оценки ребенка. Обычно дети, у которых требовательные мама и папа, стараются выполнять все задания, чтобы получить хорошую отметку.
Зачем финансовая грамотность?
— Родителям кажется, что сегодня школьная программа гораздо сложнее, чем была в их время. Начинают нанимать репетиторов чуть ли не со второго класса. Это действительно так?
— Репетиторы — это личная инициатива родителей. На самом деле в школе для отстающих детей проводят дополнительные занятия, учителя выясняют причины того, почему школьник плохо учится. Возможно у него проблемы с речью. В школе № 7 есть логопед, который обследует детей и занимается с ними.
Следуя современным тенденциям школьная программа усложняется, появляются новые предметы. Сейчас ребята изучают кубановедение, финансовую грамотность. Сами понимаете, что в современных реалиях, такие знания необходимы.
— У мам и пап вызывает недовольство предмет «Окружающий мир», который предполагает много заданий, которые выполнять приходится всей семьей. Этот предмет такой сложный?
— Этот предмет включает в себя работу с картами, проектную деятельность, сбор и обработку информации. На уроках «Окружающего мира» происходит знакомство ребят в легкодоступной формой с физикой, историей, географией и другими науками. Но проектная деятельность помогает ребенку работать с информацией, которую необходимо искать в библиотеках или Интернете. Я сотрудничаю с Центральной детской библиотекой. Из-за ограничений, связанных с пандемией, книги нам приносили в школу. Дети и родители были довольны.
— А какой распорядок дня должен быть у первоклассника?
— После занятий в школе ребенок должен отдыхать. Некоторые родители покупают дополнительные прописи и рабочие тетради, чтобы дети занимались дома. Я против такой нагрузки.
Не стоит записывать первоклашек на различные кружки. У них идет период адаптации к школе, поэтому не стоит нагружать их внеурочной деятельностью.
У первоклассников обязательно должен быть дневной сон, прогулки на свежем воздухе. Их нужно вовремя укладывать спать.
Социализация для первоклашки
— Отличается ли адаптация детей, которые сидели дома с мамой или бабушкой от детсадовских?
— Если говорить об уровне подготовки к школе, то здесь отличий нет. Многих дошколят водят на подготовительные занятия. Но детсадовские дети более социализированы. У меня училась девочка, которая не ходила в детский сад. Первое время ей было сложно общаться с одноклассниками, она вела себя замкнуто. Но потом нашла общий язык с другими учениками.
— Если в первую неделю занятий ребенок «не влился» в школьный коллектив, как быть?
— Одной недели мало, чтобы ученик нашел общий язык со всеми одноклассниками. Обычно учителя наблюдают за ребятами на переменах и уроках. Если видят, что ученик один, то обязательно поговорят с ним, посоветуют, как подружиться с остальными. Например, могут предложить принести в школу интересную книгу или пообщаться с ребятами.
В школах есть психологи. С письменного разрешения родителей, такой специалист может протестировать ребенка, побеседовать с ним, при необходимости — посетить урок и проверить, как школьник ведет себя на занятиях.
Виктория Александрова
Фото из архива Светланы Бондаревой.