Ольга Василинич: «Научиться видеть искусство – тоже искусство»

Ольга Василинич: «Научиться видеть искусство – тоже искусство»

Смотреть на произведения искусства и видеть их – разные вещи. Так считает заведующая Домом Дангулова Ольга Василинич. У нее «АС» узнал, почему важно не оставлять посетителей наедине с экспозицией, как благодаря Дому Дангулова местная рок-группа стала известной и зачем картины перед выставкой «тасуют» на полу.

Творческое место

— В Армавире вас знают как человека, вовлеченного в творческую жизнь города. А когда вы увлеклись искусством?

— Еще в раннем детстве. Когда было пять лет, моей любимой книгой была «Старые итальянские мастера эпохи Возрождения». Неожиданный выбор для малолетнего ребенка. В ней рассказывалось об известных итальянских художниках и их шедеврах, например, таких как «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли или полотнах на библейские сюжеты.

— Сколько лет вы заведуете Домом Дангулова?

— С его открытия — 27 лет. Те, кому предлагали занять эту должность, отказывались – никто не понимал, какова будет специфика работы Дома Дангулова. Мою кандидатуру бывшему директору централизованной библиотечной системы порекомендовала вдова Саввы Дангулова Изабелла Зорина. Мы с ней были знакомы. Через год в Дом Дангулова пришла работать и Светлана Данченко.

— В Доме Дангулова каждый месяц проходит новая выставка. А какую вы организовали первой?

— К нам пришел художник Николай Абрамов и спросил, можно ли организовать его выставку. Из-за нехватки места картины я развешивала на стенах небольшого коридора. В «Армавирском собеседнике» тогда появилась заметка, вырезку с которой храним до сих пор. Стали приходить посетители. За ними потянулись армавирские художники, готовые выставлять свои работы даже в коридоре. Тогда им негде было показать свое творчество — место на Арбате для них выделили позже. И первой площадкой для их экспозиций стал Дом Дангулова.

Меняя ракурс

— Какая из организованных вами выставок вызвала наибольший резонанс?

— Каждая выставка открывает для армавирцев творчество земляков. После выставок фотографов Александра Ковязина и Павла Мирчука горожане были поражены, что в нашем городе есть таланты такого масштаба.

— Какая выставка запомнилась вам больше остальных?

— Выставка Владимира Бабарики. Мы хотели ее организовать, но выяснилось, что у художника хранятся всего две картины. Остальные раскупили коллекционеры. Мы обращались к ним и просили предоставить картины для временной экспозиции. Собрали еще 50 произведений. Одно из самых ярких полотен — «Три сестры» с оптической иллюзией. Меняя ракурс, можно было увидеть, что глаза находящейся в центре девушки открывались и закрывались.

— В Доме Дангулова выставки редко повторяются – каждый раз новые авторы, произведения, темы. Как вы ищете в Армавире таланты?

— Зачастую они сами обращаются к нам. Кого-то советуют знакомые. Однажды по телевизору я увидела сюжет об открытии в Краснодаре выставки «Легенды о богинях» молодой художницы. Очень понравились ее работы, даже подумала, что с удовольствием организовала бы выставку у нас. А через несколько дней мне позвонил ее представитель и спросил, можем ли мы выставить ее картины в Доме Дангулова. Конечно, согласилась.

— Но ведь не все произведения удается выставить по самым разным причинам: нехватка места, несоответствие тематике и так далее. Есть критерии, по которым отбираете картины для выставок?

— Раньше я сама ездила к художникам и выбирала картины в соответствии с темой экспозиции. Сейчас художники могут привезти фотографии картин, и мы отберем те, что нам подходят. Смотрим на цветовую гамму. Главный критерий — чтобы картины не были слишком одинаковыми или разными, а гармонично смотрелись друг с другом.

Смыслы полотен

— Посетители видят уже готовую экспозицию. А что происходит до момента, когда выставка открывается?

— Идет организация выставки. Одно из наших условий – оформленные в рамки работы в Дом Дангулова должны привезти сами художники. У нас нет для этого транспорта. Только один раз мы со Светой Данченко сами транспортировали картины армавирского художника Андрея Киташева – ветерана Великой Отечественной войны, побывавшего в концлагерях.

Когда работы уже у нас, начинаем думать, как их расположить. Раскладываем картины на полу и смотрим на их сочетание между собой, меняем местами. И только найдя «тот самый» вариант, размещаем картины на стенах.

В организации экспозиции много своих премудростей. У каждой выставки свои законы построения, в ней должны быть идея, смысл. Самую яркую картину мы вешаем на «ударное» место, которое бросается в глаза со входа. Так заинтересовываем посетителей. Учитываем даже, в какую сторону смотрит портрет. Не все замечают, но если неправильно повесить портреты, люди ощущают дискомфорт.

Составляем экскурсионные программы для посетителей разных возрастов. Это интересная часть работы. От художника мы узнаем о его творческом пути, расспрашиваем о том, какой смысл он вкладывал в ту или иную картину.

— А часто посетители вам говорят, что не понимают смысл выставленных картин?

— Бывает и такое. Но мы не оставляем людей наедине с картинами и, если нужно, объясняем заложенную в них идею. Однажды мы проводили коллективную выставку, где часть картин была написана не в стиле реализма. Пришел мужчина, огляделся и сказал, что все это – мазня. В таких ситуациях говорим, как правильно смотреть на картину, с какого ракурса, какой смысл вложил в нее художник. И тогда люди начинают по-другому смотреть на творчество автора.

Ангелы Ирины

— Есть художники, для которых выставка в Доме Дангулова была первой, и после нее их заметили?

— Да. Например, Геннадий Домнин – председатель Творческого союза художников Армавира. Он работал инженером, хотя всю жизнь не расставался с кистью и красками. Профессиональным художником стал после выхода на пенсию, даже получив соответствующее образование. Его жена была классным руководителем моего сына. Побывав у них дома, увидела реалистичные картины Геннадия Сергеевича. И мы организовали его первую выставку, на которой он познакомился с другими армавирскими художниками. Сейчас он сотрудничает с выставочными залами Ставрополя, Москвы.

— А отслеживаете дальнейшую судьбу авторов, чьи выставки у вас проходили?

— С каждым из них складываются приятельские отношения, мы продолжаем общаться. А так как я предпочитаю живое общение, часто вижусь с этими людьми. Они приходят к нам в гости. Например, поддерживаем общение с Ириной Левченко, у которой есть своя студия во Дворце культуры, а ее творчество известно не только в Армавире и на Кубани, но и за рубежом – в Германии, Италии, Америке.

Есть ли такая выставка, которую вы еще не организовывали, но очень хотели бы?

— Благодаря сотрудничеству с выставочным залом города Лабинска я знакома с их художником Сергеем Карпенко. Его персональная выставка однажды прошла в Армавире с большим успехом. Перед пандемией должна была состояться другая, но до сих пор не можем ее устроить. Но очень хотим.

Мечтаю устроить выставку краснодарской художницы Ирины Пальцевой. Она пишет картины маслом – ангелов. Девушка согласна, но пока не решили проблемы с транспортировкой картин.

Формируя прекрасное

— Вы много лет работаете с творческими людьми разных направлений искусства. Повлияла ли работа на ваши интересы?

— Однажды я познакомилась с рукодельницей Ларисой Ковтун, от которой узнала историю создания русских народных кукол. И стала делать их сама из лоскутов и обрезков ткани. Они даже в Доме Дангулова хранятся. Вот травница с мелиссой, мятой и чабрецом внутри. Иногда провожу для детей мастер-классы по их изготовлению.

Работают ли сейчас при Доме Дангулова кружки, творческие объединения или клубы?

— Они есть, но из-за пандемии пока не собираем людей. А раньше приходили барды, поэты. Армавирские музыканты устраивали квартирники. У нас дебютировала рок-группа «Корни», в которой играли Денис Халтурин и Сергей Кобельков. Однажды к нам приехала съемочная группа телеканала «Культура», и ребята с ними познакомились. Потом выступали в Москве, Питере. Сейчас их пути разошлись, но каждый продолжает музыкальную карьеру.

— Кому пришла идея превратить Дом Дангулова в место для творческих людей, своего рода в клуб армавирской интеллигенции?

— Савва Артемьевич, передавая дом городу, просил не делать из него музей. Он хотел, чтобы здесь кипела творческая жизнь, а каждый творческий человек мог найти пристанище. И это было концепцией Дома Дангулова, которой мы придерживаемся.

— Армавир называют спортивным городом. А насколько Армавир творческий?

— Наш город очень творческий. Искусством здесь интересуются от малышей до взрослых. Кстати, любую выставку можно адаптировать под детей, чтобы им было понятно. Светлана Данченко проводит для них экскурсии. На выставку тканевой аппликации к нам приходили даже группы из детских садов.

— Вы считаете, на коллективе Дома Дангулова лежит миссия проводников творчества в массы?

— Армавир – город небольшой. И мест, где бесплатно можно познакомиться с творчеством местных авторов, практически нет. А такие места, с одной стороны, объединяют творческую интеллигенцию, с другой, через выставки, экспозиции развивают у горожан чувство прекрасного.

Одна из жительниц Армавира рассказала мне, что ее сын начал интересоваться творчеством, именно приходя на наши выставки. Сейчас он живет в Санкт-Петербурге и любит посещать художественные экспозиции, которых в культурной столице страны организовывают много.

Снежана Годлевская

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях