В Армавире более 20 лет назад группа энтузиастов сняла авторское кино

В Армавире более 20 лет назад группа энтузиастов сняла авторское кино

Фильм называется «Проделки Купидона». Идея создать кино принадлежит не профессионалу киноиндустрии, а зубному технику Дмитрию Коваленко. Он стал автором, режиссером и сыграл в фильме одну из главных ролей. О том, как это было, «АС» узнал у самого автора.

В каком году снимали фильм?

— Съемки длились два года, с 1997 по 1999 год. Снимали на «цифру». А смонтировали фильм в 2000 году, тогда же он был переозвучен. Показали «Проделки купидона» в сети кинотеатров «Кубанькино».

— О чем фильм, снятый в Армавире? И почему «Проделки Купидона»?

-Это фильм о большой любви, которая родилась в детские годы. Главный герой еще подростком увидел Марину — девочку с соседнего двора. Между ними с первого взгляда пробежала искра, та самая, которая на конце стрелы Купидона. Герои на некоторое время расстались. И встретились, будучи уже студентами. Мы думали, как показать глубокое чувство, по сути, у детей, чтобы не перешагнуть грань между любовью и пошлостью. И придумали эпизод, где Димка мчится на велосипеде вдогонку уезжающему грузовику с Мариной и кидает ей прямо в руки сорванную по дороге розу.

В Армавире более 20 лет назад группа энтузиастов сняла авторское кино

Дмитрий Коваленко более двадцати лет назад сыграл главную роль в своем фильме. Фото из архива Дмитрия Коваленко

Режиссер из Армавира

— Кому принадлежит идея фильма?

— Идея моя. Творческий человек всегда полон идей, он постоянно их генерирует. Да, такие люди — фантазеры. Но они не лежат, мечтая, на диване, а воплощают свои фантазии в жизнь, они творят.

— Почему решили снимать именно художественный фильм?

— Этот проект — попытка провинциальных мечтателей пробраться в мир кино. Никто из нас никогда не работал на телевидении и уж тем более на киностудии. Все делалось лишь из любви к кино. Чешский писатель Карел Чапек сказал: «Кино — это магическое слово. Все любят кино». Я все больше убеждаюсь в правдивости этих слов. Я радовался, что когда перерывы между съемками были долгими, до полутора месяцев, ребята не уходили со съемочной площадки, не изменили своей мечте. А я тогда напевал себе слова популярной песни группы «Машина времени»: « … и тот , кто не струсил и весел не бросил, тот Землю свою найдет». Эти слова давно стали моим девизом и помогают мне. Нам хотелось сделать для людей что-то хорошее, смешное, простое и доброе. В нашем фильме нет кровавых сцен, ни жестокого насилия, заполонившего на тот момент экраны отечественного и зарубежного кино.

— С какими трудностями вы столкнулись как режиссер?

— Многие сцены выбивали из колеи. Приходилось гоняться за дождем и снегом, что отнимало уйму времени. В киностудии для спецэффектов вызывают пожарные машины и прочие приспособления. У нас же было впечатление, что сверхъестественные силы насылали на нас ливень в самый неподходящий момент. А когда он нужен был, неожиданно выходило солнце.

Постоянно случались поломки, электрические замыкания, ломались гаражные замки, мотоциклы. Наверное, что могло выйти из строя за время съемок, вышло. К тому же у нас не было разрешения снимать на улицах. В кадр часто попадали люди или появлялись машины. Нередко сцены снимали по пять-шесть раз. Собрать все в одну кучу было непросто.

Однажды во время съемок сцены с падением Дима Суворов упал головой рядом с бутылкой, которую мы не заметили. После этого случая всегда тщательно осматривали места падений героев, стены в незнакомых помещениях, чтобы вдруг не наткнуться на оголенные провода.

Оператор из люка

— Кто был оператором-постановщиком? Что вам больше всего запомнилось из его работы?

— Оператор-постановщик «Проделок Купидона» — настоящий профессионал своего дела Вячеслав Тульнев. У нас не было ни стабилизатора движения, ни операторской тележки. Последнюю собирали сами. Но на стыках рельсов были большие толчки, которые отражались на изображении. Поэтому оператору приходилось ложиться то в багажник автомобиля, то вылазить из люка, что доставляло ему большие неудобства: машина наедет на кочку, то сам оператор провалится в люк, то стойка амортизатора попадет в кадр.

— Какие места Армавира попали в кадр? Какие сцены происходят в этих местах?

— Почти все кадры отсняты в нашем городе. Есть и сочинские улочки, правда, их немного. Выросших в 90-е годы, уверен, накроет ностальгия. Многие увидят свои микрорайоны и дома. Показали, как молодежь отдыхала на дискотеках. Много съемок в армавирских кафе, некоторых из них уже нет. Первое свидание молодых — это фактически ода Армавиру. Ромео скупил билеты на все популярные тогда карусели в нашем парке отдыха: на колесо обозрения, машинки, цепочки. Сейчас ее уже нет, а в то время люди с удовольствием ходили в комнату смеха. Например, в статической сцене нового года — центральная площадь асфальтовая, еще без брусчатого покрытия. Еще одно свидание отсняли на Фортштадте, откуда открывается очень живописный вид на реку Кубань и город. Вячеслав Тульнев сделал акцент на красотах под Армавиром. Величественный вид природы созвучен настроению влюбленных и подчеркивает серьезность их чувства.

— Кто еще вошел в съемочную группу? Сколько человек было в команде?

— В создании фильма участвовало около 250 человек, имеется в виду и техническая группа, и массовка, и даже те, кто любезно предоставлял нам свою квартиру, чтобы мы могли снять вид из окна. Вот такое народно кино.

— Как репетировали с актерами роли, как их настраивали?

— Иногда приходилось идти на маленькие хитрости. Ведь это не театральная сцена, где актер вживается в образ на протяжении спектакля. Фильм состоит из маленьких монтажных кадров, в перерывах между которыми зачастую происходит что-нибудь каламбурное. Поэтому, чтобы не тратить время на самовнушение, для сцены, где героиня должна была плакать, мы использовали пипетку с водой и разрезанные луковицы.

Энтузиазм вместо гонорара

— Кто финансировал фильм?

— Глядя на профессиональные каскадерские трюки, драки и другие массовые сцены, трудно поверить, но это так: фильм снят без финансирования. Вокруг говорили ,что я не смогу снять даже один кадр. Актеры непрофессиональные, играли без денежного вознаграждения, исключительно на энтузиазме.

В фильме было задействовано около 250 человек, а у нас не было ни разнорабочих, ни ассистентов, даже на хлопушку не всегда могли поставить человека. Самим приходилось носить тяжелые трамплины, стоять в ограждении от любопытной толпы.

— Где брали реквизит? Какой?

— В самом начале у нас ничего не было, кроме старого стоматологического фонаря и камеры. Съемки давались нелегко и были похожи на шторм. Но мы не сдались, хотя часто слышали усмешки за спиной. Пришлось осваивать все, что делается на профессиональной киностудии. Сами соорудили металлические треноги для фонарей, выступавших в качестве софитов и осветительных приборов. Чтобы не сорвать голос, смастерили тяжелый громкоговоритель из металла. После рабочего дня ремонтировали, чистили, красили «Запорожец», а потом в одной из сцен разбили его. По ночам строили, выпиливали деревянный уличный туалет, по сценарию взорвавшийся в начале фильма. Роли озвучивали в гараже, для лучшей шумоизоляции использовали листы пенопласта и яичные коробки.

Кстати, мои профессиональные навыки мне помогли в одной сцене. В домашних условиях я изготовил протезы с длинными клыками. У меня не было выпаривателей, пресс-автоматов и прочих лабораторных удобств. Вообще, многое приходилось делать вручную или даже вножную: выпиливать, строгать, клеить и прочее, — смеется Дмитрий.

Любовь смотрят всегда

— Вы давно пересматривали фильм? Как восприняли его по прошествии лет? Не показался он вам устаревшим? Или наоборот, остался современным, с востребованными темами?

— Фильм пересматривал года три назад. Устаревшим он мне не показался, хотя и снят более 20 лет назад. Такие события вполне могут происходить в наши дни. «Проделки Купидона» продолжают смотреть в социальных сетях, сейчас количество просмотров, например, в Одноклассниках более полумиллиона. Для фильма длительностью два часа 14 минут — это очень хороший показатель. Наша творческая группа старалась. Думаю, у нас это получилось настоящее кино.

— Какие творческие планы у вас сейчас?

— Творческое объединение «Солитон» не распалось и занимается компьютерной графикой, озвучкой, написанием музыки, радиопостановками. Сейчас заканчиваем строительство большой современной студии. Но самое главное — мы готовимся к грандиозному проекту, перед которым «Проделки Купидона» кажутся нам Моськой пред слоном. Одна только подготовка к нему продлится минимум года два. И это нормально в творческой среде. Вспомните первую «Матрицу», которая создавалась почти шесть лет, а второй фильм по накатанным технологиям сняли за полтора года.

Анна Омельченко
Фото из открытых источников.

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях